Основные проблемы развития сферы делового туризма в России

Основные проблемы развития сферы делового туризма в России

В статье рассматриваются проблемы формирования инфраструктуры делового туризма. Анализируется изменение спроса на туристические услуги, связанные с деловым туризмом. Дается краткий анализ спроса на туристические услуги по регионам. Приводятся рекомендации по формированию спроса на деловой туризм.

Аннотация статьи
деловой туризм
доходность делового туризма
туристическая инфраструктура
деловые путешествия
внутренний туризм
Ключевые слова

Активное развитие экономики и ее реструктуризация привело к стабильному росту высоко доходных и перспективных направлений туристической деятельности. К числу таких направлений можно отнести деловой туризм и деловые путешествия, совершаемые как по России, так и за рубеж. Рынок делового туризма в настоящий момент находится на стадии активного формирования, т.е. в стадии активного роста. Особенно активно в настоящий момент развивается сегмент внутреннего делового туризма, что связано со структурными изменениями в экономике Российской Федерации. Так за последние 5 лет в системе делового туризма общий поток денежных средств увеличился в 3 раза и к настоящему моменту по некоторым оценкам составляет около 1,2 млрд. долларов в год. Поэтому можно считать, что деловой туризм в настоящий момент является частью социально-экономической системы развития страны, становясь в один ряд с такими отраслями экономики как образование, здравоохранение и сельское хозяйство. В России индустрия делового туризма находится в фазе формирования стандартов обслуживания деловых путешественников, где наибольшее влияние оказывают такие крупные игроки туристического рынка как «Капитал Тур», «Sodis Travel Company», «АэроКлуб Тур». К числу основных лидеров делового туризма в России относится Москва и Санкт-Петербург, на третьем месте находится Краснодарский край, далее следуют Воронежская, Нижегородская и Свердловская области [2].

Существует ряд проблем внутреннего делового туризма, которые сдерживают развитие рынка специализированных услуг [1]. В большинстве регионах отсутствует необходимая инфраструктура для проведения деловых встреч и бизнес-конференций. Поэтому происходит высокая концентрация деловой активности в двух основных городах в Москве и Санкт-Петербурге. В регионах же деловые встречи сопровождаются экскурсиями и бизнес путешествиям по историческим и культурным достопримечательностям. Хотя вся туристическая инфраструктура развита слабо и многие культурные объекты в настоящий момент только восстанавливаются, это относится как к центральной России, так и к районам Закавказья и Урала. В следствии слабо развитой инфраструктуры туризма, стоимость транспортных услуг также является дорогой. Основной проблемой регионального туризма является недоступность для средних и малых компаний организовать полноценные бизнес-туры, поскольку высокая стоимость является барьером для поиска партнеров по бизнесу.

Важное значение в структуре делового туризма играют инвестиции определяющие основные направления развития туристической инфраструктуры и транспорта. За последние 5 лет сформировались и активно развиваются культурные, научные и деловые связи внутри России. В связи с чем деловой туризм должен развиваться путем освоения новых ниш и новых сфер услуг связанных с обслуживанием деловых путешественников. В частности, должен развиваться такой вид туристической деятельности, который сочетал в себе элементы делового путешествия и обширную экскурсионную программу, связанную с посещением культурных центров и национальных заповедников [3]. За последние 10 лет наблюдается устойчивый спрос на бизнес путешествия по России и странам СНГ. Сдерживающим фактором является получение российской деловой визы, оформление которой занимает значительный период времени и для деловых путешественников является обременительным фактором, сдерживающим их подвижность, поэтому деловая поездка оформляется по туристической визе. Таким образом, высокая стоимость услуг, неразвитость внутренней туристической инфраструктуры, сдерживает культурный обмен внутри Российской Федерации. В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о перераспределении финансовых ресурсов из Москвы и Санкт-Петербурга в регионы, что положительно скажется на развитии внутренней инфраструктуры и привлечении инвестиций в региональную казну.

Активное развитие внутреннего туризма служит хорошей основой для формирования базы делового туризма и бизнес путешествий, что в значительной степени влияет на эффективность привлечения инвестиций в региональную инфраструктуру и экономику региона [4]. Деловой туризм является направлением туристической отрасли, который преимущественно удовлетворяет корпоративные и общественные потребности. С деловым туризмом прямо или косвенно связано около 40 отраслей сферы услуг, более 35% сопутствующих услуг, оказываемых в процессе организации деловых путешествий. По некоторым оценкам в систему делового туризма вовлечено 100 млн. рабочих мест, а доходу превышают 1 трлн. долларов в год. Мировой объем туристического рынка в 2019 году достиг 440 трлн. долларов или около 2,5% мирового внутреннего национального продукта. С учетом замедления экономики в 2020-2021 году и многочисленных финансовых проблем, связанных со снижением национального дохода крупнейших мировых держав, деловой туризм продолжил рост, хотя замедленными темпами, ключевым элементом стали внутренние путешествия, совершаемые с культурными и познавательными целями, поддерживая инфраструктуры туризма и сохраняя рабочие места.

Бурный рост экономики положил основу культурному и межнациональному обмену, являющегося основой делового туризма. Особенно активно развивается система бизнес путешествий на азиатско-тихоокеанском направлении. В этой связи необходимо использовать опыт Москвы и Санкт-Петербурга для организации деловых встреч на Дальнем Востоке и в зоне международных транспортных коридоров. Основными центрами культурного обмена должны стать такие города как Владивосток, Хабаровск, Новосибирск, Екатеринбург. В этих городах необходимо более активно проводить научные и практические конференции, форумы и ярмарки, которые бы стимулировали развитие делового туризма и служили бы основой не только для культурных взаимоотношений, но и для привлечения инвестиций в инфраструктуру дальнего востока. Крупные экономические центры Дальнего востока должны стать центрами организации делового досуга для иностранных гостей и деловых путешественников пребывающих для заключения контрактов и организации межгосударственного культурного обмена. Эти научные центры могут послужить основой для привлечения инвестиций в инфраструктуру делового туризма.

Формирование новых направлений является основным стимулирующим фактором расширения сфер делового туризма. По некоторым оценкам количество деловых путешественников вырастет от 2,5 до 3 раз и составит около 400 млн. поездок, а объем капитализации делового туризма составит от 40 до 100 млрд. долларов.

Деловой туризм стимулирует развитие новых направлений и видов услуг для деловых путешественников, что положительно сказывается на наиболее важных секторах развития Российской экономики [5]. Основными сдерживающими факторами внедрения делового туризма, можно выделить проблему слабой развитости инфраструктуры туризма в регионах, трудности в оформлении виз, а также недостаточной гибкости в сфере услуги, связанной с обслуживанием бизнес путешественников, что требует более активного участия государства в развитии социокультурных связей внутри отдельных регионов. Основной целью делового туризма является расширение бизнес-контактов, инвестиций в отдельные регионы Российской Федерации [6]. При этом деловой турист должен сочетать не только деловые контакты, но и культурную программу, направленную на расширение социокультурных связей внутри РФ.

Текст статьи
  1. Беликов М.Ю., Гужин Г.С., Клименко Е.В. Менеджмент в иностранном и внутреннем туризме (Введение в специальность). Краснодар, 2017. – С.152-154.
  2. Буторова Н.В. Менеджмент иностранного туризма: обслуживание иностранных туристов в России. М., 2018. – С.70-72.
  3. Галенская Л.Н., Михеева Н.А. Менеджмент в социально-культурной сфере. СПб., 2018. – С. 91-93.
  4. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности // Н. И. Гаранин, И. В. Зорин, Е. Н. Ильина, В. А. Квартальнов и др. М., 2017.- С.409-412.
  5. Международный бизнес в современной экономике / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, В.А. Жуков, О.Г. Солнцева. Учебное пособие. М.: Издательский дом ГУУ. – 2018. – С.187-189.
  6. Чудновский, А.Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве / А.Д. Чудновский и др. - М.: КноРус, 2018. – С.54-57.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа