Коррекционно-педагогическая работа по развитию умений работать карандашами у детей с интеллектуальными нарушениями в пропедевтический период обучения рисованию

Коррекционно-педагогическая работа по развитию умений работать карандашами у детей с интеллектуальными нарушениями в пропедевтический период обучения рисованию

В статье представлен краткий анализ исследований, посвященных вопросам изучения изобразительной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями, рассмотрены особенности развития умений работать твердыми материалами (карандашами) у обучающихся с умственной отсталостью, выделены методические аспекты развития указанных умений на уроках изобразительного искусства.

Аннотация статьи
графические умения
мелкая моторика
дети с интеллектуальными нарушениями
изобразительная деятельность
Ключевые слова

Одним из важнейших условий развития ребенка, формирования его творческой личности является развитие и совершенствование различных видов деятельности, в том числе и изобразительной, которая рассматривается как специфический продуктивный вид деятельности.

Ведущие отечественные ученые, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова, Т.С. Ко­марова, Г.Г. Григорьева, Е.И. Игнатьев и др., указывают на то, что изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана с развитием его личности: в процессе изображения участвует не какая-либо отдельная функция – восприятие, мышление, внимание, память и т.д., – а личность человека в целом.

Дети с интеллектуальными нарушениями отдают предпочтение изобразительной деятельности как наиболее интересной и увлекательной, особенно любимым из всех видов изобразительной деятельности является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре.

Детское рисование давно привлекало внимание учёных. С самого зарождения детской психологии рисунок ребёнка считался одним из средств исследования его душевного мира [1, 2, 3, 4].

Однако рисование является еще и ведущим средством педагогической диагностики: в частности, занятия рисованием позволяют довольно быстро определить состояние моторики обучающегося, его ведущую руку, степень скоординированности выполняемых действий и их качество.

Несмотря на то, что у детей, имеющих интеллектуальные нарушения, к моменту начала школьного обучения, в 7-8 лет, как правило, отсутствуют ярко выраженные расстройства двигательного анализатора или нарушения, стоящие на грани с апраксией, тем не менее многие из них испытывают значительные затруднения в организации сложных двигательных актов. Обучающиеся не могут совершать точные движения в заданном направлении и с определенным усилием. При этом допускают много нерациональных движений. Мелкая мускулатура пальцев у детей этого возраста плохо развита, поэтому в первоначальный период занятий рисованием дети всецело поглощены процессом нанесения линий, а зрительный контроль за направлением движения отсутствует или сведен до минимума. Даже рисуя с образца, они нередко допускают большие неточности в передаче контуров изображаемых фигур, искажают их пропорции. Сосредоточив внимание на проведении линий, т.е. на технической стороне рисования, ребенок как бы «забывает» о форме, которую необходимо передать [5].

Анализ методической литературы показал, что формирование графических умений у детей с интеллектуальными нарушениями происходит медленно и нередко имеет ряд специфических особенностей. Мы пришли к выводу, что необходима специальная организация коррекционно-педагогической работы по развитию умений работать карандашами у обучающихся с умственной отсталостью на уроках рисования, начиная с первых лет пребывания детей в школе.

С целью изучений уровня сформированности указанных умений у детей с интеллектуальными нарушениями в 2019-2020 учебном году на базе областного казенного общеобразовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» нами была организована опытно-экспериментальная работа, предполагавшая разностороннюю проверку графической подготовленности испытуемых.

В эксперименте приняли участие 10 обучающихся первого дополнительного класса в возрасте 7-8 лет. Детям предлагались разнообразные занимательные задания, позволяющие определить, насколько ребёнок владеет карандашом: может ли провести вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, как воспроизводит замкнутые линии, умеет ли регулировать совершаемые во время рисования движения, т.е. ослаблять или усиливать нажим на карандаш, изменять амплитуду движений, ускорять или замедлять их темп; способен ли выполнять карандашом ритмические движения, изменять их направление, прекращать движение там, где это нужно.

При оценке результатов выполнения заданий использовалась балльная система, критерии оценки представлены в таблице.

Таблица

Критерии оценки уровня сформированности умений работать с карандашами у детей с интеллектуальными нарушениями

4 балла

самостоятельное и правильное выполнение заданий без помощи экспериментатора; ребенок регулирует нажим и направление линий, не выходит за пределы дорожки; карандаш не отрывается от бумаги; узор соответствует образцу по величине, стройности, ритму, элементам; штриховка соответствует образцу и заданному направлению.

3 балла

правильное выполнение заданий с незначительной помощью экспериментатора; выходы за пределы дорожки отсутствуют; карандаш отрывается не более трех раз; задание выполняется медленно, неуверенно, но, по большей части, самостоятельно.

2 балла

правильное выполнение половины заданий; не всегда может регулировать нажим и направление линии; выходы за пределы дорожки присутствуют; задание выполняется медленно, неуверенно, с отрывом карандаша от бумаги, под контролем экспериментатора.

1 балл

 неправильное выполнение большинства заданий; использует карандаш без регулирования нажима и направления линии; используется метод «рука в руке»; не более трех выходов за пределы «дорожки»; неровная дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом; нарушена плавность движений, появляются микро- и макрографии; замена одного элемента другим; разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены.

