Роль Иосифо-Волоцкого монастыря в экономической жизни Московского княжества
научный журнал «Актуальные исследования» #9 (36), март '21

Роль Иосифо-Волоцкого монастыря в экономической жизни Московского княжества

В данной работе на примере Иосифо-Волоцкого монастыря рассматриваются основные функции, выполняемые монастырем с общежительным уставом. К основным функциям монастыря автор относит: духовную, культурно-просветительскую, хозяйственно-экономическую, социальную. Автор раскрывает особое значение в деятельности монастыря хозяйственно-экономической функции, которая призвана экономически стимулировать другие функции. Хозяйственная деятельность Иосифо-Волоцкого монастыря была функционально и инфраструктурно развита. Монастырь имел четко разработанную структуру перспективного планирования хозяйственно-экономической деятельности и систему управления хозяйством. Собирая земли, преподобный Иосиф не только укреплял материальную базу, но и подал пример системного централизованного управления монастырским хозяйством. Преподобный Иосиф отстаивал позицию: «сильная Церковь – сильное Государство». В обители была строгая дисциплина и четкая система учета прихода и расхода денежных средств. Все бухгалтерские операции фиксировались в специальных книгах, говоря современным языком, «разносились по специальным счетам». Монастырь четко и своевременно платил государственные налоги.

Развитие хозяйственной деятельности и грамотное управление имеющимися средствами позволили монастырю эффективно поддерживать культурно-просветительскую и социальную функции. Кроме того, в Иосифо-Волоцком монастыре была создана крупнейшая на Руси библиотека. Монастырь стал одной из жемчужин духовной жизни княжества Московского.

Аннотация статьи
аренда
подворье
устав монастыря
управление монастырем
функции монастыря
денежные средства и инвестиции
хозяйственная деятельность монастыря
Иосифо-Волоцкий монастырь
казначей
келарь
Ключевые слова

Иосифо-Волоцкий монастырь находится на северо-западе Московской области, имеет уникальный архитектурный ансамбль. Он основам в XV веке выходцем из средних землевладельцев Иосифом (Саниным). На протяжении веков монастырь выполнял многочисленные функции. Целесообразно выделить основные функции, выполняемые монастырем.

К основным функциям можно отнести:

  • Духовную;
  • Культурно-просветительскую;
  • Хозяйственно-экономическую;
  • Социальную.

Духовная функция монастыря обеспечивает выполнение духовных запросов населения. Следует отметить, что в России распространен обычай посещать монастыри, чтобы получить там помощь, и поддержку в духовной жизни.

Культурно-просветительская функция Иосифо-Волоцкого монастыря сохранялась во все века. В настоящее время монастырь является памятником архитектуры федерального значения, привлекающим туристов. Большое количество туристов посещает обитель, чтобы собственными глазами увидеть памятник архитектурного искусства. В 1506–1510 гг. была построена одноглавая церковь Богоявления с трапезной, созданной по образцу московской Грановитой палаты. Свод её держится на одном столпе, напоминая раскрывающийся тюльпан. Строительство велось на средства Бориса Кутузова, друга детства преподобного Иосифа и князя Семена Ивановича Бельского. Позднее в середине XVI века, стараниями архиепископа Новгородского Феодосия, постриженника монастыря, трапезная была расширена.

Особое значение в деятельности монастыря имеет хозяйственно-экономическая функция, которая призвана экономически обеспечивать другие функции. Хозяйственная деятельность Иосифо-Волоцкого монастыря была функциональна и инфраструктурно развита. Монастырь имел четко разработанную структуру развития хозяйственно-экономической деятельности и систему управления хозяйством. Сохранились учетные книги делопроизводства монастыря, которые предоставляют исследователям возможность цифровой обработки содержащейся в них информации.

Социальная функция монастыря направлена на решение социальных вопросов совместно с государством, чтобы сообща с государством решать социальные проблемы. Так в свое время поступал основатель монастыря преп. Иосиф Волоцкий. Во время голода, истратив монастырские запасы на обеспечение голодающих крестьян зерном и продовольствием, он обратился к князьям о помощи, и такая помощь была оказана.

Монастыри могли бы предоставить рабочие места в областях и регионах; содействовать организации образования детей и подростков; оказывать помощь малоимущим гражданам; создавать при монастырях домов престарелых; участвовать в воспитании оставленных родителями детей из неблагополучных семей и т.п.

Иосифо-Волоцкий монастырь возник как придворная обитель князей. После создания монастыря перед его основателем встал вопрос о средствах на пропитания возрастающего числа монастырской братии и о средствах на строительство монастыря. Расходы были громадны. Через 6 лет после основания обители, на месте деревянной возвышалась уже большая каменная церковь. В 1486 году она была совершенно окончена, расписанная Дионисием и его детьми Владимиром и Феодосием и старцем Паисием, да двумя племянниками Иосифа, Досифеем и Вассианом Топорковыми [9, с. 41]. Церковь эта, по свидетельству самого Иосифа «с подписью и с иконами и с книгами и с ризами и сосуды более тысячу рублей стала» [11, с. 210]. О ценности этой постройки можно судить по тому, что в 1496 году, когда ставили церковь в Кирилло-Белозерском монастыре, было 20 мастеров каменщиков, а издержали 250 рублей [9, с. 42]. Стоимость же рубля того времени видна из того, что большая волость Буи-город с деревнями стоила 150 рублей; двенадцать деревень со всеми угодьями в Звенигородском уезде – 200 рублей; шесть деревень и несколько пустошей с лесом и с пожнями в Волоцком княжестве – 80 рублей; две деревни с пустошью, и с лесом, и с рыбною ловлею, в Белозерском уезде – 15 рублей [там же].

Благосостояние монастыря и его братии всецело зависело от денежных поступлений и инвестиций.

Преподобный Иосиф, будучи сам выходцем из среды средних землевладельцев, прекрасно представлял себе структуру и принципы ведения хозяйства. Иосиф знал проблемы крестьян, работающих на помещиков. В созданном монастыре при самом основателе, а также, согласно его заветам, достаточно долгое время после его кончины, взаимоотношения с крестьянами строились на принципах, значительно более нравственных, нежели у многих помещиков и землевладельцев – соседей обители.

Обитель ещё при ее основателе, стала не только крупным землевладельцем, но и фактором экономического развития края. Основные денежные средства и земельные вотчины Иосифова монастыря были в первый период его истории получены им от удельных князей и их ближайшего окружения. Так в октябре 1479 года Волоцкий князь Борис Васильевич передал вновь созданному Иосифову монастырю деревни Спировскую, Ярцевскую и Руготинскую [10, с. 126]. В январе1480 года монастырь получил в собственность село Покровское [1, с. 20]. Деревни были даны, по обыкновению, со всеми льготами, с освобождением от различных податей, от постоя людей и коней княжеских, от суда Волоцких наместников [9, с. 41].

Вначале преп. Иосиф пытался наладить пропитание братии, за счет личного труда монахов. Но этого было недостаточно. Тогда князь Борис Васильевич задумал содержать монастырь путем ежемесячной выдачи монахам продовольствия (руги). Во время своих частых поездок в Волоцкий монастырь он привозил с собой провизию. В мае 1483 года, князь Борис Васильевич жалует монастырю свое село Отчищево [10, с. 127], а его супруга княгиня Ульяна - село Успенское [1, с. 20], и при нем двадцать деревень [9, с. 43]. Начинается серия больших земельных пожалований князей и их вассалов. Наряду с удельными князьями с монастырем было связано их ближайшее окружение. Бояре князя Бориса Васильевича Волоцкого, Петр Никитич Оболенский, Иван Васильевич Хованский и бояре князя Ивана Борисовича, а позднее Юрия Ивановича Дмитровского и другие были щедрыми вкладчиками в монастырь.

Собирая земли, преподобный Иосиф не только укреплял материальную базу, но и подал пример системного централизованного управления монастырским хозяйством. Преподобный Иосиф отстаивал позицию: «сильная Церковь – сильное Государство».

Обладая земельными ресурсами, Иосифо-Волоцкий монастырь являлся крупным работодателем того времени и, таким образом, решал не только экономические проблемы региона, но и социальные. Многие крестьяне, разорившиеся в год неурожая, получили от монастыря помощь для восстановления своих хозяйств.

Имея фиксированные доходы, монастырь приобретал ценные книги для монастырской библиотеки, которая была одной из крупнейших на Руси. Монахи занимались переписыванием книг и созданием оригинальных богословских и исторических произведений. Монастырь был также мощным учебным центром, из его стен вышло больше 20 известных иерархов Русской Православной Церкви. Аккумулируя различные вклады, например от сдачи в аренду земли и недвижимости, монастырь затем использовал их в благотворительных целях.

Монастырь имел четкую систему управления хозяйством, основы которой были заложены уже в уставе преподобного Иосифа. С начала основания Иосифова монастыря устав был очень строгий и запрещал братии иметь даже личные вещи. Позже, в начале XVI века Иосифом был составлен новый устав, отражающий изменения, произошедшие в экономической жизни монастыря по мере накопления его земельных и материальных богатств, возрастания общественного и политического значения обители. В соответствии с этим уставом монастырская братия делилась на меньшую и старшую. Старцам подчинялись «юные» и «новоначальные» монахи. Из числа старейшей братии выбиралось 10 соборных старцев «коим приказано правление монастырское» [14]. Во главе монастырской иерархии стоял игумен, который вместе с келарем и казначеем решал все монастырские дела [6, с. 122]. Новый устав позволял игумену отменить ряд прежде существовавших запретов: на владение иконами книгами и деньгами [4, с. 78]. В отсутствии игумена все хозяйственные дела решались келарем и казначеем (иногда вместе с соборными старцами) [там же]. Уже в этом уставе предусматривалось существование в монастыре различных служб и производственных помещений, например "дворцов", "где швецы живут", "служнего", "ребячего", комплекса монастырских мельниц и др. Каждая из этих служб подчинялась определённому лицу из числа монастырских старцев: казначею, брату квасовару, мельничному старцу и конюшему. Этот же устав предусматривал существование должности "чернеца посельского" и монастырского ключника, которые управляли монастырскими селами [там же].

Монастырское хозяйство уже в середине XVI века не могло обходиться без услуг светских лиц. Монастырь набирал служителей из числа окрестных вотчинников и крестьян (в том числе из собственных сёл). Старшие светские слуги монастыря несли службу ключников, приказчиков, тиунов и доводчиков в монастырских сёлах, выполняли обязанности по ведению делопроизводства (дьяки и подьячие). Среди них были также лица, выходившие на войну во главе монастырских посошных людей. Младшие служители выполняли обязанности дворников, истопников, сторожей, конюхов, вратарников и т. п. Ремесленники соответственно изготовляли различные необходимые для монастырского обихода изделия. "Монастырские детёныши", употреблялись для разнообразных неквалифицированных работ, включая сельские. В первой половине XVI века "слуги молодые" получали вознаграждение в виде оброка (установленной суммы денег, выдаваемой из монастырской казны), а "слуги старые" – в виде "ключа", т.е. управления одним из монастырских владений на определённый срок с правом сбора части повинностей в свою пользу [13].

Во второй половине XVI века вотчина Иосифо-Волоколамского монастыря по территориальному признаку была разделена на шесть (иногда на пять) приказов. Каждый из приказов состоял из группы сёл и деревень. Во главе каждого приказа стоял посельский (посельный) старец, контролировавший деятельность монастырских приказчиков и ключников. Приказчики собирали денежные оброки и другие подати с крестьян. Ключники распоряжались хозяйственной деятельностью на монастырских десятинах и натуральными сборами с населения. Соответственно в монастыре приказчики подчинялись Большому казначею, ключники же – келарю [там же].

Чёткая организация хозяйства не препятствовала духовной жизни, а скорее, напротив, помогала, исключая путаницу и неразбериху. Документальная история XVI – XVII вв. свидетельствует о том, что людям Древней Руси вообще было свойственно учитывать доходы и расходы – быть может, благодаря учету и контролю Русь возрождалась, несмотря на все исторические катаклизмы.

В обители была строгая дисциплина и четкая система учета прихода и расхода денежных средств. Все бухгалтерские операции фиксировались в специальных книгах, говоря современным языком, «разносились по специальным счетам». Монастырь четко и своевременно платил государственные налоги.

Преподобный Иосиф был для своего времени человеком, безусловно, экономически грамотным. Он сумел найти баланс между соблюдением нравственных принципов и эксплуатацией крестьян монастырских вотчин, а также обеспечением монастыря фиксированными доходами. Эти же принципы соблюдались и после кончины основателя обители. Благодаря этому, несмотря на жесткую систему сбора податей, монастырский архив практически не сохранил свидетельств об активном выражении недовольства со стороны крестьян. Кроме того, коллективное владение монастырской вотчиной, коллегиальное решение экономических вопросов на Совете Старцев исключало личный произвол в эксплуатации вотчин, разорение крестьян. Монастырская вотчина всегда рассматривалась как основа благосостояния монастыря, и отношение к ней соответственно было бережное.

