В начале Независимости как в любом развивающемся государстве, существовала определенная проблема становления государство. Исторические события, охватывающие Узбекистан в начале Независимости, показали свои определенные прогрессивные шаги, связанные с развитием государство. Отречение народа Узбекистана от старого стереотипа, заняло определённый исторический период. Чтобы достичь нужного курса своего развития, народу Узбекистана пришлось многое изменить для процветания своего общество. И здесь в историческом формировании граждан Узбекистана, роль молодёжи очень значительна. В своём выступлении Президент Республики Узбекистана Шавкат Мирзиёев в Послании Олий Мажлису и народу Узбекистана в конце декабря 2020 года отметил, несмотря на трудности, народ Узбекистана будет продолжать свою политику ради процветания страны. В частности он подчеркнул «Мы не свернем с пути демократических реформ, как бы тяжело нам ни было. С такой молодежью, с такими мудрыми аксакалами, с нашим трудолюбивым народом мы способны достичь любых высот и добиться всех поставленных целей» [1].
Трудоустройство молодёжи с первых лет Независимости и по сегодняшнее время является актуальной задачей правительство Узбекистана. Переход к рыночным отношениям в 1991-2000 года по трудоустройству и занятости в условиях развивающейся экономики привел к возникновению некоторым ситуациям в социально-трудовых отношениях. Особенно нелегкой эта ситуация оказалась для молодежи Узбекистана, которая в силу особенности социального духовного и психологического характера было недостаточно подготовленной к современным реальностям рынка труда. В свою очередь вопрос трудоустройства, требует от государства разработки и реализации особенной концептуальной грани, обеспечивающих не только предоставление тех или иных гарантий занятости для молодежи, но и оказание поддержки в адаптации данной группы населения к современной экономической системе общество. При этом представляется возможным обеспечить участие в адаптационных программах молодежи к рынку труда государственных органов, регулирующих занятость населения, государственных и негосударственных образовательных учреждений, предпринимателей и работодателей, органов местного самоуправления граждан – махалля. Создание механизмов взаимодействия всех участников трудовых отношений по вопросу стабильной занятости молодежи, оказания ей помощи в адаптации к рынку труда в начале Независимости представлялась актуальной задачей государство.
Сущность деятельности реализации всех поставленных задач к регионам Узбекистана, со стороны законодательной и исполнительной власти, имеет определенные, своеобразные особенности. В каждой системе управления существуют свои рычаги реализации государственных программ связанных с развитием молодёжной политики Узбекистана. Региональная реализация поставленных задач по осуществлению государственной молодёжной политики Узбекистана с первых лет Независимости формировалась в соответствии Законов, Постановление и Указов Президента, Постановление и приказов Кабинета Министров Республики Узбекистан. В частности, если возьмем как пример реализации молодёжной политики Узбекистана в годы Независимости Навоийскую область, то здесь следует отметить установленные правовые основы, которые были созданы для их выполнения. Постановление хокима Навоийской области за № К-01-/61 от 05.03.1993 года, О мерах реализации в области Закона «Об основах государственной молодёжной политики в Республики Узбекистан» [2], определяет основные задачи выполнения и осуществления Закона. В этом постановление предусмотрено следующие направления:
- социальная защита молодежи, реализация общественно полезных потребностей и интересов молодых людей, работа с подростками и молодежью по месту жительства;
- содействие здоровому образу жизни молодёжи, её духовному и физическому совершенствованию;
- развитие молодёжного предпринимательства, создание молодёжных малых и арендных предприятий, более полное использование не занятых рабочих мест предприятий области для трудоустройства студентов учащихся, молодых инвалидов и домохозяек;
- создания центров научно-технического и художественного творчества, культуры, ремесла, подростков и молодёжных клубов;
- правовое воспитание молодёжи;
- сочетание государственных и общественных форм работы с молодёжью [2, с. 191].
На основе перечисленных направлений в Постановления хокима области, предусмотрены основные аспекты реализации молодёжной политики. Как ключевое направление следует отметить трудоустройство молодёжи. Программа, утвержденная Хокимом области, в соответствие с приложением №2, настоящего постановления предусматривало, занятость молодёжи и предпринимательств [3]. В настоящее время, стратегически важным вопросом молодёжи является трудоустройство и занятость молодых людей.
В работе по молодежной занятости необходимо объединение усилий государственных структур, занимающихся проблемами занятости и социальной защиты на республиканском и местном уровнях, общественных объединений, предприятий и организаций, выступающих в качестве работодателей. При этом государственная структура должна иметь свои приоритеты в решении проблем занятости молодежи. В соответствии региональных постановлений, приказов и программ содействия занятости должно быть предусмотрено создание реальных предпосылок, обеспечивающих рост общего спроса на квалифицированные кадры и создавать им благоприятные условия для труда. К компетенции органов государственной учреждений и организации занятости на региональном уровне следует отнести разработку и реализацию программ профессиональной ориентации, трудовой адаптации, профессионального обучения и переподготовки, создание банков данных о состоянии рынка труда (в том числе молодежного) в регионе. Местные службы занятости населения должны активизировать деятельность по привлечению молодежи к общественным работам на условиях временной и сезонной занятости.