Методика SPACE-анализа

Методика SPACE-анализа

В статье рассмотрена методика SPACE-анализа, который является комплексным методом и позволяет провести анализ позиции компании на рынке с целью выбора дальнейшей стратегии развития.

Аннотация статьи
анализ
критерий
внутренняя среда
SPACE-анализ
внешняя среда
Ключевые слова

Стратегический анализ является важнейшей процедурой стратегического планирования. Основой для формирования эффективной стратегии компании являются результаты анализа внешней и внутренней среды, в которой функционирует хозяйствующий субъект.

Внешняя среда компании представляет собой большое количество факторов, которые воздействуют на деятельность компании в данный момент времени или в будущих периодах. Существуют эти факторы вне компании и возникают не зависимо от ее деятельности. Внутренняя среда компании представляет собой часть общей среды, которая находится в пределах компании. Она оказывает на деятельность компании самое непосредственное и постоянное воздействие [5, с. 114].

Если рассмотреть простейшие инструменты стратегического анализа среды, которые лучше адаптировались с потребностями предприятий среднего и малого бизнеса, можно назвать метод SPACE анализа. Метод SPACE – это комплексный метод, предназначенный для анализа позиции на рынке и выбора оптимальной стратегии для средних и малых предприятий [4, с. 24].

В методе SPACE предусмотрено выделение четырех групп критериев (характеристик) оценки деятельности предприятия (табл. 1) [2, с. 26].

Таблица 1

Перечень ключевых критериев, используемых в методе SPACE

Группа

Критерии

Финансовая сила предприятия

Производственные расходы; рентабельность вложенного капитала; стабильность получения прибыли; рентабельность инвестиций; ликвидность; структура задолженности; способность к повышению уровня капитализации и привлечения средств.

Конкурентоспособность предприятия и его положение на рынке

Рынок и его объемы; доля предприятия на рынке и его динамика; ассортимент продукции; способность осуществлять маркетинговые мероприятия возможности активного влияния на уровень цен и расходов; связи с потребителями; рентабельность продаж.

Привлекательность отрасли, в которой работает предприятие

Характеристика конкурентной ситуации в отрасли; стадия жизненного цикла отрасли; зависимость развития отрасли от конъюнктуры; общественная привлекательность отрасли; использование изделий отрасли в других отраслях.

Стабильность отрасли, в которой работает предприятие

Продолжительность жизненного цикла отрасли и стадии развития; маркетинговые и рекламные возможности в отрасли; стабильность прибыли (рентабельности), степень влияния иностранного капитала

В процессе формирования критериев оценки следует учитывать специфику конкретной компании, ее производственные возможности, а также принятую систему ориентиров и ценностей.

Выбор критериев, их оценка и определение рекомендуемой стратегии требуют глубоких знаний как методологии стратегического анализа, так и специфики отрасли и бизнеса компании. Поэтому для SPACE-анализа нужно привлекать высококвалифицированных экспертов из числа внутренних или внешних консультантов.

Для компании оцениваются четыре группы факторов. Каждый фактор оценивается экспертно в шкале от 0 до 6 (табл. 2) [1, с. 29].

Таблица 2

Группы факторов для SPACE-анализа

Группа

Критерии

Финансовая сила предприятия

- прибыль на вложения;

- финансовая зависимость;

- ликвидность;

- необходимый / имеющийся капитал;

- поток средств;

- легкость ухода с рынка;

- риск предприятия.

Конкурентоспособность предприятия и его положение на рынке

- доля рынка;

- качество продукции;

- жизненный цикл продукта;

- цикл замен ы продукта;

- лояльность покупателей;

- использование мощностей конкурентами;

- вертикальная интеграция

Привлекательность отрасли, в которой работает предприятие

- потенциал роста;

- потенциал прибыли;

- финансовая стабильность;

- уровень технологии;

- степен ь использования ресурсов;

- капиталоинтенсивность;

- легкость доступа на рынок;

- производительность, задействование производственных мощностей.

Стабильность отрасли, в которой работает предприятие

- технологические изменения;

- темпы инфляции;

- изменчивость спроса;

- диапазон цен конкурирующих продуктов;

- препятствия для доступа на рынок;

- давление конкурентов;

- ценовая эластичность спроса.

SPACE-анализ проводится в несколько этапов: сначала определяется группа сотрудников компании, которые будут проводить анализ; затем определяются критерии для проведения анализа и по завершении анализа определяется стратегии развития компании в дальнейшем.

После оценки значения каждого фактора, вычисляется среднее значение факторов внутри каждой из групп, а затем откладываются полученные значения на осях координат и в результате получится четырехугольник одного из видов, представленных на рисунке.

Рис. Графическое представление различных стратегических состояний

Если максимально удаленной от центра координат является сторона в квадранте FS - IS, то компания находится в агрессивном стратегическом состоянии. Если максимально удалена сторона в квадранте IS - ES, то компания находится в конкурентном стратегическом состоянии. Если максимально удалена сторона в квадранте CA - FS, то компания находится в консервативном стратегическом состоянии. Если максимально удалена сторона в квадранте CA - ES, то компания находится в оборонительном стратегическом состоянии.

В зависимости от стратегического состояния, наиболее целесообразными являются следующие группы механизмов стратегии (табл. 3) [3, с. 13].

По результатам анализа внутренней и внешней среды предприятия осуществляется оценка стратегических альтернатив, обосновывается система стратегий и разрабатывается проект решений.

Таблица 3

Группы механизмов стратегии

Стратегическое состояние

Группы механизмов стратегии

Агрессивное

- расширение производства и продаж;

- ценовую войну с конкурентами;

- освоение новых секторов рынка;

- продвижение брендов.

Конкурентное

- поиск финансовых ресурсов;

- развитие сбытовых сетей.

Консервативное

- снижение себестоимости при повышении качества товара;

- сокращение производства и выход на более перспективные рынки.

Оборонительное

- особое внимание механизмам парирования угроз;

- уход с рынка.

Таким образом, внешняя и внутренняя среда осуществляют как прямое, так и опосредованное влияние на предприятие. Несмотря на наличие большого количества методов исследования внешней и внутренней среды, ни один из них не обеспечивает комплексной и объективной оценки. В связи с этим для повышения эффективности анализа существует необходимость сочетания результатов сразу нескольких методов.

Текст статьи
  1. Галустова К.Ю. Внешняя среда как источник, необходимый для поддержания внутреннего потенциала организации // Политика, экономика и инновации, 2019. №6. С.29.
  2. Игнатьева А.В. Методы анализа внутренней среды организации // Политика, экономика и инновации, 2018. №1. С.26.
  3. Королев Н.М. Разработка стратегического плана организации // Политика, экономика и инновации, 2018. №5. С.13.
  4. Подколзина О.И. Стратегическое планирование в организации // Политика, экономика и инновации, 2019. №1. С.24.
  5. Степанова Л.Д. Анализ состояния компании: выявление сильных и слабых сторон деятельности // Политика, экономика и инновации, 2018. №2. С.114.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 12 июня по 18 июня
Осталось 7 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня