Автор(-ы):
Стрелкова Ольга Валентиновна
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием результатов социально-психологического тестирования для организации воспитательной и профилактической работы с первокурсниками. Профилактические воздействия должны быть направлены на формирование личной ответственности за свое поведение и формирование психологического иммунитета к потреблению наркотиков у обучающихся.
Текст статьи
Действенным механизмом ранней профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ среди студенческой молодежи остается ежегодное социально-психологическое тестирование обучающихся.
В тестировании использовалась единая методика социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ 2020), утвержденная Министерством просвещения Российской Федерации, в основу которой положен методический комплекс для выявления вероятностных предикторов возможного вовлечения обучающихся в зависимое поведение, разработанный в МГУ им. М.В. Ломоносова в 2015 году и доработанный сотрудниками ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей». Методика направлена на определение вероятности вовлечения учащихся в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты. ЕМ СПТ - 2020 является опросником и состоит из набора вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. Тесты, используемые в ЕМ СПТ-2020, направлены на выявление степени психологической устойчивости респондентов в трудных жизненных ситуациях и представлены в форме «С» - для студентов ВУЗов. Обработка результатов СПТ проходила без персональных данных.
СПТ – это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические "факторы риска" возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической "устойчивости" личности. Полученные результаты СПТ носят прогностический, вероятностный характер.
Основные принципы, используемые при проведении СПТ:
СПТ проводилось со всеми учебными группами первого курса в режиме онлайн, в сентябре и октябре 2020 года. Всего в тестировании приняли участие 284 респондента (курсанты и студенты академии) в возрасте от 17 лет при наличии письменных информированных согласий. Тестирование являлось добровольным, без указания личных данных (указывалась только группа), а информация, полученная в результате тестирования – была строго конфиденциальна. Обработка результатов СПТ проходила без персональных данных. В целях обеспечения анонимности во время проведения тестирования не допускалось свободное общение и перемещение обучающихся. Каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имел право в любое время отказаться от тестирования, поставив об этом в известность ответственного члена Комиссии, который как гарант соблюдения законности и прав обучающихся всегда находился в каждом кабинете, где проводилось СПТ. Результаты тестирования позволили сделать выводы не только о повышенной вероятности вовлечения (определить неблагоприятное сочетание факторов риска и факторов защиты), но и определить целый комплекс объективных содержательных направлений для последующей адресной профилактической деятельности в образовательном учреждении.
Перечень исследуемых показателей это факторы риска – социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение, а также качества и условия, регулирующие взаимоотношения личности и социума:
К факторам риска были отнесены качества личности, влияющие на индивидуальные особенности поведения первокурсников:
К факторам защиты мы отнесли обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость личности к воздействию факторов риска:
На основании выборки и анализа достоверных и недостоверных ответов автоматически были рассчитаны значения, формирующие латентный риск вовлечения и явный риск вовлечения. Эти данные стали основой для анализа итогов результатов социально-психологического тестирования.
Из общего количества респондентов (284), принявших участие в СПТ была выявлена резистентность (недостоверность анкет) – 39,79%. Полученная резистентность в большей степени была связана с тем, что респонденты затрачивали минимальное количество времени при ответе на поставленные вопросы, отвечали на вопросы не откровенно или формально – 37,17%, а также у некоторых возникало желание показать себя с лучшей стороны (в СПТ-2020 был предусмотрен алгоритм селекции недостоверных ответов).
По результатам автоматической обработки итогов тестирования по недостоверным результатам, нежелание сотрудничать было выявлено у 1,77% обучающихся, при этом социальная желательность ответов составила 63,72% опрошенных. Явная рискогенность социально-психологических условий составила – 0,35% (1 человек). Группа с незначительной вероятностью вовлечения в зависимое поведение (55,99%) – это группа обучающихся, нуждающихся в активной профилактической работе со стороны всех участников образовательных отношений. Необходимо отметить, что данные показатели характеризуют лишь возможные вовлечения обучающихся в зависимость и слабую сопротивляемость социуму в вопросе приема и использования наркотических средств и не могут быть использованы как показатели для выявления наркозависимости.
Полученные результаты СПТ носят прогностический, вероятностный характер. Методика не может быть использована для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости. В обобщенном виде они будут использованы при планировании (корректировки) профилактической работы в БГАРФ и в муниципалитете области в целом. По результатам тестирования были сделаны следующие выводы:
Таким образом, использование результатов единой методики социально-психологического тестирования в образовательной организации позволяет организовать своевременную, хорошо организованную информационно- мотивационную профилактическую работу с первокурсниками.
Список литературы
Поделиться
Стрелкова О. В. Использование результатов единой методики социально-психологического тестирования для организации профилактической работы с первокурсниками // Инновационные процессы в гуманитарных и общественных науках : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 26 марта 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 99-103. URL: https://apni.ru/article/1994-ispolzovanie-rezultatov-edinoj-metodiki-sots