Главная
Конференции
Роль социально-гуманитарного знания в развитии интеллектуального потенциала нации
Структурно-содержательная модель формирования общекультурных компетенций будущег...

Структурно-содержательная модель формирования общекультурных компетенций будущего педагога в условиях компетентностного подхода в образовании

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

модель
компетентностный подход
будущий педагог
формирование
общекультурные компетенции
условие

Аннотация статьи

В статье раскрывается модель формирования общекультурных компетенций будущего педагога в условиях компетентностного подхода в образовании.

Текст статьи

В условиях компетентностного подхода в образовании изменились требования к современному специалисту. Современный специалист должен обладать не только необходимыми профессиональными знаниями и умениями, но и обладать совокупностью общекультурных компетенций.

В условиях компетентностного подхода в образовании происходит смена приоритетов, появляется новый идеал студента – «человека культуры», обладающего общекультурной компетентностью.

Общекультурная компетентность – это важная для всех выпускников ВУЗа компетентность, вне зависимости от специальности и получаемой квалификации. Именно общекультурная компетентность определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом.

Значимость этого интегративного качества личности повышается и в связи с переходом от традиционной к компетентностной парадигме образования, значимость данной парадигмы отмечено в научных трудах ряда ученых, как О.В. Акулова, О.Е. Лебедев, Е.С.Заир-Бек, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына и других [2].

Качество и эффективность профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях компетентностного подхода в образовании определяется сформированностью общекультурных компетенций, которая может быть обеспечена наличием педагогического потенциала и профессиональных ценностей.

Поскольку одной из основных задач нашего исследования является разработка модели формирования общекультурных компетенций будущих педагогов в условиях компетентностного подхода в образовании для начала будет целесообразным привести дефиниции понятию «модель».

Термин «модель» в современных педагогических и психологических работах употребляется в самых различных смыслах и, следовательно, не имеет однозначного определения.

Анализ литературных источников показал, что термин «модель» (от латинского слова «mоdulus») означает меру, анализ, образец, норму.

По мнению В.Г. Афанасьева, моделирование – это особый метод познавательной деятельности, означающий воспроизводство объекта исследования в определенную систему, то есть в модель [1].

Принимая во внимание вышеизложенное, нами предпринята попытка отобразить исследуемый процесс формирования общекультурных компетенций будущих педагогов в условиях компетентностного подхода в образовании.

Поскольку в нашем исследовании речь идет о необходимости формирования общекультурных компетенций будущих педагогов в условиях компетентностного подхода в образовании, возникает необходимость в разработке такой модели, которая обеспечивает условия профессиональной подготовки креативно мыслящих и высококвалифицированных специалистов в профессиональной деятельности.

Учитывая, особенности педагогической специальности и процесса вузовского обучения, мы в модели формирования общекультурных компетенций будущих педагогов в условиях компетентностного подхода в образовании обозначили содержание трех основных компонентов, как когнитивного, содержательного, результативного:

Когнитивный компонент модели формирования общекультурных компетенций будущих педагогов включает в себе совокупность личностно-познавательных мотивов и педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включённых в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования.

Содержательный компонент модели формирования общекультурных компетенций будущих педагогов содержит в себя способы и приёмы педагогической деятельности педагога.

Результативный компонент модели формирования общекультурных компетенций будущих педагогов раскрывает механизм овладения ею и её воплощения как творческого акта.

В процессе нашего исследования мы пришли к выводу о том, что решению задачи формирования общекультурных компетенций будущих педагогов в условиях компетентностного подхода в образовании будет способствовать разработанная нами модель. При разработке данной модели учитывалось определение принципов, методов, форм, средств, этапов формирования общекультурных компетенций будущих педагогов в условиях компететностного подхода в образовании, применяемого в учебном процессе вуза.

В структуру построения модели формирования общекультурных компетенций будущих педагогов в условиях компетентностного подхода в образовании нами положены следующие принципы:

  • целостность и системность, реализуемый через выработку общих подходов к отбору содержания формирования общекультурных компетенций будущих педагогов в условиях компетентностного подхода в образовании;
  • открытость и динамичность, осуществляемый посредством обеспечения адекватности и релевантности профессиональной среды целевым установкам процесса формирования общекультурных компетенций будущих педагогов в условиях компетентностного подхода в образовании;
  • самоактуализация, реализуемый посредством активизации процесса инновационного и креативного развития студента в условиях его профессиональной подготовки;
  • функциональность, обеспечивающий влияние уровня сформированности общекультурных компетенций будущих педагогов в условиях компетентностного подхода в образовании;
  • последовательность – планирование содержания опирается на поэтапный переход, где каждое последующее знание, умение и формируемый опыт опирается на усвоенное ранее;
  • креативность – направленность на творческую самореализацию, развитие общекультурных компетенций будущих педагогов.

Комбинация обозначенных нами выше подходов и выделенных показателей дало нам возможность определить те компетенции, которые, на наш взгляд, составляют основу общекультурных компетенций будущих педагогов, которые можно успешно формировать в условиях компетентностного подхода в образовании, а именно:

  1. умения познавать опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества; отдельных народов;
  2. умение с учетом компетентностного подхода в образовании владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
  3. умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
  4. умение отбирать, композиционно построить информации, направленности содержания, методов, стратегий образования;
  5. умение владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией;
  6. умение активизировать свои компетенции по применению современных методик и технологий, методов обучения в целях успешного осуществления своей деятельности в будущем;
  7. умение применять в своей деятельности нормативные правовые документы;
  8. умение осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
  9. умение применять психолого-педагогические знания для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития;
  10. умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
  11. умение правильно ставить обучающие цели, профессионально относиться к своей деятельности, креативно использовать познавательные ресурсы инновационных технологий обучения;
  12. умение использовать специфику этнокультурного развития своей страны для формирования мировоззрения учащихся и эффективного использования их во время практики;
  13. умение на компетентностной основе использовать новейшие технологии обучения, в том числе инновационные технологии обучения;
  14. умение обеспечивать саморегуляцию и координацию своей деятельности в социально-культурных и др. ситуациях;
  15. умение накапливать знания для совершенствования своих общекультурных и профессиональных компетенций;
  16. умение подать, презентовать свои знания как общекультурного и профессионального характера и др.

Список литературы

  1. Афанасьев В.В. Общая методика диагностики и оценки качества обучения в вузе // Вестник Костромского государственного университета им. Некрасова. 2006. № 4. С. 84 -88.
  2. Компетентностная модель современного педагога. Учебно-методическое пособие / О.В. Акулова, Е.С.Заир-Бек, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 158 с.
  3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. с. 31.
  4. Чуб Е.В. Компетентностный подход в образовании// Инновации в образовании. 2008. № 3, С. 21.

Поделиться

2611

Джиргалбаева А. К. Структурно-содержательная модель формирования общекультурных компетенций будущего педагога в условиях компетентностного подхода в образовании // Роль социально-гуманитарного знания в развитии интеллектуального потенциала нации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 25 февраля 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 59-60. URL: https://apni.ru/article/1981-strukturno-soderzhatelnaya-model-formirovan

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря