Автор(-ы):
Джиргалбаева Айнура Кенжекалиевна
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье раскрывается модель формирования общекультурных компетенций будущего педагога в условиях компетентностного подхода в образовании.
Текст статьи
В условиях компетентностного подхода в образовании изменились требования к современному специалисту. Современный специалист должен обладать не только необходимыми профессиональными знаниями и умениями, но и обладать совокупностью общекультурных компетенций.
В условиях компетентностного подхода в образовании происходит смена приоритетов, появляется новый идеал студента – «человека культуры», обладающего общекультурной компетентностью.
Общекультурная компетентность – это важная для всех выпускников ВУЗа компетентность, вне зависимости от специальности и получаемой квалификации. Именно общекультурная компетентность определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом.
Значимость этого интегративного качества личности повышается и в связи с переходом от традиционной к компетентностной парадигме образования, значимость данной парадигмы отмечено в научных трудах ряда ученых, как О.В. Акулова, О.Е. Лебедев, Е.С.Заир-Бек, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына и других [2].
Качество и эффективность профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях компетентностного подхода в образовании определяется сформированностью общекультурных компетенций, которая может быть обеспечена наличием педагогического потенциала и профессиональных ценностей.
Поскольку одной из основных задач нашего исследования является разработка модели формирования общекультурных компетенций будущих педагогов в условиях компетентностного подхода в образовании для начала будет целесообразным привести дефиниции понятию «модель».
Термин «модель» в современных педагогических и психологических работах употребляется в самых различных смыслах и, следовательно, не имеет однозначного определения.
Анализ литературных источников показал, что термин «модель» (от латинского слова «mоdulus») означает меру, анализ, образец, норму.
По мнению В.Г. Афанасьева, моделирование – это особый метод познавательной деятельности, означающий воспроизводство объекта исследования в определенную систему, то есть в модель [1].
Принимая во внимание вышеизложенное, нами предпринята попытка отобразить исследуемый процесс формирования общекультурных компетенций будущих педагогов в условиях компетентностного подхода в образовании.
Поскольку в нашем исследовании речь идет о необходимости формирования общекультурных компетенций будущих педагогов в условиях компетентностного подхода в образовании, возникает необходимость в разработке такой модели, которая обеспечивает условия профессиональной подготовки креативно мыслящих и высококвалифицированных специалистов в профессиональной деятельности.
Учитывая, особенности педагогической специальности и процесса вузовского обучения, мы в модели формирования общекультурных компетенций будущих педагогов в условиях компетентностного подхода в образовании обозначили содержание трех основных компонентов, как когнитивного, содержательного, результативного:
Когнитивный компонент модели формирования общекультурных компетенций будущих педагогов включает в себе совокупность личностно-познавательных мотивов и педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включённых в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования.
Содержательный компонент модели формирования общекультурных компетенций будущих педагогов содержит в себя способы и приёмы педагогической деятельности педагога.
Результативный компонент модели формирования общекультурных компетенций будущих педагогов раскрывает механизм овладения ею и её воплощения как творческого акта.
В процессе нашего исследования мы пришли к выводу о том, что решению задачи формирования общекультурных компетенций будущих педагогов в условиях компетентностного подхода в образовании будет способствовать разработанная нами модель. При разработке данной модели учитывалось определение принципов, методов, форм, средств, этапов формирования общекультурных компетенций будущих педагогов в условиях компететностного подхода в образовании, применяемого в учебном процессе вуза.
В структуру построения модели формирования общекультурных компетенций будущих педагогов в условиях компетентностного подхода в образовании нами положены следующие принципы:
Комбинация обозначенных нами выше подходов и выделенных показателей дало нам возможность определить те компетенции, которые, на наш взгляд, составляют основу общекультурных компетенций будущих педагогов, которые можно успешно формировать в условиях компетентностного подхода в образовании, а именно:
Список литературы
Поделиться
Джиргалбаева А. К. Структурно-содержательная модель формирования общекультурных компетенций будущего педагога в условиях компетентностного подхода в образовании // Роль социально-гуманитарного знания в развитии интеллектуального потенциала нации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 25 февраля 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 59-60. URL: https://apni.ru/article/1981-strukturno-soderzhatelnaya-model-formirovan