0 баллов

невозможность выполнения задания; многочисленные выходы за пределы дорожек; многократное проведение по одному и тому же месту; сильный перекос рисунка, нарушение направления штриховки, выходы за пределы контурного изображения, хаотичность линий при выполнении узора, проведении дорожки, штриховке.

По итогам испытания мы суммировали баллы, полученные каждым обучающимся за все задания. На рисунке 1 в наглядной форме представлено соотнесение общего балла выполнения заданий обучающимися с выделенными уровнями качества умений работать карандашами в пропедевтический период обучения рисования.

Рис. 1. Результаты диагностики уровня сформированности умений работать карандашами у детей с интеллектуальными нарушениями в пропедевтический период обучения рисования

По результатам диагностики, высокого уровня сформированности умений работать карандашами выявлено не было. 30% участников эксперимента показали средний уровень владения графическими умениями, у 70% зафиксирован низкий уровень.

Для развития умений работать твердыми материалами (в частности, карандашами) у детей с интеллектуальными нарушениями мы разработали систему коррекционно-педагогической работы, включающую в себя 3 блока тренировочных упражнений: I блок – рисование прямых вертикальных, горизонтальных линий, наклонных, коротких, длинных, рисование точкой. II блок – рисование дугообразных, кругообразных линий, рисование петель. III блок – рисование ломаных, зигзагообразных линий. Предложенные нами упражнения мы рекомендуем выполнять как ведущей рукой, так и обеими руками одновременно, либо левой и правой руками поочередно. Подобные упражнения гармонизируют работу полушарий мозга, что способствует не только улучшению координации движений, но и активизации мыслительных процессов, формированию речевых навыков, способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе рисования.

Приведем примеры составленных нами заданий. Упражнение «Мыльные пузыри» (рисунок 2). Ребёнку нужно провести линии от каждого пузыря вниз, попеременно меняя руку на ту, которая не является ведущей. При этом учитель напоминает обучающимся о том, что линию нужно вести сверху вниз, не отрывая руки от листа. Аналогично можно провести упражнение «Осенние листочки».

Рис. 2. Мыльные пузыри. Осенние листочки

Упражнение «Веселый дождик». Учитель рисует вдоль верхней части листа капельки (вокруг них можно нарисовать тучу, а в центре нижней части листа – небольшую лужу. Ребёнок необходимо провести линии так, чтобы каждая капелька оказалась в луже. Учитель напоминает обучающимся о том, что линии нужно вести сверху вниз, не отрывая руки от листа (рисунок 3).

Рис. 3. Веселый дождик

Упражнение «Собери лимоны». Большие лимоны «кладем» ведущей рукой в большую корзину. Маленькие лимоны «кладем» в маленькую корзину рукой, которая не является ведущей. Линии нужно вести сверху вниз, не отрывая руки от листа (рисунок 4).

Рис. 4. Большие и маленькие лимоны

Упражнение «Тир». Учитель рисует на листе бумаги ружьё и мишени. Мишени могут располагаться в разных концах листа и на разном расстоянии от ружья. И размеры их могут быть разными: большими и маленькими. Обучающимся объясняют, что карандашная линия, изображающая полёт пули, обязательно должна быть прямой и что можно попасть близко от цели, но лучше попасть в центр. Учитель предлагает немного «пострелять» (рисунок 5).

Рис. 5. Тир

Упражнение «Красная Шапочка идёт в гости». Красная Шапочка собралась в гости к бабушке, но на её пути появилось препятствие – большие камни. Чтобы их пройти, на камне с голубым контуром нужно выполнить вертикальную штриховку. На камне с розовым контуром – горизонтальную. На камне с зелёным контуром – наклонную. На камне с оранжевым контуром – круговую штриховку. На камне с жёлтым контуром – штриховку в виде сеточки. (рисунок 6).

https://sun9-53.userapi.com/impf/u692DQbXAHUG-dVxI96sdFUPhDCSiv7KGH4qsA/8y-BP3xB5Gc.jpg?size=1280x910&quality=96&sign=287ca7677c19a46e6f380e4f224afd89&type=album

Рис. 6. Красная шапочка идёт в гости

Графические навыки относятся к сложным двигательным действиям, поэтому они развиваются только под влиянием тренировок и путем многократных специально организованных упражнений, требующих длительного времени.

Систематическое применение разработанных нами упражнений в пропедевтический период обучения рисованию, на наш взгляд, будет способствовать развитию графических и изобразительных умений у детей с интеллектуальными нарушениями. В ходе выполнения упражнений обучающиеся научатся произвольно управлять движениями обеих рук, визуально контролировать направление, скорость, амплитуду, ритмичность движений ведущей руки.

Текст статьи
  1. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. М. : Просвещение, 1974. 119 с.
  2. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Издат. Центр «Академия», 2002. 205 с.
  3. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М.: Владос, 2006. 256 с.
  4. Комарова Т.С. Формирование графических навыков. – М.: Педагогика, 1970. 78 с.
  5. Шиф Ж.И. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1972. 150 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа