Развитие сектора малого предпринимательства выступает одним из наиболее перспективных направлений социально-экономического развития страны. Ввиду этого оценка основных показателей развития субъектов малого предпринимательства приобретает особую актуальность.
При рассмотрении динамики числа предприятий, занесенных в реестр, обнаружена определенная закономерность (таблица 1).
Таблица 1
Показатели динамики субъектов малого предпринимательства [1]
Год |
Количество | ||
субъектов малого предпринимательства |
В т.ч. | ||
малых предприятий |
средних предприятий | ||
2015 |
5 456 287 |
5 161 406 |
294 881 |
2016 |
5 614 634 |
5 326 367 |
288 267 |
2017 |
5 845 427 |
5 576 939 |
268 488 |
2018 |
6 018 918 |
5 751 885 |
267 033 |
2019 |
6 022 384 |
5 771 626 |
250 758 |
2020* |
5 899 861 |
5 675 756 |
224 105 |
* предварительные данные Министерства экономического развития РФ
На момент августа 2020 года количество субъектов МСП продолжило сокращение и к 10 августа достигло 5,590 млн. единиц. Для сравнения в 2019 году оно составляло 6,022 млн единиц (-4,2%), в 2018 году - 0,18 млн (-5,6%), в 2017 году – 5,845 млн (0,9%). Таким образом, объём сегмента МСП фактически вернулся к уровню 2017 года; прирост, достигнутый в 2018-2019 годах, обнулился.
Самое большое сокращение численности компаний малого и среднего бизнеса с начала года произошло в Центральном (-6,3%) и Северо-Западном (-6,2%) федеральных округах. За год максимальную отрицательную динамику показал Уральский федеральный округ (-5,2%). За два года больше всего компаний МСП прекратили деятельность в Сибирском федеральном округе (-13,3%).
Из общего тренда выбилась динамика Дальневосточного федерального округа, где за три года количество субъектов МСП не только не снизилось, а, напротив, выросло на 21,1%. Причиной столь значительных темпов прироста, возможно, послужил эффект низкой базы и в целом небольшая ёмкость сектора в ДФО – в 2017 году количество субъектов МСП в округе составляло всего порядка 250 тыс. (для сравнения в ЦФО - 1,6 млн, а в 2020 году – около 300 тыс. По данным ФНС России, свыше 60% субъектов МСП в ДФО являются ИП. За три года наибольший прирост ИП произошел в сфере недвижимости (41,8%) и строительстве (36,7%) – таблица 2.
Таблица 2
Количество субъектов МСП в регионах по федеральным округам, млн единиц
ФО |
2016 г |
2017г |
2018 г |
2020 г |
на 10.08 2020 |
Изменение за 2019 - 10.08.2020, % |
Изменение за 2018 - 10.08. 2020, % |
Изменение за 2017 - 10.08.2020 % |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
СКФО |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
-2,9% |
-3,8% |
4,1% |
ЮФО |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
-5,2% |
-6,6% |
-1,7% |
ЦФО |
1,6 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
1,7 |
-3,9% |
-5,6% |
3,7% |
ПФО |
1,0 |
1,1 |
1,0 |
1,1 |
1,0 |
-4,6% |
-6,0% |
-0,1% |
СЗФО |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
-4,3% |
-5,1% |
0,0% |
УФО |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
-4,3% |
-5,4% |
-1,2% |
СФО |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
-4,1% |
-13,3% |
-8,4% |
ДФО |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
-3,5% |
16,1% |
21,1% |
Следует отметить, что не все индивидуальные предприниматели вовремя пандемии смогли получить доступ к финансовым ресурсам: столкнувшись с сокращением выручки вследствие приостановки деятельности во время карантина, занять средства для продолжения работы и выплаты зарплаты удалось не всем. По данным Банка России, начиная со 2 квартала 2020 года доля кредитов ИП сократилась с 20% до 9% и далее до 7% в общей выдаче кредитов субъектам МСП.
Анализ численности граждан, занятых на микро, малых и средних предприятиях, а также о гражданах, работающих в качестве индивидуальных предпринимателей, за январь 2017 г. – январь 2020 г. позволяет сделать вывод о том, что в начале 2020 г. произошло сокращение численности занятых по сравнению со всеми годами предыдущего периода (рисунок 1).
Рис. 1. Динамика численности занятых на предприятиях малого предпринимательства за период 2015 - 2020 гг., чел. [2]
С учетом сокращения рабочей силы в России, относительно стабильной динамики занятости в секторе малого предпринимательства последних лет и сокращения занятости в секторе в 2019 г. на 232992 чел. такой сценарий развития можно назвать оптимистичным. Но в условиях кризиса и при желании бизнеса сократить свои расходы, скорее всего, занятость в секторе в 2020 г. будет сокращаться более высокими темпами, чем в экономике в целом.
На фоне падения экономики и доходов населения в 2020 г. предприниматели тем более будут стремиться уходить в тень, переводить своих сотрудников в неформальную занятость или в статус самозанятых. Если ситуация с пандемией коронавируса не стабилизируется в ближайшее время, численность занятых в неформальном секторе и его доля в текущем году предположительно могут вырасти на несколько миллионов человек – в особенности в связи с потенциальным банкротством более 3 млн бизнесов, Предыдущие периоды сокращения спроса также приводили к увеличению занятых в неформальном секторе на несколько миллионов человек.
Кризисный рост безработицы в текущем году может быть в значительной мере обусловлен сокращением штатов либо вообще прекращением деятельности компаний малого предпринимательства. В силу особенностей отечественной модели рынка труда во время кризиса средние и крупные компании, а тем более бюджетные организации в гораздо меньшей степени готовы к увольнениям персонала, чем к понижению заработной платы, переводу на полставки, направлению в неоплачиваемые отпуска либо даже к переводу в неформальный сектор. У большей части населения зарплата состоит из небольшой фиксированной ставки и изменяемой надбавки; именно эти надбавки и будут урезаны. Реальная потеря занятости произойдет именно в микро- и малом бизнесе, но и тут занятость будет возобновляться, поскольку, как было отмечено выше, неизбежно появятся вынужденные предприниматели.
Как следствие можно отметить снижение объемов производства и реализации продукции субъектами малого предпринимательства (рисунок 2).
Рис. 2. Объемы производства и реализации продукции субъектами малого предпринимательства в 2014 – 2019 гг. млрд. р. [2]
Как уже было отмечено, основную выручку в сегменте МСП генерируют малые и микропредприятия - на них приходится почти 90% дохода сектора, доля средних предприятий в выручке составляет порядка 10%.
В I квартале 2020 года (последние доступные данные Росстата на момент исследования) оборот компаний МСП увеличился к аналогичному периоду 2019 года: малые компании (без микропредприятий) прибавили 2,6%, средние компании – 5,1%. Отметим, что коэффициент-дефлятор, учитывающий влияние инфляции, установленный Минэкономразвития России на 2020 год, составляет 4,9%, а годовая инфляция в марте – 2,5%. С учётом этих факторов рост оборота МСП в начале года можно признать близким к нулю, то есть сектор МСП стагнировал.
Относительно позитивное начало года сменилось карантином и другими против пандемических мероприятий, вследствие которых небольшие предприятия были вынуждены простаивать, что безусловно сказалось на их финансовой устойчивости.
По предварительной оценке Росстата, ВВП РФ во 2 квартале 2020 года снизился на 8,5% к аналогичному периоду прошлого года, настолько же сократилось производство в промышленном секторе, розничный товарооборот уменьшился на 16,6%, сфера общественного питания – на 48,9%, объём платных услуг населению – на 37,2%. Так как именно в этих секторах экономики работают субъекты малого и среднего предпринимательства, то падение оборотов у них можно ожидать в сопоставимых масштабах.
По данным Минэкономразвития, в наиболее пострадавших отраслях работает порядка 5 млн человек (около 30% от всех занятых в секторе МСП).
К примеру, в Московской области примерно 45% субъектов МСП были признаны пострадавшими из-за ситуации с распространением коронавирусной инфекции (из 367 тыс. субъектов МСП пострадали 166 тыс.). Многие из них получили поддержку от региональных властей, взяли кредиты по льготным ставкам, но простой во 2 квартале, а также общее замедление экономической активности в стране привели к ухудшению их финансового положения.
Вместе с тем восстановление после локдауна в некоторых регионах происходит довольно быстро. В Москве, по данным мэрии столицы, в июне обороты субъектов МСП увеличились на 56% к маю, в августе – на 31% к июню. С июня по август доля субъектов МСП в общем обороте предприятий и организаций увеличилась на 2,3% и на сентябрь составила 22,6%. Быстрее всего растут обороты предприятий сферы услуг и общественного питания.
Добавим, что в 2019 году оборот компаний МСП снизился на 1,4% к 2018 году - до 59,1 трлн рублей (34,9 млрд рублей без микропредприятий). Вместе с тем за счёт роста в 2018 году на горизонте трёх лет (2017 г. – 2019 г.) увеличение оборота составило 7,9%. Прирост обеспечили в основном компании микро и малого размера, тогда как средний бизнес сократил выручку на 2,2%.
Следовательно, по итогам 2019 года доля субъектов МСИ в обороте предприятии и организации России сократилась до 26,2%. Годом ранее она составляла 27,8%, в 2017 году – 30,5% [3].
По результатах исследования статистических данных, выявлено, что по стране в целом во второй половине 2020 года бизнесу стало намного тяжелее выживать, чем ранее. Об этом заявили 62% участников исследования. Примерно такого же мнения придерживаются и сами предприниматели – 60% от числа тех, у кого уже есть собственный бизнес, заявили о том, что заниматься предпринимательской деятельностью на фоне пандемии стало тяжелее. Таким образом, очевидно, что сегодня малый бизнес по стране в целом нуждается в специальной поддержке и создании условий, в которых он смог бы легче преодолеть возникшие сложности.
Сегодня по стране в целом основными препятствиями на пути нормального ведения бизнеса, по мнению предпринимателей, является снижение платёжеспособности граждан и эпидемические ограничения, накладываемые на малый бизнес. Если говорить о взаимодействии бизнеса с госорганами, то здесь предпринимателям, по их мнению, мешает избыточная или неправовая деятельность (в порядке убывания значимости): налоговых органов, Роспотребнадзора, органов, занятых госзакупками, а также трудовой инспекции.
В работе по созданию эффективного бизнес-климата следует обратить особое внимание на налаживание эффективного взаимодействия этих госорганов с бизнесом. Для дальнейшего развития малого и среднего бизнеса необходимо понимать, насколько велик потенциал развития предпринимательства.
Современное предпринимательство требует от населения специальных навыков и знаний, креативности (способности генерировать новые идеи) и высокого уровня межличностного доверия, без которых развитие бизнеса невозможно. Кроме того, для развития бизнеса остро необходимы новые знания, а значит, развитие малого и среднего бизнеса должно опираться на готовность населения учиться. Соответственно, необходимо обратить внимание на такие социальные характеристики населения России, как креативность, доверие и готовность получать дополнительное образование.
Наибольшая доля креативных людей имеется среди молодёжи до 30 лет, среди студентов – лиц с незаконченным высшим образованием, а также в группе состоятельных жителей. Как представляется, именно на эти группы молодёжи, студентов, а также группу тех, кто уже сумел добиться высокого уровня жизни за счёт собственных способностей, следует ориентироваться при развитии предпринимательства.
Примечательно, что среди предпринимателей, уже владеющих собственным бизнесом, доля тех, кто считает, что в их городе достаточно много креативных людей, значительно выше, чем в среднем по выборке или среди тех, кто не собирается создавать собственное предприятие – 42%, против – 29% в среднем по стране.
Еще одним важным фактором развития предпринимательства является готовность получать дополнительное образование. Исследование показало, что сегодня 22% жителей страны нацелены на получение дополнительного образования (переподготовки).
Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день малое предпринимательство в России находится не в лучшем состоянии. Основная проблема в том, что ситуация в стране постоянно меняется: изменяется законодательство, растут ставки, вводятся новые санкции и т. д., за счет всего этого предприниматели чувствуют себя незащищенными и постоянно сталкиваются с проблемами, ведущими к банкротству. К основным мерам поддержки и развития малого бизнеса в РФ следует отнести: новая отсрочка по долгам для бизнеса; мораторий на плановые проверки; налоговые каникулы и отсрочка страховых взносов; система обратной связи.
Также нужно сказать, что государственно-частное партнерство помогает властям снизить объем расходов на крупные проекты, а частным компаниям и банкам поддержать спрос на свои продукты и тем самым сохранить собственную экономическую устойчивость.