Действенным механизмом ранней профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ среди студенческой молодежи остается ежегодное социально-психологическое тестирование обучающихся.
В тестировании использовалась единая методика социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ 2020), утвержденная Министерством просвещения Российской Федерации, в основу которой положен методический комплекс для выявления вероятностных предикторов возможного вовлечения обучающихся в зависимое поведение, разработанный в МГУ им. М.В. Ломоносова в 2015 году и доработанный сотрудниками ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей». Методика направлена на определение вероятности вовлечения учащихся в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты. ЕМ СПТ - 2020 является опросником и состоит из набора вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. Тесты, используемые в ЕМ СПТ-2020, направлены на выявление степени психологической устойчивости респондентов в трудных жизненных ситуациях и представлены в форме «С» - для студентов ВУЗов. Обработка результатов СПТ проходила без персональных данных.
СПТ – это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические "факторы риска" возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической "устойчивости" личности. Полученные результаты СПТ носят прогностический, вероятностный характер.
Основные принципы, используемые при проведении СПТ:
- принцип добровольности: в соответствии с законодательством, обучающиеся от 15 лет самостоятельно дают информированное добровольное согласие на прохождение социально-психологического тестирования;
- принцип конфиденциальности: результаты социально-психологического тестирования сообщаются только лично обучающемуся, прошедшему тестирование, или родителям (законным представителям), при условии его несовершеннолетия;
- принцип ненаказуемости: результаты социально-психологического тестирования не являются основанием для применения мер дисциплинарного взыскания;
- принцип помощи: по результатам тестирования можно обратиться за помощью к педагогу-психологу.
СПТ проводилось со всеми учебными группами первого курса в режиме онлайн, в сентябре и октябре 2020 года. Всего в тестировании приняли участие 284 респондента (курсанты и студенты академии) в возрасте от 17 лет при наличии письменных информированных согласий. Тестирование являлось добровольным, без указания личных данных (указывалась только группа), а информация, полученная в результате тестирования – была строго конфиденциальна. Обработка результатов СПТ проходила без персональных данных. В целях обеспечения анонимности во время проведения тестирования не допускалось свободное общение и перемещение обучающихся. Каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имел право в любое время отказаться от тестирования, поставив об этом в известность ответственного члена Комиссии, который как гарант соблюдения законности и прав обучающихся всегда находился в каждом кабинете, где проводилось СПТ. Результаты тестирования позволили сделать выводы не только о повышенной вероятности вовлечения (определить неблагоприятное сочетание факторов риска и факторов защиты), но и определить целый комплекс объективных содержательных направлений для последующей адресной профилактической деятельности в образовательном учреждении.
Перечень исследуемых показателей это факторы риска – социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение, а также качества и условия, регулирующие взаимоотношения личности и социума:
- потребность в одобрении – это желание получать позитивный отклик в ответ на свое поведение. В гипертрофированном виде все это переходит в неразборчивое стремление угождать и нравиться всем подряд, лгать, создавать о себе преувеличенно хорошее мнение с целью быть принятым (понравиться);
- подверженность комформности (влиянию группы) – повышенная восприимчивость воздействию группы или ее членов, приводящая к подчинению группе, готовности изменить свое поведение и установки;
- принятие аддиктивных установок социума – согласие, убежденность в приемлемости для себя отрицательных примеров поведения, распространенных в маргинальной части общества. В частности, оправдание своих социально неодобряемых поступков идеализированными и героизированными примерами поведения, достойного порицания;
- наркопотребление в социальном окружении – распространенность наркопотребляющих среди знакомых и близких, создающая опасность приобщения к наркотикам и формирования референтной группы из наркопотребляющих.
К факторам риска были отнесены качества личности, влияющие на индивидуальные особенности поведения первокурсников:
- склонность к риску (опасности) – предпочтение действий и ситуаций, выбор вариантов альтернатив, сопряженных с большой вероятностью потери;
- импульсивность – устойчивая склонность действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций;
- тревожность – предрасположенность воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающих, приводящих к плохому настроению, мрачным предчувствиям, беспокойству;
- фрустрация (обман, расстройство, разрушение планов) – психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью реализации намерений и удовлетворения потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели.
К факторам защиты мы отнесли обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость личности к воздействию факторов риска:
- принятие родителями – оценочное поведение родителей, формирующее у ребенка ощущение нужности;
- принятие одногруппниками – оценочное поведение сверстников, формирующее у учащегося чувство принадлежности к группе и причастности к ней;
- социальная активность – активная жизненная позиция, выражающаяся в стремлении влиять на свою жизнь и окружающие условия;
- самоконтроль поведения – сознательная активность по управлению своими поступками в соответствии с убеждениями и принципами.
На основании выборки и анализа достоверных и недостоверных ответов автоматически были рассчитаны значения, формирующие латентный риск вовлечения и явный риск вовлечения. Эти данные стали основой для анализа итогов результатов социально-психологического тестирования.
Из общего количества респондентов (284), принявших участие в СПТ была выявлена резистентность (недостоверность анкет) – 39,79%. Полученная резистентность в большей степени была связана с тем, что респонденты затрачивали минимальное количество времени при ответе на поставленные вопросы, отвечали на вопросы не откровенно или формально – 37,17%, а также у некоторых возникало желание показать себя с лучшей стороны (в СПТ-2020 был предусмотрен алгоритм селекции недостоверных ответов).
По результатам автоматической обработки итогов тестирования по недостоверным результатам, нежелание сотрудничать было выявлено у 1,77% обучающихся, при этом социальная желательность ответов составила 63,72% опрошенных. Явная рискогенность социально-психологических условий составила – 0,35% (1 человек). Группа с незначительной вероятностью вовлечения в зависимое поведение (55,99%) – это группа обучающихся, нуждающихся в активной профилактической работе со стороны всех участников образовательных отношений. Необходимо отметить, что данные показатели характеризуют лишь возможные вовлечения обучающихся в зависимость и слабую сопротивляемость социуму в вопросе приема и использования наркотических средств и не могут быть использованы как показатели для выявления наркозависимости.
Полученные результаты СПТ носят прогностический, вероятностный характер. Методика не может быть использована для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости. В обобщенном виде они будут использованы при планировании (корректировки) профилактической работы в БГАРФ и в муниципалитете области в целом. По результатам тестирования были сделаны следующие выводы:
- Тестирование не выявляет обучающихся, употребляющих наркотики, а позволяет изучить особенности и способности студентов и курсантов управлять своим поведением, умении контролировать свои эмоции, готовность к необдуманным поступкам, умении разрешать трудные ситуации. Из общего количества (284 чел.) полученных результатов 1 (0,35%) человек может быть отнесен к группе вероятного риска вовлечения в поведение, опасное для здоровья.
- В ходе тестирования были определенные трудности при ответах, так как вопросы были непонятны некоторым респондентам, имело двойной смысл и сложное построение. Приходилось объяснять то или иное выражение, что затрудняло процесс выполнения и занимало много времени и в дальнейшем повлияло на показатель резистентности.
- Так как СПТ носит, прежде всего, профилактический характер и призвано удержать первокурсников от «экспериментов» с наркотиками, необходимо своевременно принять необходимые меры профилактики. В связи с вышесказанным психологической службой академии были разработаны следующие рекомендации:
- Заместителю начальника по ОВР ориентировать профилактическую деятельность с первокурсниками на позитивное мышление и здоровый образ жизни с привлечением специалистов, работающих в специализированных медицинских учреждениях и организациях, деятельность которых направлена на профилактику незаконного потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ.
- Кураторам учебных групп проводить беседы, на тему пропаганды здорового образа жизни, недопустимости употребления психоактивных веществ. Взять под особый контроль первокурсников из асоциальных семей и групп социального риска (если такие имеются).
- Руководителю психологической службы довести до сведения заместителей деканов по учебно-воспитательной работе и кураторов учебных групп результаты тестирования обучающихся.
- В группах, где выявлены обучающиеся группы повышенной вероятности вовлечения, провести дополнительное обследование на выявление склонности к употреблению ПАВ, вести профилактическую работу.
- С курсантами и студентами, входящих в «группу риска», провести индивидуальную диагностику с последующей коррекционной работой.
- Вести просветительскую работу с родителями: разместить на сайте академии, а также на родительских собраниях представлять информацию о мерах по предотвращению употребления первокурсниками психоактивных веществ, о новых видах химических веществ, представляющих угрозу здоровью обучающихся, а также об ответственности родителей за ненадлежащий контроль над несовершеннолетними.
Таким образом, использование результатов единой методики социально-психологического тестирования в образовательной организации позволяет организовать своевременную, хорошо организованную информационно- мотивационную профилактическую работу с первокурсниками.