Стратегический анализ является важнейшей процедурой стратегического планирования. Основой для формирования эффективной стратегии компании являются результаты анализа внешней и внутренней среды, в которой функционирует хозяйствующий субъект.
Внешняя среда компании представляет собой большое количество факторов, которые воздействуют на деятельность компании в данный момент времени или в будущих периодах. Существуют эти факторы вне компании и возникают не зависимо от ее деятельности. Внутренняя среда компании представляет собой часть общей среды, которая находится в пределах компании. Она оказывает на деятельность компании самое непосредственное и постоянное воздействие [5, с. 114].
Если рассмотреть простейшие инструменты стратегического анализа среды, которые лучше адаптировались с потребностями предприятий среднего и малого бизнеса, можно назвать метод SPACE анализа. Метод SPACE – это комплексный метод, предназначенный для анализа позиции на рынке и выбора оптимальной стратегии для средних и малых предприятий [4, с. 24].
В методе SPACE предусмотрено выделение четырех групп критериев (характеристик) оценки деятельности предприятия (табл. 1) [2, с. 26].
Таблица 1
Перечень ключевых критериев, используемых в методе SPACE
Группа |
Критерии |
---|---|
Финансовая сила предприятия |
Производственные расходы; рентабельность вложенного капитала; стабильность получения прибыли; рентабельность инвестиций; ликвидность; структура задолженности; способность к повышению уровня капитализации и привлечения средств. |
Конкурентоспособность предприятия и его положение на рынке |
Рынок и его объемы; доля предприятия на рынке и его динамика; ассортимент продукции; способность осуществлять маркетинговые мероприятия возможности активного влияния на уровень цен и расходов; связи с потребителями; рентабельность продаж. |
Привлекательность отрасли, в которой работает предприятие |
Характеристика конкурентной ситуации в отрасли; стадия жизненного цикла отрасли; зависимость развития отрасли от конъюнктуры; общественная привлекательность отрасли; использование изделий отрасли в других отраслях. |
Стабильность отрасли, в которой работает предприятие |
Продолжительность жизненного цикла отрасли и стадии развития; маркетинговые и рекламные возможности в отрасли; стабильность прибыли (рентабельности), степень влияния иностранного капитала |
В процессе формирования критериев оценки следует учитывать специфику конкретной компании, ее производственные возможности, а также принятую систему ориентиров и ценностей.
Выбор критериев, их оценка и определение рекомендуемой стратегии требуют глубоких знаний как методологии стратегического анализа, так и специфики отрасли и бизнеса компании. Поэтому для SPACE-анализа нужно привлекать высококвалифицированных экспертов из числа внутренних или внешних консультантов.
Для компании оцениваются четыре группы факторов. Каждый фактор оценивается экспертно в шкале от 0 до 6 (табл. 2) [1, с. 29].
Таблица 2
Группы факторов для SPACE-анализа
Группа |
Критерии |
---|---|
Финансовая сила предприятия |
- прибыль на вложения; - финансовая зависимость; - ликвидность; - необходимый / имеющийся капитал; - поток средств; - легкость ухода с рынка; - риск предприятия. |
Конкурентоспособность предприятия и его положение на рынке |
- доля рынка; - качество продукции; - жизненный цикл продукта; - цикл замен ы продукта; - лояльность покупателей; - использование мощностей конкурентами; - вертикальная интеграция |
Привлекательность отрасли, в которой работает предприятие |
- потенциал роста; - потенциал прибыли; - финансовая стабильность; - уровень технологии; - степен ь использования ресурсов; - капиталоинтенсивность; - легкость доступа на рынок; - производительность, задействование производственных мощностей. |
Стабильность отрасли, в которой работает предприятие |
- технологические изменения; - темпы инфляции; - изменчивость спроса; - диапазон цен конкурирующих продуктов; - препятствия для доступа на рынок; - давление конкурентов; - ценовая эластичность спроса. |
SPACE-анализ проводится в несколько этапов: сначала определяется группа сотрудников компании, которые будут проводить анализ; затем определяются критерии для проведения анализа и по завершении анализа определяется стратегии развития компании в дальнейшем.
После оценки значения каждого фактора, вычисляется среднее значение факторов внутри каждой из групп, а затем откладываются полученные значения на осях координат и в результате получится четырехугольник одного из видов, представленных на рисунке.
Рис. Графическое представление различных стратегических состояний
Если максимально удаленной от центра координат является сторона в квадранте FS - IS, то компания находится в агрессивном стратегическом состоянии. Если максимально удалена сторона в квадранте IS - ES, то компания находится в конкурентном стратегическом состоянии. Если максимально удалена сторона в квадранте CA - FS, то компания находится в консервативном стратегическом состоянии. Если максимально удалена сторона в квадранте CA - ES, то компания находится в оборонительном стратегическом состоянии.
В зависимости от стратегического состояния, наиболее целесообразными являются следующие группы механизмов стратегии (табл. 3) [3, с. 13].
По результатам анализа внутренней и внешней среды предприятия осуществляется оценка стратегических альтернатив, обосновывается система стратегий и разрабатывается проект решений.
Таблица 3
Группы механизмов стратегии
Стратегическое состояние |
Группы механизмов стратегии |
---|---|
Агрессивное |
- расширение производства и продаж; - ценовую войну с конкурентами; - освоение новых секторов рынка; - продвижение брендов. |
Конкурентное |
- поиск финансовых ресурсов; - развитие сбытовых сетей. |
Консервативное |
- снижение себестоимости при повышении качества товара; - сокращение производства и выход на более перспективные рынки. |
Оборонительное |
- особое внимание механизмам парирования угроз; - уход с рынка. |
Таким образом, внешняя и внутренняя среда осуществляют как прямое, так и опосредованное влияние на предприятие. Несмотря на наличие большого количества методов исследования внешней и внутренней среды, ни один из них не обеспечивает комплексной и объективной оценки. В связи с этим для повышения эффективности анализа существует необходимость сочетания результатов сразу нескольких методов.