Актуальность
Из-за растущего уровня стресса у населения повышается риск возникновения различных заболеваний, что является актуальной проблемой современной психофизиологии.
Цель исследования:
Установить зависимость возникновения заболеваний от уровня стресса населения и ее причины.
Гиппократ, отец современной медицины, сказал однажды: «гораздо важнее знать, какова личность больного, чем знать название его болезни» [1, с. 251].
Эмоции играют решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме человека. К сожалению, больше внимания в развитии медицины уделяется исследованию лекарственных и хирургических методов лечения, а также созданию современного медицинского оборудования. Тем не менее, около 80% проблем со здоровьем людей содержат эмоциональные компоненты, непосредственно влияющие на развитие патологических процессов в их организме.
Психофизиология (психологическая физиология) – научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.
Психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека – это именно то, что понимают под эмоциями. К классу эмоциональных явлений принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, страсти, эмоциональный стресс.
Аффект – наиболее мощный вид эмоциональной реакции.
Интенсивные, бурно протекающие, а главное, кратковременные эмоциональные вспышки, такие, как ярость, ужас, сильный гнев, отчаяние, глубокое горе, бурная радость, принято относить к классу аффектов.
Эмоции отличаются от аффектов длительностью и интенсивностью. Если аффекты носят кратковременный характер, то эмоции – это более длительные состояния.
Эмоции подразделяются на низшие и высшие. Низшие эмоции связаны с органическими потребностями и делятся на два вида: гомеостатические, направленные на поддержание постоянства среды в организме, и инстинктивные, связанные, к примеру, с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями. Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением идеальных и социальных потребностей. Эти более сложные эмоции развиваются на базе сознания человека и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции [4, с. 113].
На данный момент под термином «стресс» понимают неспецифическую реакцию организма на чрезвычайные раздражители, в последствии именуемые стрессорами.
Системы противодействия организма стрессорам (чрезвычайным раздражителям) направлены на сохранение постоянства внутренней среды – гомеостаза.
Физиологические реакции организма на стресс, как правило, оказывают положительное влияние на его деятельность. Организм подготавливается к чрезвычайной ситуации в результате активизации многих процессов.
Но, к сожалению, физиологические реакции, вызванные эмоциями, не всегда оказывают положительное влияние на организм.
К примеру, длительный стресс повышает вероятность возникновения различных болезней, развивающихся на нервной почве.
Различают следующие функции эмоциональной деятельности [2, с. 252]:
- отражательно-оценочная функция
- побудительная функция
- активирующая функция, связанная с побудительной
- регулирующая функция
- синтезирующая функция
- смыслообразование
- защитная функция
- экспрессивная функция.
Регуляторная функция эмоций проявляется в формировании активности, направленной на усиление или прекращение действия раздражителей.
Биологическую теорию эмоций впервые выдвинул Ч. Дарвин. Он напрямую связывал возникновение эмоций с удовлетворением базовых инстинктов (размножением, борьбой за существование, питанием). Если базовые инстинкты удовлетворены, то это способствует возникновению положительных эмоций, если нет – отрицательных [3, с. 186].
Согласно теории Джеймса-Ланге, все происходит в другой последовательности: субъект переживает эмоцию как ощущение физиологических изменений в собственном организме, т.е. физические ощущения и есть сама эмоция. Происходит это после восприятия, вызвавшего эмоцию. Интерес к теории, носящей название «периферическая», возник благодаря практике психотерапии – техникам аутогенной тренировки, психосоматической саморегуляции, миорелаксации Джейкобсона и др.
Таким образом, вышеперечисленные техники позволяют регулировать эмоциональное состояние человека посредством первичного воздействия на периферические отделы эмоциональных проявлений (мышечной системы, дыхания). Это может служить подтверждением сложных взаимоотношений исполнительных и регулирующих систем в момент возникновения эмоций.
Согласно теории Кэннона-Барда, физиологические реакции организма и психологическое переживание возникают одновременно. Кора больших полушарий отвечает собственно за психологическое переживание, а за физиологические реакции – лимбическая система, в состав которой входит гипоталамус.
В основе объяснения происхождения эмоций лежит теория гомеостаза У. Кэннона, т.е. постоянства внутренней среды организма. Согласно данной теории, в момент, когда какой-нибудь внутренний параметр организма выходит за определенные границы, это порождает отрицательные эмоции и приводит к возникновению поисковой активности, направленной на устранение дисбаланса, нарушающего гомеостаз [4, с. 113].
К примеру, человек давно не ел, следовательно, уровень глюкозы в крови понижается. Данное явление вызывает неприятные ощущения, усиливается чувство голода, в результате чего человек вынужден предпринимать некоторые действия для удовлетворения своих базовых инстинктов и устранения отрицательных эмоций.
Теория П. В. Симонова утверждает, что эмоциональное реагирование определяется соотношением информации, которое необходимо для удовлетворения потребности, с одной стороны, и информации, которой располагает субъект – с другой. Если имеющаяся информация больше или равна необходимой, для удовлетворения потребностей, формируются положительные эмоции, если она недостаточна – отрицательные.
Теория эмоций К. Изарда предполагает универсальность формирования десяти базовых эмоций у всех людей независимо от этнических, тендерных и расовых различий. К этим базовым эмоциям, согласно теории, относят страх, гнев, радость и т. д.
Система объективного кодирования мимических проявлений (экспрессии) базовых эмоций, разработанная К. Изардом, представляет интерес, ибо включает специальную оценку различных областей лица (бровей, щек, рта, глаз, носа), участвующих в выражении эмоции, а также регистрирует время начала и конца их проявлений. Эмоциональные состояния группируются в классы [5, с. 110].
Например, 1) любовь, счастье, радость; 2) удивление; 3) страх, страдание; 4) ярость, решительность; 5) отвращение; 6) презрение.
Эмоции отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта.
Положительные эмоциональные проявления, как правило, усиливают активность, инициативу, творческое отношение к своим обязанностям. Они возникают и проявляются в результате развития взглядов, мнения, оценок человека и не зависят от ситуационных воздействий окружающей обстановки. Положительные эмоциональные переживания зависят от зрелости и степени сознания человека. Именно здесь кроются богатые возможности по их целенаправленному формированию и развитию.
Таким образом, возникновение заболеваний, вызванных длительным пребыванием населения в стрессе, напрямую зависит от эмоционального фактора.