Использование результатов единой методики социально-психологического тестирования для организации профилактической работы с первокурсниками

В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием результатов социально-психологического тестирования для организации воспитательной и профилактической работы с первокурсниками. Профилактические воздействия должны быть направлены на формирование личной ответственности за свое поведение и формирование психологического иммунитета к потреблению наркотиков у обучающихся.

Аннотация статьи
конфиденциальность
зависимое поведение
наркотические и психоактивные вещества
резистентность
рискогенность
Ключевые слова

Действенным механизмом ранней профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ среди студенческой молодежи остается ежегодное социально-психологическое тестирование обучающихся.

В тестировании использовалась единая методика социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ 2020), утвержденная Министерством просвещения Российской Федерации, в основу которой положен методический комплекс для выявления вероятностных предикторов возможного вовлечения обучающихся в зависимое поведение, разработанный в МГУ им. М.В. Ломоносова в 2015 году и доработанный сотрудниками ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей». Методика направлена на определение вероятности вовлечения учащихся в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты. ЕМ СПТ - 2020 является опросником и состоит из набора вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. Тесты, используемые в ЕМ СПТ-2020, направлены на выявление степени психологической устойчивости респондентов в трудных жизненных ситуациях и представлены в форме «С» - для студентов ВУЗов. Обработка результатов СПТ проходила без персональных данных.

СПТ – это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические "факторы риска" возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической "устойчивости" личности. Полученные результаты СПТ носят прогностический, вероятностный характер.

Основные принципы, используемые при проведении СПТ:

  • принцип добровольности: в соответствии с законодательством, обучающиеся от 15 лет самостоятельно дают информированное добровольное согласие на прохождение социально-психологического тестирования;
  • принцип конфиденциальности: результаты социально-психологического тестирования сообщаются только лично обучающемуся, прошедшему тестирование, или родителям (законным представителям), при условии его несовершеннолетия;
  • принцип ненаказуемости: результаты социально-психологического тестирования не являются основанием для применения мер дисциплинарного взыскания;
  • принцип помощи: по результатам тестирования можно обратиться за помощью к педагогу-психологу.

СПТ проводилось со всеми учебными группами первого курса в режиме онлайн, в сентябре и октябре 2020 года. Всего в тестировании приняли участие 284 респондента (курсанты и студенты академии) в возрасте от 17 лет при наличии письменных информированных согласий. Тестирование являлось добровольным, без указания личных данных (указывалась только группа), а информация, полученная в результате тестирования – была строго конфиденциальна. Обработка результатов СПТ проходила без персональных данных. В целях обеспечения анонимности во время проведения тестирования не допускалось свободное общение и перемещение обучающихся. Каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имел право в любое время отказаться от тестирования, поставив об этом в известность ответственного члена Комиссии, который как гарант соблюдения законности и прав обучающихся всегда находился в каждом кабинете, где проводилось СПТ. Результаты тестирования позволили сделать выводы не только о повышенной вероятности вовлечения (определить неблагоприятное сочетание факторов риска и факторов защиты), но и определить целый комплекс объективных содержательных направлений для последующей адресной профилактической деятельности в образовательном учреждении.

Перечень исследуемых показателей это факторы риска – социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение, а также качества и условия, регулирующие взаимоотношения личности и социума:

  • потребность в одобрении – это желание получать позитивный отклик в ответ на свое поведение. В гипертрофированном виде все это переходит в неразборчивое стремление угождать и нравиться всем подряд, лгать, создавать о себе преувеличенно хорошее мнение с целью быть принятым (понравиться);
  • подверженность комформности (влиянию группы) – повышенная восприимчивость воздействию группы или ее членов, приводящая к подчинению группе, готовности изменить свое поведение и установки;
  • принятие аддиктивных установок социума – согласие, убежденность в приемлемости для себя отрицательных примеров поведения, распространенных в маргинальной части общества. В частности, оправдание своих социально неодобряемых поступков идеализированными и героизированными примерами поведения, достойного порицания;
  • наркопотребление в социальном окружении – распространенность наркопотребляющих среди знакомых и близких, создающая опасность приобщения к наркотикам и формирования референтной группы из наркопотребляющих.

К факторам риска были отнесены качества личности, влияющие на индивидуальные особенности поведения первокурсников:

  • склонность к риску (опасности) – предпочтение действий и ситуаций, выбор вариантов альтернатив, сопряженных с большой вероятностью потери;
  • импульсивность – устойчивая склонность действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций;
  • тревожность – предрасположенность воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающих, приводящих к плохому настроению, мрачным предчувствиям, беспокойству;
  • фрустрация (обман, расстройство, разрушение планов) – психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью реализации намерений и удовлетворения потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели.

К факторам защиты мы отнесли обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость личности к воздействию факторов риска:

  • принятие родителями – оценочное поведение родителей, формирующее у ребенка ощущение нужности;
  • принятие одногруппниками – оценочное поведение сверстников, формирующее у учащегося чувство принадлежности к группе и причастности к ней;
  • социальная активность – активная жизненная позиция, выражающаяся в стремлении влиять на свою жизнь и окружающие условия;
  • самоконтроль поведения – сознательная активность по управлению своими поступками в соответствии с убеждениями и принципами.

На основании выборки и анализа достоверных и недостоверных ответов автоматически были рассчитаны значения, формирующие латентный риск вовлечения и явный риск вовлечения. Эти данные стали основой для анализа итогов результатов социально-психологического тестирования.

 Из общего количества респондентов (284), принявших участие в СПТ была выявлена резистентность (недостоверность анкет) – 39,79%. Полученная резистентность в большей степени была связана с тем, что респонденты затрачивали минимальное количество времени при ответе на поставленные вопросы, отвечали на вопросы не откровенно или формально – 37,17%, а также у некоторых возникало желание показать себя с лучшей стороны (в СПТ-2020 был предусмотрен алгоритм селекции недостоверных ответов).

По результатам автоматической обработки итогов тестирования по недостоверным результатам, нежелание сотрудничать было выявлено у 1,77% обучающихся, при этом социальная желательность ответов составила 63,72% опрошенных. Явная рискогенность социально-психологических условий составила – 0,35% (1 человек). Группа с незначительной вероятностью вовлечения в зависимое поведение (55,99%) – это группа обучающихся, нуждающихся в активной профилактической работе со стороны всех участников образовательных отношений. Необходимо отметить, что данные показатели характеризуют лишь возможные вовлечения обучающихся в зависимость и слабую сопротивляемость социуму в вопросе приема и использования наркотических средств и не могут быть использованы как показатели для выявления наркозависимости.

Полученные результаты СПТ носят прогностический, вероятностный характер. Методика не может быть использована для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости. В обобщенном виде они будут использованы при планировании (корректировки) профилактической работы в БГАРФ и в муниципалитете области в целом. По результатам тестирования были сделаны следующие выводы:

  1. Тестирование не выявляет обучающихся, употребляющих наркотики, а позволяет изучить особенности и способности студентов и курсантов управлять своим поведением, умении контролировать свои эмоции, готовность к необдуманным поступкам, умении разрешать трудные ситуации. Из общего количества (284 чел.) полученных результатов 1 (0,35%) человек может быть отнесен к группе вероятного риска вовлечения в поведение, опасное для здоровья.
  2. В ходе тестирования были определенные трудности при ответах, так как вопросы были непонятны некоторым респондентам, имело двойной смысл и сложное построение. Приходилось объяснять то или иное выражение, что затрудняло процесс выполнения и занимало много времени и в дальнейшем повлияло на показатель резистентности.
  3. Так как СПТ носит, прежде всего, профилактический характер и призвано удержать первокурсников от «экспериментов» с наркотиками, необходимо своевременно принять необходимые меры профилактики. В связи с вышесказанным психологической службой академии были разработаны следующие рекомендации:
  • Заместителю начальника по ОВР ориентировать профилактическую деятельность с первокурсниками на позитивное мышление и здоровый образ жизни с привлечением специалистов, работающих в специализированных медицинских учреждениях и организациях, деятельность которых направлена на профилактику незаконного потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ.
  • Кураторам учебных групп проводить беседы, на тему пропаганды здорового образа жизни, недопустимости употребления психоактивных веществ. Взять под особый контроль первокурсников из асоциальных семей и групп социального риска (если такие имеются).
  • Руководителю психологической службы довести до сведения заместителей деканов по учебно-воспитательной работе и кураторов учебных групп результаты тестирования обучающихся.
  • В группах, где выявлены обучающиеся группы повышенной вероятности вовлечения, провести дополнительное обследование на выявление склонности к употреблению ПАВ, вести профилактическую работу.
  • С курсантами и студентами, входящих в «группу риска», провести индивидуальную диагностику с последующей коррекционной работой.
  • Вести просветительскую работу с родителями: разместить на сайте академии, а также на родительских собраниях представлять информацию о мерах по предотвращению употребления первокурсниками психоактивных веществ, о новых видах химических веществ, представляющих угрозу здоровью обучающихся, а также об ответственности родителей за ненадлежащий контроль над несовершеннолетними.

Таким образом, использование результатов единой методики социально-психологического тестирования в образовательной организации позволяет организовать своевременную, хорошо организованную информационно- мотивационную профилактическую работу с первокурсниками.

Текст статьи
  1. Профилактика патологических форм зависимого поведения. В трех томах. Под общей редакцией О.В. Зыкова. Том I. Позитивное большинство: технологии влияния на личный выбор (первичная профилактика). – М: РБФ НАН, 2010.
  2. Сирота Н.А, Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. – Москва: ООО Центр полиграфических услуг «Радуга», 2004.
  3. Солдатова С.В. Профилактика злоупотребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях: Методическое пособие. – МГОГИ, 2010.
Список литературы