В структуре подготовки младшего школьника одним из основных предметов является «Литературное чтение». Он развивает функциональную грамотность, помогает воспитанию младшего школьника, его развитию.
В учебно-методическом комплекте «Гармония» авторы постарались сочетать два педагогических направления: всестороннее развитие личности учащегося и формирование у него определенных образовательным стандартом знаний, умений, навыков. Тем самым, одной из главных задач создателей учебно-методического комплекта «Гармония» стала разработка способов организации учебной деятельности учеников начального звена. С помощью этих способов младшие школьники будут обеспечены комфортными условиями для своего развития в процессе обучения.
Авторы комплекта «Гармония», как и многие другие авторы различных учебно-методических комплектов, предлагают три формы организации образовательного процесса: индивидуальная, парная, групповая.
При индивидуальной работе на уроке младшие школьники работают самостоятельно по заданиям, которые подобраны в соответствии с уровнем их подготовки.
При парной форме учебной работы младшие школьники делятся на пары и выполняют вместе заданную работу.
При групповой работе ученики начального звена делятся на группы, между членами которой распределяется учебная работа. Результат выполнения сначала обсуждается и оценивается в группе, а затем выносятся на рассмотрение всего класса и педагога.
На уроках литературного чтения авторы комплекта «Гармония» предлагают такие виды речевой деятельности, как слушание, говорение, чтение [1].
При аудировании (слушании) ученики начального звена воспринимают литературное произведение на слух. Младшие школьники учатся слушать и понимать произведения; давать простую оценку эмоционально состояния героев [3].
Чтение, как речевая деятельность, предполагает плавное чтение вслух по слогам или же целыми словами, при этом скорость чтения зависит от индивидуального темпа чтения. Кроме того, младшие школьники учатся читать с выражением, с интонацией, которые соответствуют знакам препинания. Вместе с тем, при организации чтения, можно выбрать способ чтение «про себя». При таком чтении младшие школьники самостоятельно читают и понимают смысл текста, а также учатся находить нужную информацию.
Говорение – такой вид деятельности, при котором ученики начального звена осваивают диалог как вид речи. Они учатся отвечать на вопросы по прочитанному тексту; выслушивать мнение других, при этом, не перебивая своих одноклассников. Младшие школьники учатся использовать нормы речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения. Так же они учатся передавать свои впечатления от повседневной жизни, литературного и живописного произведения, при помощи монолога [2].
Таким образом, с помощью предмета «Литературное чтение» авторы учебно-методического комплекта «Гармония» обеспечивают младших школьников необходимыми и комфортными условиями для развития в процессе обучения.