В ходе исследований работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста педагоги часто выявляют слабое развитие кисти руки, нарушение мелкой моторики, наблюдается скованность и медлительность движений. Уровень развития мелкой моторики рук является важным показателем интеллектуальной подготовленности детей к дальнейшему образовательному процессу. У дошкольников с низким уровнем развития мелкой моторики наблюдается: рассеянное внимание, повышенная утомляемость, тревожность, затруднения с выполнением заданий, связанных с формированием графических навыков.
Все эти факторы могут привести к задержке развития ребенка и к осложнениям освоения учебной программы при дальнейшем обучении в образовательном учреждении.
Что касается детей с высоким уровнем развития мелкой моторики рук. Дети, имеющие высокий показатели в развитии мелкой моторики рук, без труда учатся разговорной речи, отличаются высоким уровнем логического мышления, внимания, памяти, быстрым освоением графических навыков.
На основе сказанного можем сделать вывод, что успешное формирование и развитие мелкой моторики рук способствует речевому развитию детей, положительной динамике в исправлении речевых дефектов, формируются базовые умения для выполнения различных бытовых и учебных операциях (завязывание шнурков, застегивание замков, пуговиц на одежде, держать ложку, карандаш, ручку, кисть). Высокий уровень развития мелкой моторики является важным показателем готовности детей к школе.
Одним из эффективных средств успешного развития мелкой моторики рук являются пальчиковые игры. Цель применения пальчиковых игр – развитие мелкой моторики, активизация речи, мышления, внимания, памяти, улучшение пространственной организации, повышение работоспособности детей во время образовательного процесса, а также формирование графических навыков для дальнейшего обучения письму [1].
Влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук у детей
У детей дошкольного возраста основным деятельности является игра. В игровой деятельности ребенок накапливает значительный опыт. Из накопленного опыта ребенок формирует представления, которые в дальнейшем он связывает со словом. Пальчиковые игры выступают эффективным средством в развитии мелкой моторики рук у детей.
И.Е. Светлова раскрывает значение пальчиковых игр как эффективного средства развития мелкой моторики рук следующим образом:
- Пальчиковые игры развивают ловкость пальцев, умение координировать и согласовывать движения;
- Формируют и развивают устную речь ребенка;
- Развивают творческие навыки, воображение;
- Непринужденно прививаются основные культурно-гигиенические навыки;
- Концентрируется внимание на одном виде деятельности, что способствует развитию усидчивости;
- Корректируется эмоциональная сфера ребенка
Виды пальчиковых игр. В научной педагогической литературе выделяют различные виды пальчиковых игр, в зависимости от их цели [4]:
- Игры-манипуляции: данный вид игр способствует развитию воображения у детей, каждый пальчик в игре выступает как отдельный объект. Примеры игр: «Сорока-белобока», «Пальчики уснули», «Ладушки-ладушки».
- Пальчиковые кинезиологические упражнения: комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное воздействие (гимнастика для мозга) Примеры упражнений: «Колечко», «Взгляд влево вверх», «Глаз-путешественник».
- Сюжетные пальчиковые упражнения: вид пальчиковых игр, позволяющий детям изображать различные приметы, элементы неживой природы, виды транспорта, животных, птиц, насекомых, деревьев, цветов. Примеры игр: «Грабли», «Елка», «Птички».
- Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук: игры с использованием массажных движений (пощипывание, растирание, надавливание разминание). Примеры игр: «Гуси щиплют травку», «Согреем руки», «Молоточек».
- Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением: в данном виде игр происходит синтез движений, речи и музыки. Примеры игр: «Я пеку, пеку, пеку», «Пальчик мой», «Цап-царап».
При систематическом использовании пальчиковых игр в образовательном и воспитательном процессе исчезает скованность движений в кистях и пальцах рук, формируется гибкость и подвижность. В процессе проведения пальчиковых игр развивается память, внимание, восприятие, мышление. Также данный вид игр способствует повышению эмоционального настроя детей, формированию позитивных отношений между детьми и взрослыми.
Данный вид игр обладает яркой эмоциональной окраской. Содержат элементы сюрприза, импровизации, театрализованности, увлекают детей своей непосредственностью, захватывают содержанием сюжетов. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира (явления природы, различные предметы, животных, птиц, насекомых). Во время проведения пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых. В результате повторения происходит активизация моторики рук, вырабатывается умения управлять своими движениями, ловкость, происходит концентрация внимания на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры является эффективным средством как для развития детей дошкольного возраста в их ведущем виде деятельности – игре.
Современные концепции дошкольного образования подтверждают позитивное влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Заключение
В ходе исследования были рассмотрены виды пальчиковых игр, значение их как эффективного средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, исследователи, занимающиеся данным вопросом. Также рассмотрено влияние пальчиковых игр на проблему развития мелкой моторики рук.