В условиях компетентностного подхода в образовании изменились требования к современному специалисту. Современный специалист должен обладать не только необходимыми профессиональными знаниями и умениями, но и обладать совокупностью общекультурных компетенций.
В условиях компетентностного подхода в образовании происходит смена приоритетов, появляется новый идеал студента – «человека культуры», обладающего общекультурной компетентностью.
Общекультурная компетентность – это важная для всех выпускников ВУЗа компетентность, вне зависимости от специальности и получаемой квалификации. Именно общекультурная компетентность определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом.
Значимость этого интегративного качества личности повышается и в связи с переходом от традиционной к компетентностной парадигме образования, значимость данной парадигмы отмечено в научных трудах ряда ученых, как О.В. Акулова, О.Е. Лебедев, Е.С.Заир-Бек, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына и других [2].
Качество и эффективность профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях компетентностного подхода в образовании определяется сформированностью общекультурных компетенций, которая может быть обеспечена наличием педагогического потенциала и профессиональных ценностей.
Поскольку одной из основных задач нашего исследования является разработка модели формирования общекультурных компетенций будущих педагогов в условиях компетентностного подхода в образовании для начала будет целесообразным привести дефиниции понятию «модель».
Термин «модель» в современных педагогических и психологических работах употребляется в самых различных смыслах и, следовательно, не имеет однозначного определения.
Анализ литературных источников показал, что термин «модель» (от латинского слова «mоdulus») означает меру, анализ, образец, норму.
По мнению В.Г. Афанасьева, моделирование – это особый метод познавательной деятельности, означающий воспроизводство объекта исследования в определенную систему, то есть в модель [1].
Принимая во внимание вышеизложенное, нами предпринята попытка отобразить исследуемый процесс формирования общекультурных компетенций будущих педагогов в условиях компетентностного подхода в образовании.
Поскольку в нашем исследовании речь идет о необходимости формирования общекультурных компетенций будущих педагогов в условиях компетентностного подхода в образовании, возникает необходимость в разработке такой модели, которая обеспечивает условия профессиональной подготовки креативно мыслящих и высококвалифицированных специалистов в профессиональной деятельности.
Учитывая, особенности педагогической специальности и процесса вузовского обучения, мы в модели формирования общекультурных компетенций будущих педагогов в условиях компетентностного подхода в образовании обозначили содержание трех основных компонентов, как когнитивного, содержательного, результативного:
Когнитивный компонент модели формирования общекультурных компетенций будущих педагогов включает в себе совокупность личностно-познавательных мотивов и педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включённых в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования.
Содержательный компонент модели формирования общекультурных компетенций будущих педагогов содержит в себя способы и приёмы педагогической деятельности педагога.
Результативный компонент модели формирования общекультурных компетенций будущих педагогов раскрывает механизм овладения ею и её воплощения как творческого акта.
В процессе нашего исследования мы пришли к выводу о том, что решению задачи формирования общекультурных компетенций будущих педагогов в условиях компетентностного подхода в образовании будет способствовать разработанная нами модель. При разработке данной модели учитывалось определение принципов, методов, форм, средств, этапов формирования общекультурных компетенций будущих педагогов в условиях компететностного подхода в образовании, применяемого в учебном процессе вуза.
В структуру построения модели формирования общекультурных компетенций будущих педагогов в условиях компетентностного подхода в образовании нами положены следующие принципы:
- целостность и системность, реализуемый через выработку общих подходов к отбору содержания формирования общекультурных компетенций будущих педагогов в условиях компетентностного подхода в образовании;
- открытость и динамичность, осуществляемый посредством обеспечения адекватности и релевантности профессиональной среды целевым установкам процесса формирования общекультурных компетенций будущих педагогов в условиях компетентностного подхода в образовании;
- самоактуализация, реализуемый посредством активизации процесса инновационного и креативного развития студента в условиях его профессиональной подготовки;
- функциональность, обеспечивающий влияние уровня сформированности общекультурных компетенций будущих педагогов в условиях компетентностного подхода в образовании;
- последовательность – планирование содержания опирается на поэтапный переход, где каждое последующее знание, умение и формируемый опыт опирается на усвоенное ранее;
- креативность – направленность на творческую самореализацию, развитие общекультурных компетенций будущих педагогов.
Комбинация обозначенных нами выше подходов и выделенных показателей дало нам возможность определить те компетенции, которые, на наш взгляд, составляют основу общекультурных компетенций будущих педагогов, которые можно успешно формировать в условиях компетентностного подхода в образовании, а именно:
- умения познавать опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества; отдельных народов;
- умение с учетом компетентностного подхода в образовании владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
- умение отбирать, композиционно построить информации, направленности содержания, методов, стратегий образования;
- умение владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией;
- умение активизировать свои компетенции по применению современных методик и технологий, методов обучения в целях успешного осуществления своей деятельности в будущем;
- умение применять в своей деятельности нормативные правовые документы;
- умение осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
- умение применять психолого-педагогические знания для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития;
- умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
- умение правильно ставить обучающие цели, профессионально относиться к своей деятельности, креативно использовать познавательные ресурсы инновационных технологий обучения;
- умение использовать специфику этнокультурного развития своей страны для формирования мировоззрения учащихся и эффективного использования их во время практики;
- умение на компетентностной основе использовать новейшие технологии обучения, в том числе инновационные технологии обучения;
- умение обеспечивать саморегуляцию и координацию своей деятельности в социально-культурных и др. ситуациях;
- умение накапливать знания для совершенствования своих общекультурных и профессиональных компетенций;
- умение подать, презентовать свои знания как общекультурного и профессионального характера и др.