Преимущества и недостатки виртуального образования во время пандемии СOVID-19
Статья посвящена анализу преимуществ и недостатков виртуального образования для образовательных учреждений, учащихся и преподавателей. Онлайн образование может быть полезным дополнением к учебному процессу даже после пандемии.
Перспективы. Виртуальное образование – не просто долговременный тренд, а свершившийся факт нашей жизни с быстро растущим числом вовлеченных пользователей. Одновременно понятно, что переход на обучение в онлайне не означает успешную цифровизацию образования. Пока это переход технологический, но не методологический.
Большинство государств мира испытало шок первых трех месяцев пандемии COVID-19. Локдаун затронул все сферы жизни, перевернул привычный образ жизни с ног на голову, научил всех без исключения жить по-новому. Удивительно то, что многие сферы личной, общественной и профессиональной жизни не только смогли устоять, но и адаптироваться к новой реальности. Раньше мы бы сказали, что к хорошему привыкаешь быстро. Сегодня мы скажем, что в экстремальных условиях сработал не только инстинкт самосохранения, хотя и он имел важное значение в преодолении новых вызовов. Важным стало «коллективное сознательное» и оперативность принятия решений. Сферу образования смело можно назвать одной из тех, на которую пандемия оказала наибольшее влияние в глобальном масштабе. Более того, сфера образования стала одной из немногих, подготовленных к переводу большинства своих процессов в онлайн.
По причине развития пандемии Сovid-19, образование в школах и вузах перешло на дистанционное обучение, обучая школьников и студентов, не выходя из дома.
Хотя применение виртуального обучения было вызвано чрезвычайными обстоятельствами, оно имело и положительные результаты. Например, школьники и студенты стали осваивать самостоятельные навыки обучения. Умение работать и находить материал, будет очень полезен в дальнейшем. Скорость обучающиеся определяют, опираясь на свои возможности. Так же присутствуют и другие плюсы в виртуальном образовании:
- Заниматься можно там, где удобно, главное иметь возможность выхода и интернет.
- Педагоги определяют более подходящий для обучения интернет-ресурс.
- Общаясь с преподавателем лично пропадает надобность в занятиях с репетитором.
- Появляется больше времени.
- Применяется различная наглядная информация, например, видео и аудио материалы и другие новейшие технологии, что увеличивает уровень занятий.
- Виртуальное обучение основывается разделение материала на отдельные, полные блоки. Это дает возможность проводить обучение опираясь на особенности обучающихся и увеличивать уровень знаний.
- Обучающийся выделяет определенное количество времени для изучения материала. График обучение формируется индивидуально.
- Обучающийся, например, студент, может сразу изучить несколько дисциплин одновременно, не отвлекаясь от работы.
- Уменьшается количество контактов с людьми, в связи с этим уменьшается возможность заражения коронавирусом.
- Материальная выгода. В процессе виртуального получения уменьшаются затраты.
- Доступность. Все обучающиеся обеспечены равным доступом к методическим материалам 10-15 минут. Литература загружена на сайтах в цифровом виде.
По завершению карантина удаленные занятия так же применяются в ходе образовательного процесса.
Директор центра общего и дополнительного образования НИУ ВШЭ С. Косерецкий считает, что по завершению карантина виртуальное образование будет применяться чаще и станет альтернативой стандартному процессу получения знаний.
Рассмотрим недостатки виртуального образования.
В сформировавшейся обстановке выбора не было и пришлось переходить на виртуальное обучение, в связи с этим образовательным учреждениям пришлось использовать все варианты для преодоления трудностей. Но полученный опыт виртуального обучения дает возможность увидеть недостатки:
- Рост нагрузки обучающих и обучающихся. Для того чтобы предоставить весь необходимый материал педагоги уделяли огромное количество времени для подготовки к занятиям, а ученики – на письменные работы, которые заменили, устные опросы.
- Отсутствие личного контакта с педагогом. Эмоциональная составляющая образовательного процесса положительно влияет на усвоение материала.
- Требуется постоянное доступность интернета.
- Огромная трата времени на техническую подготовку к уроку, по причине чего обучающимся предоставляется не полный объем материала.
- Несовершенство российских цифровых платформ и сервисов организации удаленной образовательной деятельности.
- Трудности во включение всех обучающихся в дискуссию – а рассуждение участвует меньшая часть учащихся.
- Качество проверки знаний. Личный опрос, ответ, экзамен лучше покажет уровень овладения изученным материалом.
- Отсутствие у большинства педагогов навыков построения онлайн-обучения. Недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучающихся. Некоторым образовательным учреждениям пришлось внезапно перейти на виртуальное образование, не полностью разобравшись в технологиях.
- Недостаток новейших онлайн-курсов. Например, для доступной для студентов платформе «Современная цифровая образовательная среда», имеется 900 открытых курсов, обеспечивающих лишь 7% потребностей РФ.
Итак, несмотря на очевидные недостатки, виртуальное обучение дает возможность научится более качественно и своевременно выполнять курсовые и лабораторные работы, вместо того, чтобы браться за них в последний момент.
Таким образом из всего можно сделать вывод, что виртуальное обучение вряд ли заменит реальный в ближайшие годы и даже десятилетия. Но важно то, что педагоги за последние время, работы прошли колоссальный путь, по-новому оценили свою роль в процессах учения и обучения, возможности новых технологий как в повседневной педагогической практике, так и стратегически, овладели первичными навыками цифровой грамотности.
Виртуальное образование – это формат, при котором весь учебный процесс строится вокруг определенной онлайн-платформы: уроки и задания, тесты и оценки, общение учеников и учителя. Это могут быть сервисы для высшего и среднего образования, курсов, мастер-классов, интенсивов. Методики, по которым построены занятия, могут быть как традиционными, так и полностью авторскими. Используются все технические возможности: видеоуроки, анимация, VR.
- Абрамян Г.В., Катасонова Г.Р. Особенности организации дистанционного образования в вузах в условиях самоизоляции граждан при вирусной пандемии // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – 3; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29830 (дата обращения: 12.02.2021).
- Агранович М.Л. Организация образования в условиях пандемии. Практика стран ОЭСР. Режим доступа: https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/789-agranovich-ekspertiza
- Электронный ресурс – Режим доступа: https://rg.ru/2020/08/25/reg-cfo/kak-pandemiia-prodvinula-cifru-v-sfere-obrazovaniia.html.
- Электронный ресурс - Режим доступа: aлхифе Малага, pages. 391-424. Доступно по URL: http://skat.ihmc.us/rid=1Q09K8F68-1CNL3W8-2LF1/e-learning.pdf
- Воскресенье, J. (2017). Инновации и знания / обучение (виртуальный): начало расхождений.
- Сапата, М. (2010). Оценка компетенций в виртуальных средах обучения и преподавания в университете. Журнал дистанционного образования. Секция университетского преподавания в обществе знаний. N 1. доступно по URL: http://revistas.um.es/red/article/view/243311/18466.
- Верден, Н. (август 2015). Дистанционное образование и технологии с социально-культурной и образовательной точки зрения. Получено из мексиканского журнала дистанционного бакалавриата.: http://bdistancia.ecoesad.org.mx/?articulo=educacion-a-distancia-y-tecnologias-desde.
- Медветь, J. P. (2015). "Удивительная статистика и тенденции электронного обучения". Каптерра. Доступно по URL: http://www.creatinglearning.com/sorprendentes-estadisticas-y-tendencias-del-e-learning/.