Хозяйственная деятельность монастыря не ограничивалась использованием только земельных угодий. Монастырь приобретал недвижимость в городах. Указ Екатерины Великой от 26 февраля 1764 года вместе с переводом церковных учреждений на штаты окончательно передал все церковные земли в ведение Коллегии экономии. В этом же указе определялись штаты (т.е. количество служащих с установленным жалованием) всех архиерейских домов, церквей и монастырей, которые ранее обладали земельной собственностью. Монастыри, не включенные в штаты, были закрыты. За церковными институтами оставлялось право на владение ограниченными участками ненаселенной земли. История Иосифа – Волоцкого монастыря в тот период, не столь богата яркими событиями. Монастырская жизнь текла своим чередом, её внешние вехи отмечались в сухих строках отчетных документов, внутренняя же, духовная её сторона оставалась скрытой от посторонних глаз.

Вновь поступающие средства монастырь вкладывал в недвижимость в городах. Таким образом, монастырь стал владельцем Московского монастырского подворья, которое располагалось на улице Ильинка. В 1884 году подворье, что на Ильинке, напротив Биржи было перестроено. На месте старого подворья было построено каменное пятиэтажное здание с подвалами [12]. Большая часть подворья сдавалась в аренду. Деньги, полученные от сдачи в аренду помещений, вкладывались в государственные казначейские билеты под проценты. Таким образом, монастырь имел резерв, который в случае необходимости мог использовать в своих целях.

Развитие хозяйственной деятельности и грамотное управление имеющимися средствами позволили монастырю эффективно поддерживать культурно – просветительскую и социальную функции. Кроме того, в Иосифо – Волоцком монастыре была создана крупнейшая на Руси библиотека. Монастырь стал одним из стержней, духовной жизни княжества Московского.

Текст статьи
  1. Алексеев А.И. Сочинения Иосифа Волоцкого в контексте полемики 1480-1510 –х гг.; СПб.: РНБ, 2010. -390 с.: Ил.
  2. Алексеев А.И. «Бодроопасный воин Христов». Иосиф Волоцкий и его сочинения в свете данных современной науки. – М., СПб.: центр гуманитарных инициатив, 2019. – 376 с.
  3. Александрова Т., Суздальцева Т. Преподобный Иосиф Волоцкий и Созданная им обитель / Под общей ред. митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима. - М.: Северный паломник., 2001. – 80 с.
  4. Древнерусские иноческие уставы / Составитель Суздальцева Т.В./ М.: Северный паломник, 2001. – 304 с.
  5. Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV-XVI вв.) М., 1977.
  6. Лурье Я. С. Краткая редакция «Устава» Иосифа Волоцкого – памятник идеологии раннего иосифлянства. (Труды отдела Древнерусской литературы. М.-Л. 1956, т. 12).
  7. Современные проблемы экономики. Сборник статей. – М.: Славянский деловой институт им. К.В. Нечаева (Митрополита Питирима), 2004. – 120 с.
  8. Современные проблемы экономики. Сборник статей. – М.: Славянский деловой институт им. К.В. Нечаева (Митрополита Питирима), 2007. – 108 с.
  9. Хрущёв И. Исследования о сочинениях Иосифа Санина, преподобного игумена Волоцкого. – Репр. 1868. – Б.м : Б.и., б.г – XLVI, 266 с.
  10. Чернов С.З. Волок Ламский в XIV – первой половине XVI в. Структуры землевладения и формирование военно-служилой корпорации (акты московской Руси: микрорегиональные исследования. Том 1). – М.: Галерия, 1998. - 544 с.
  11. Послания Иосифа Волоцкого, подг. Текста А.А. Зимин и Я.С. Лурье, изд. акад. наук СССР. – М. Ленинград, 1959. – 394с.
  12. РГАДА Ф. 1192, 1884г., Оп.4, ед. хр. 6, л.1.
  13. РГАДА Ф. 1192, Оп. 2 ч.1, С. 5.
  14. РГАДА Ф. 1192, Оп. 2 ч.1, С. 4.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая