Главная
АИ #9 (36)
Статьи журнала АИ #9 (36)
Региональная молодежная политика Кировской области

Региональная молодежная политика Кировской области

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

молодежная политика
законодательные акты
Министерство спорта и молодежной политики Кировской области
финансирование
программы

Аннотация статьи

В настоящее время жизненные установки молодежи не всегда могут соответствовать современным потребностям страны в осуществлении мероприятий по ее инновационному развитию. В результате чего проявляется неопределенность системы по формированию, механизму внедрения, методам проведения оценки по эффективности использования государственной молодежной политики. Следовательно, проведение работы с молодежью необходимо рассматривать через особенности ее ситуативности и противоречивости. Это свидетельствует о неэффективной реализация мероприятий по проведению молодежной политики на уровне отдельных регионов, поэтому систематическое ее развитие сегодня выступает достаточно актуальной проблемой. Целью научной статьи выступает проведение исследования региональной молодежной политики на уровне Кировской области. Данная статья представит собой рассмотрение основных проблем, возникающих в результате проведения молодежной политики на региональном уровне, а также определяет основные ориентиры по возможности изменения выявленных негативных тенденций.

В ходе осуществления исследований в области региональной молодежной политики Кировской области были сформированы важные проблемы: 1) на уровне Кировской области недостаточно эффективно проводятся важнейшие этапы по основным направлениям реализации государственной молодежной политики; 2) во многих регионах нет муниципальных молодежных форумов, которые давали бы возможность для реализации молодого поколения; 3) не проводится необходимая подготовка молодежи по осуществлению защиты проектов грантовых конкурсов, нет грантовой поддержки в регионе; 4) в Кировской области слабая нормативно-правовая база в области реализации направлений молодежной политики, отсутствуют двусторонние или многосторонние международные соглашения, стратегические документы по развитию государственной молодежной политики.

Текст статьи

Введение

Осуществляемая в субъектах Российской Федерации молодежная политика находится в тесной взаимосвязи с деятельностью государственных органов регионального развития и представляет определенную систему мер, способствующую наиболее интенсивному развитию этих территорий. Более четкую детализацию мероприятий молодежной политики в субъектах Российской Федерации необходимо проводить при использовании исследовательского программирования и проектирования, а также регионального планирования [7]. В результате чего внедрение определенных решений в данной области должно способствовать специальному механизму по административному и экономическому воздействию.

Методология и результаты исследования

Все вопросы по проведению молодежной политики на уровне Кировской области относятся к ведению органа власти - Министерству спорта и молодежной политики Кировской области.

Министерство спорта и молодежной политики Кировской области
выступает органом исполнительной власти в регионе по отраслевой компетенции, осуществляющим государственную политику и внедрению мероприятий в области спорта, физической культуры, а также молодежной политики [9].

В рамках выполнения государственной функции по «управлению в сфере государственной молодежной политики» данное Министерство спорта и молодежной политики осуществляет следующие действия:

  • организует и принимает непосредственное участие в проведении
    мероприятий в области развития сотрудничества между представителями молодежи, а также проводит мероприятия по международному сотрудничеству молодежи;
  • реализует программы и организует мероприятия по организации работы с детьми и молодежью;
  • осуществляет мероприятия по организации государственной поддержки в общественных объединений молодежи и детей в Кировской области;
  • анализирует и составляет прогнозы развития мероприятий проводимой молодежной политики в Кировской области на основе краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного прогноза социально-экономического развития данного региона;
  • контролирует деятельность областных автономных учреждений, выступающих в качестве подведомственных Министерству спорта и молодежной политики Кировской области (таблица 1) [9].

 Таблица 1

Организации, подведомственные Министерству спорта и молодежной политики Кировской области (таблица 1)

№ п/п

Организация

1

Кировское областное государственное автономное учреждение «Вятская спортивная школа олимпийского резерва»

2

Кировское областное государственное унитарное предприятие «Дирекция загородных лагерей»

3

Кировское областное государственное автономное учреждение «Областной дворец молодежи»

4

Кировское областное государственное автономное учреждение «Региональный центр зимних видов спорта «Перекоп»

5

Кировское областное государственное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва «Динамо» имени ЗМС
М.Г. Исаковой

6

Кировское областное государственное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва «Салют»

7

Кировское областное государственное автономное учреждение «Спортивная школа «Быстрица»

8

Кировское областное государственное автономное учреждение «Спортивная школа «Дымка»

9

Кировское областное государственное автономное учреждение «Спортивная школа «Юность»

10

Кировское областное государственное автономное учреждение Центр спортивной подготовки «Вятка-старт»

В рамках выполнения государственной функции по «организации и обеспечения оздоровления и отдыха детей» данное Министерство спорта и молодежной политики осуществляет следующие действия:

  • организует и обеспечивает отдых и оздоровление детей (исключение составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также детей, нуждающиеся в услугах санаторно-курортного лечения при наличии медицинских показаний);
  • координирует деятельность органов исполнительной власти Кировской области, а также местного самоуправления на уровне муниципальных образований данного региона в области организации мероприятий по отдыху и оздоровлению детей;
  • осуществляет взаимодействие с учреждениями, оказывающими услуги по организации отдыха и оздоровления детей;
  • осуществляет прогнозирование потребности в услугах учреждений, которые оказывают услуги по организации отдыха и оздоровления детей;
  • проводит мониторинг программ по развитию муниципальных образований в области совершенствования и развития инфраструктуры сферы оздоровления и отдыха детей. Рекомендует мероприятия по формированию и развитию объектов оздоровления и отдыха детей, которые расположены в муниципальных образованиях Кировской области [9].

В рамках выполнения государственной функции «управления комплексного социально-экономического развития» данное Министерство спорта и молодежной политики осуществляет следующие действия:

  • принимает участие в формировании прогнозов социально-экономического развития спорта и физической культуры, разрабатывает мероприятия по совершенствованию молодежной политики и осуществляет их;
  • собирает необходимую информацию по важнейшим показателям социально-экономического развития в сфере молодежной политики, спорта и физической культуры, оздоровления и отдыха детей на уровне Кировской области, далее передает собранную информацию в Министерство по экономическому развитию Кировской области;
  • собирает необходимую информацию о мероприятиях в области реализации и достижения прогнозных показателей по оценке эффективности государственных программ в границах осуществляемой молодежной политики, спорта и физической культуры, реализуемых на уровне Кировской области;
  • разрабатывает и проводит согласовательные мероприятия с Министерством финансов и Министерством по экономическому развитию Кировской области о необходимости и оправданности включения в перечень целевых программ Российской Федерации объектов, разработка которых достаточно важна для проводимой эффективной государственной молодежной политики.

Необходимо отметить, что на уровне Кировская область слабо развита нормативно-правовая база в области осуществления молодежной политики:

  • Закон Кировской области «О государственной молодежной политике в Кировской области» № 480-ЗО от 25.12.2009г. (ред. от 07.10.2015г.) [1]; Закон Кировской области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Кировской области» № 312-ЗО от 02.03.2005г. (ред. от 28.12.2013г.) [2];
  • Подпрограмма «Реализация государственной молодежной политики и организация отдыха и оздоровления детей и молодежи» государственной программы Кировской области «Развитие образования» на 2014 – 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Кировской области от 10.09.2013 № 226/595 [3];
  • Постановление Правительства Кировской области от 10.12.2012 № 185/738 «О Стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы в Кировской области» [4];
  • Методические рекомендации по профилактике противоправных и экстремистских проявлений несовершеннолетних, относящих себя к неформальным молодежным организациям / авт.-сост. Т.В. Малова, Т.В. Ворончихина, Л.Н. Тетерятникова. – Киров: ИРО Кировской области, 2016. – 113 с. [5];
  • Выпущены 3 сборника методических материалов в области реализации направлений деятельности молодежной политики и деятельности с молодежью. Постоянно публикуется электронный сборник методических материалов: http://молодой43.рф/нормативно-правовая-база/ [8].

Также в рамках осуществляемой молодежной политики Кировской области необходимо обратить внимание на отсутствие:

  • комплексных планов и отдельных программ по имеющимся направлениям развития молодежной политики на уровне Кировской области;
  • международных соглашений в области реализации программ молодежной политики;
  • стратегических документов в области развития молодежной политики в Кировской области.

В период до 2020 года в Кировской области действовала Государственная программа «Повышение эффективности реализации молодежной политики и организация отдыха и оздоровления детей и молодежи на 2014-2020 гг.».

Целью программы является повышение участия и дальнейшее вовлечение молодежи в общественные, политические, экономические, социальные и культурные процессы в области развития данного региона; проведение мероприятий по обеспечению отдыха и оздоровления молодежи и детей региона; осуществление мероприятий по проведению государственной поддержки для молодых семей по решению жилищных проблем.

Цели, определенные Государственная программа «Повышение эффективности реализации молодежной политики и организация отдыха и оздоровления детей и молодежи на 2014-2020 гг.», реализуются через подпрограммы:

  • «Повышение эффективности реализации молодежной политики»;
  • «Организация отдыха и оздоровления детей и молодежи в Кировской области»;
  • «Дом для молодой семьи»;
  • отдельное мероприятие «Обеспечение реализации Государственной программы».

Рассмотрение целей и задач Государственной программы «Повышение эффективности реализации молодежной политики и организация отдыха и оздоровления детей и молодежи на 2014-2020 гг.» даны в таблице 2.

 Таблица 2

Цели и задачи Государственной программы «Повышение эффективности реализации молодежной политики и организация отдыха и оздоровления детей и молодежи на 2014 - 2020 гг.»

п/п

Цель

Задачи

Подпрограмма

1.

Повышение доли участия и привлечения молодежи в процессы социально-экономического, общественно-политического и социокультурного развития на уровне Кировской области

Осуществление мероприятий в области координации работы органов власти при проведении деятельности с молодежью; создание нужных условий по развитию самореализации молодежи, помощь в инновационной и предпринимательской деятельности

Подпрограмма «Повышение эффективности реализации молодежной политики»

Проведение мероприятий в области патриотического воспитания и формирования семейных устоев

Проведение профилактики асоциальных действий в молодежной среде, а также по развитию здорового образа жизни молодого поколения

Осуществление научно-методического и информационного обеспечения органов власти, принимающих участие в осуществлении мероприятий по развитию молодежной политики

Осуществление мероприятий по развитию видов государственной поддержки инициатив среди молодежи

Разработка мероприятий в области развития инфраструктуры организаций, оказывающих необходимые услуги

для молодежи

2.

Разработка мероприятий в области обеспечения отдыха и оздоровления молодежи и детей на уровне Кировской области

Создание и дальнейшее совершенствование технической и материальной базы для загородных учреждений по организации отдыха и оздоровления детей, а также создание необходимых условий, отвечающих текущим современным требованиям для проведения комплексной безопасности при осуществлении отдыха и оздоровления детей

Подпрограмма «Организация отдыха и оздоровления детей и молодежи в Кировской области»

Проведение мероприятий в области оздоровительных предприятия для детей

3.

Государственная поддержка для молодых семей для решения жилищных проблем

Предоставление социальных выплат в процессе приобретения жилья для молодых семей, как для осуществления индивидуального жилищного строительства, а также для приобретения жилья экономкласса

Подпрограмма «Дом для молодой семьи»

Расходы Государственной программы «Повышение эффективности реализации молодежной политики и организация отдыха и оздоровления детей и молодежи на 2014-2020 гг.» формируются за счет средств федерального, областного, местных бюджетов и средств внебюджетных источников (таблица 3).

Таблица 3

Финансирование Государственной программы «Повышение эффективности реализации молодежной политики и организация отдыха и оздоровления детей и молодежи на 2014 - 2020 гг.»

Источник

Сумма, тыс.руб.

Доля, %

Федеральный бюджет

143 581,1

4,1

Областной бюджет

2 830 212,37

81,6

Местные бюджеты

67 668,75

2,0

Внебюджетные фонды

425 253,78

12,3

Всего

3 466 716

100,0

Совокупный объем финансирования Государственной программы «Повышение эффективности реализации молодежной политики и организация отдыха и оздоровления детей и молодежи на 2014-2020 гг.» годы составляет 3 млрд. 466 млн. 716 тыс. рублей, при этом большая часть приходится на источник финансирования программы из областного бюджета – 81,6% [9].

При реализации мероприятий Государственной программы «Повышение эффективности реализации молодежной политики и организация отдыха и оздоровления детей и молодежи на 2014-2020 гг.» определены следующие показатели, представленные в таблице 4.

 Таблица 4

Целевые показатели Государственной программы «Повышение эффективности реализации молодежной политики и организация отдыха и оздоровления детей и молодежи на 2014-2020 гг.»

Целевой показатель

2017г.

2018г.

2019г.

2020г.

Охват молодежи, получающей социальные услуги в области реализации программ молодежной политики, человек

185,0

190,0

195,0

200,0

Удельный вес молодежи, которая привлеченной в реализацию мероприятий молодежных и детских общественных объединений, от общей величины молодежи, %

17

18

19

20

Удельный вес молодежи, принимающих участие в программах по поддержке талантливой молодежи, от общей величины молодежи, %

18,5

19

19,5

20

Величина молодежи, находящейся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации, которые вовлечены в перечень программ по социальной адаптации, реабилитации и предотвращения асоциального поведения среди молодежи, человек

2500

2500

3000

3000

Удельный вес молодежи, вовлеченных в реализацию мероприятий, проводимых военно-патриотическими клубами и поисковыми отрядами, от общей величины молодежи, %

2,4

2,4

2,5

2,5

Следовательно, в итоге реализации Государственной программы «Повышение эффективности реализации молодежной политики и организация отдыха и оздоровления детей и молодежи на 2014 - 2020 гг.» к 2020 году будут повышаться показатели: величина молодежи, которые получают поддержку до 200 человек, при этом величина молодежи, которые находятся в трудной жизненной ситуации, получат поддержку составит 3000 человек. Кроме того, произойдет повышение удельного веса молодежи, которая участвует в деятельности программы в области поддержки талантливой молодежи и деятельности военно-патриотических учреждений.

Необходимо выделить основной элемент инфраструктуры государственной молодежной политики на уровне Кировской области, которые представляют это сеть областных и муниципальных учреждений. В инфраструктуру одно областное и четыре муниципальных учреждения в области проведения молодежной политики:

  • Муниципальное казенное учреждение «Центр по работе с детьми, молодежью и семьей «Калейдоскоп», г. Киров;
  • Кировское областное государственное автономное учреждение «Областной Дворец молодежи»;
  • Муниципальное казенное учреждение Молодёжный центр «Заря», Верхнекамский район;
  • Муниципальное казенное учреждение Объединение подростковых и молодежных клубов «Перекресток», г. Киров;
  • Муниципальное казенное учреждение «Патриот», г. Слободской.

На основании представленной оценки молодежной политики на уровне Кировской области необходимо определить следующие проблемы:

1) На уровне Кировской области недостаточно эффективно проводятся важнейшие этапы по основным направлениям реализации государственной молодежной политики.

2) Во многих регионах нет муниципальных молодежных форумов, которые давали бы возможность для реализации молодого поколения.

3) Не проводится необходимая подготовка молодежи по осуществлению защиты проектов грантовых конкурсов, нет грантовой поддержки в регионе.

4) В Кировской области слабая нормативно-правовая база в области реализации направлений молодежной политики, отсутствуют двусторонние или многосторонние международные соглашения, стратегические документы по развитию государственной молодежной политики.

Заключение

В результате необходимо предложить перечень мероприятий по развитию молодежной политики на уровне Кировской области:

  • создать эффективную систему по работе с молодежью на основе партнерского взаимодействия общественных молодежных учреждений, организаций, ведущий предприятий, а также органов местного самоуправления Кировской области;
  • сформировать в молодежной среде гражданско-патриотическое отношение к Родине, а также развивать преемственность традициям родного края;
  • повышать ответственность среди молодежи за общественное и экономическое процветание Кировской области;
  • снизить уровень миграции молодежи в города России;
  • снизить безработицу среди молодежи на уровне г.Кирова и области;
  • повысить уровень предпринимательской, деловой и социальной активности среди молодежи;
  • качественно увеличить эффективность деятельности общественных объединений по работе с молодежью;
  • повысить уровень репродуктивного здоровья среди молодежи;
  • увеличить духовно-нравственный и творческий потенциал молодежи региона;
  • создать условия для здорового образа молодежи;
  • создать условия для укрепления института молодых семей в Кировской области;
  • создать систему мониторинга качества уровня жизни, проведения социальной интеграции молодежи в общество.

В Кировской области в настоящее время нет стратегии развития молодежной политики при учете последних изменений в политической, экономической и социальной жизни России, при этом есть только программы, имеющие некоторые направления по поддержке молодежи в Кировской области. Данных программ недостаточно для проведения полноценного развития молодежи Кировской области и удержания ее от переселения в другие города Российской Федерации.

Список литературы

  1. Закон Кировской области «О государственной молодежной политике в Кировской области» № 480-ЗО от 25.12.2009г. (ред. от 07.10.2015г.).
  2. Закон Кировской области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Кировской области» № 312-ЗО от 02.03.2005г. (ред. от 28.12.2013г.).
  3. Подпрограмма «Реализация государственной молодежной политики и организация отдыха и оздоровления детей и молодежи» государственной программы Кировской области «Развитие образования» на 2014 – 2020 годы, утвержденная постановление Правительства Кировской области от 10.09.2013 № 226/595.
  4. Постановление Правительства Кировской области от 10.12.2012 № 185/738 «О Стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы в Кировской области».
  5. Методические рекомендации по профилактике противоправных и экстремистских проявлений несовершеннолетних, относящих себя к неформальным молодежным организациям / авт.-сост. Т.В. Малова, Т.В. Ворончихина, Л.Н. Тетерятникова. – Киров: ИРО Кировской области, 2016. – 113 с.
  6. Меркулов, П. А. «Негативная молодежная политика» как составляющая государственной политики в отношении молодежи [Текст] / П. А. Меркулов, А. Л. Елисеев, Д. В. Аронов // Власть. - 2020. - № 2. - С. 141-145.
  7. Портал о молодежи и для молодежи http://молодой43.рф/нормативно-правовая-база/.
  8. Сайт Министерства спорта и молодежной политики Кировской области http://oblsportkirov.ru Загл. с экрана.

Поделиться

2846

Чиркова А. В. Региональная молодежная политика Кировской области // Актуальные исследования. 2021. №9 (36). С. 24-30. URL: https://apni.ru/article/1996-regionalnaya-molodezhnaya-politika-kirobl

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января