Введение
В современных условиях на этапе формирования информационного общества становятся заметными значительные перемены во многих сферах человеческой деятельности. Они обусловлены такими мировыми тенденциями, как глобализация рынков, растущая ориентация производителей на удовлетворение потребительских предпочтений в их борьбе за повышение своей конкурентоспособности, осознание необходимости и важности формирования устойчивых отношений с клиентами, а также активное внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в жизнь социума.
Конечно, в первую очередь эти перемены связаны с широким использованием ИКТ, ростом значимости информации и знаний в производстве продуктов и услуг. Однако все эти тенденции следует рассматривать как предпосылки появления новых форм организации бизнеса, в первую очередь, виртуальной. Однако исследование понятий виртуальная организация и виртуальный бизнес необходимо предварить выяснением того, что есть виртуализация и каковы свойства виртуальной реальности, порождающей виртуальную экономику, в которой виртуальный бизнес функционирует. Такая логическая цепочка обусловливает актуальность темы статьи.
1. Понятия «виртуализация» и «виртуальная реальность»
Термин «виртуальный» чаще всего понимается как мнимый, несуществующий в реальном (материальном) воплощении. В настоящее время этот термин используют для описания различных экономических явлений, таких как виртуальные продажи, деньги, банкинг. Широкое распространение термина «виртуальность» связывают с автором термина «виртуальная реальность» Джароном Ланье и пионером в области исследования виртуальной реальности Майроном Крюгером [6].
Можно принять без детального обсуждения следующее вполне разумное определение понятия «виртуализация» как отображения и имитации объектов и процессов в киберпространстве, которое «одновременно является и инструментом, и средой разработки» [2].
Известно высказывание Карла Маркса относительно реальной экономики: «Это именно личное, индивидуальное отношение индивидов друг к другу. Их взаимное отношение в качестве индивидов создало и повседневно воссоздаёт существующие отношения». Но в виртуальной экономике реальные экономические отношения, как и результаты реальных разработок и процессы, заменяются их «образами». Тем самым, виртуализация как процесс представляет собой эволюционный переход из одной формы осуществления экономической деятельности в другую, обладающую большей потенцией и более широкими возможностями, что неизменно проявляется на практике в анализе эффективности функционирования виртуальных бизнесов по сравнению с традиционными (реальными)[1]. При этом новая форма выступает как некий «образ» базовой формы, существующей реально.
Виртуализация в сфере потребления и расширение коммуникаций в обществе компьютеризирует производство, экономику и жизнь общества. Трудно спорить и с обратным: компьютеризация жизни виртуализирует как общество, так и экономику, что и формирует общее представление о процессе замещения реальности «образами».
Таким образом, суть процесса виртуализации - в замещении реальных рыночных институтов их «образами», виртуальными моделями-отображениями с помощью ИКТ, но и не только. Также осуществляется перевод большинства хозяйственных операций с использованием сети Интернет в виртуальное пространство. Тем самым, создается виртуальная реальность (ВР). Есть основания предполагать, что в основе этого процесса лежит усиливающееся влияние мышления людей, расширение их представлений о возможностях реализации процессов, происходящих в традиционной рыночной экономике. Речь идет о процессах формирования рыночного спроса, ценообразовании, распределении произведенного продукта или услуги. Расширение этих представлений обеспечивается расширением и совершенствованием коммуникации, использованием широкого спектра электронных средств, и в особенности сети Интернет. А рост количества и качества коммуникаций, в свою очередь, способствует росту числа сделок (уменьшению срока оборачиваемости капитала), ускорению процессов производства, обмена, распределения и потребления, что, в конечном счёте, приводит к росту ВВП, а, следовательно, и к экономическому росту страны в целом.
Таким образом, именно увеличение (расширение сферы действия) и ускорение коммуникаций является одним из факторов экономического роста, а также причиной ускорения его темпов, благодаря которому реализуется процесс виртуализации современной экономики.
2. Особенности процесса виртуализации
В специальной литературе, освещающей данную тематику, выделяют следующие основные свойства виртуализации:
- осуществляется замена реальных экономических отношений и процессов и продуктов их образами (например, реальные товары на рынке замещаются в их рекламе товарным знаком). Однако часто эта виртуализация проходит в условиях конкуренции между реальным и виртуальным секторами экономики;
- виртуализация затрагивает экономические отношения не только в сфере обмена, но и в сфере производства. Она также касается инструментов финансового рынка, что увеличивает значение виртуальных финансовых инструментов (это выражается в появлении денежных суррогатов, финансовых дериватов). Проявляется виртуализация и в процессах управления, увеличивая гибкость и динамичность компаний, давая им возможность быстро реагировать на изменения рыночной среды и увеличивая их конкурентоспособность;
- при этом происходит коммерциализация киберпространства, превращение компьютерных сетей в главное средство и в среду экономической деятельности.
Действительно, как крупные компании, так и МСП становятся способными выполнять самые разнообразные заказы и реализовывать различные проекты, имея мгновенный доступ ко всем необходимым ресурсам: кадрам, сырью, технологии производства, финансовым средствам, ноу-хау, а также к профессиональному явному и неявному знанию, накопленному персоналом, и иной необходимой информации.
Справедливости ради, следует отметить, что неплатежи, хозяйственные риски, бартер, увеличение разрыва между составляющими хозяйственного комплекса (особенно между в значительной степени виртуализированным финансовым рынком и реальным сектором) остаются проблемными моментами виртуализации[2].
Виртуализация экономики и компьютеризация повседневной жизни создают виртуальную реальность, которая обладает рядом свойств, требующих осмысления [5].
В первую очередь следует отметить, что ВР порождается активностью материальной реальности, первичной и внешней по отношению к ней. Но она при этом может взаимодействовать с порождающей ее реальностью, что можно определить как ее интерактивность. Для ВР характерно и важно ее именно текущее состояние «здесь и сейчас», пока активна порождающая ее реальность (свойство актуальности). Наконец, можно говорить и о ее «автономности», то есть для ВР определены и «своё время», и «своё пространство» (а тем самым становится возможным говорить об исторических фактах, совсем как в обычной реальности), а также свои законы существования.
4. Анализ определений понятия «виртуальная экономика»
В этой виртуальной реальности, порожденной процессом виртуализации, сформировалась и интенсивно развивается виртуальная экономика (ВЭ).
«На нашей родной планете существуют, пересекаясь и дополняя друг друга, как бы две экономики: реальная и виртуальная», – пишет В.Ф. Паульман [7]. Но деление мирового хозяйства на реальную и виртуальную составные части условно, ибо и виртуальная экономика существует реально, уже являясь неотъемлемой частью хозяйственной повседневной деятельности человека.
Виртуальная экономика появилась на базе виртуальной реальности и изначально выразилась в экономических отношениях между геймерами и хозяевами серверов, получающими реальные доходы от купли-продажи и инвестирования реальных денежных средств в экономику «призрачного» (виртуального) рынка [7]. Она включает в себя все традиционные сферы реальной экономики (промышленную, сервисную и финансовую), отличительной чертой которых в ВЭ является, как это уже отмечалось выше (в п. 1), замена реальных экономических отношений и процессов их «образами» (виртуальными проекциями).
Ввиду того, что термин «виртуальная экономика» все чаще используется как в теории, так и в практике хозяйствования, и при отсутствии общепринятого определения этого понятия, представляется интересным провести анализ и систематизацию существующих точек зрения на это понятие. Выполним это, полагая в качестве порождающего универсума мировую экономику (таблица).
Таблица
Анализ существующих определений понятия «виртуальная экономика»
№ |
Автор |
Определение ВЭ |
Комментарий |
---|---|---|---|
1 |
В.Ф. Паульман [7] |
ВЭ – это часть глобального капитализма, порождение финансового спекулятивного капитала. Это экономика «образов», симуляций, зависящая от результатов мышления |
Нет четкого выделения базового (определяющего) свойства, которое закладывается в определение при введении нового понятия. ВЭ задана описательно, через ее свойства |
2 |
Маргрит Кеннеди [10] |
ВЭ – это одна из форм проявления глобализации, создаваемая свободным движением краткосрочных капиталов |
Это описание возможной причины (предпосылки) появления нового объекта исследования, а не определение ВЭ |
3 |
Анчуков С. [1] |
ВЭ – это глобальное доминирование транснационального финансового спекулятивного капитала над капиталом производственной сферы |
Прежде всего, экономика – это не «доминирование». Возможно, здесь описано свойство ВЭ, но не базовое, а значит, это не определение ВЭ |
4 |
Кетова Н.П. [4] |
ВЭ – это новый структурный элемент мировой экономики, базирующийся на глобальной сети Интернет |
Определение четкое, выделяющее в универсуме мировой экономики виртуальную экономику как подмножество, наделенное особым характеристическим свойством - использованием глобальной сети интернет и ее возможностей. Такое определение вполне приемлемо |
5 |
Г. Клиффорд [9] |
ВЭ построена на иллюзорном представлении, практически, о всех важнейших экономических параметрах: ценах, объемах продаж, зарплате, налогах и бюджете, работает на нерыночных "виртуальных" ценах, создавая иллюзорные, виртуальные доходы, где никто ничего не платит в срок, зарплата начисляется, но не выплачивается |
Рассуждения с попыткой многословно и субъективно описать (а не четко и объективно определить) новое понятие |
6 |
Эдвард Кастронова [8] |
ВЭ – это экономика, функционирующая в искусственно созданном пространстве, в рамках он-лайновых игр, в киберреальности |
Менее удачная перефразировка определения Н.П. Кетовой |
7 |
Маслова А.В. [5] |
ВЭ является порождением реальной экономики. Её появление связано с функционированием фиктивного финансового капитала и проявляется она, в первую очередь, в отрыве финансового сектора от реального сектора экономики, в ослаблении причинно-следственных связей и действия принципов индетерминизма особенно на фондовом и валютном рынках |
Вопрос появления нового объекта – это дополнительное исследование, которое должно осуществляться на базе уже введенного определения. Но даже и этот вопрос сужен до сферы финансов, а попытка дать определение для ВЭ неудачна, - оно страдает описательностью |
Источник: собственная разработка авторов на основе анализа ряда указанных источников.
Результаты анализа определений ВЭ, представленных в таблице, позволяют нам для целей последующего исследования под виртуальной экономикой понимать электронную (компьютеризированную) экономику, функционирующую на базе информационно-коммуникационных технологий.
Вывод
В результате проведенного исследования:
- установлена логическая связь новых понятий современной (информационной) экономики, таких как виртуализация, виртуальная реальность и виртуальная экономика;
- описаны базовые свойства процесса виртуализации, происходящего не только в экономике, но и в жизни социума;
- выявлены характерные особенности виртуальной реальности;
- дан критический анализ известных определений виртуальной экономики как порождения виртуальной реальности;
- установлено, что характеристическим (базовым) свойством виртуальной экономики, отличающим ее от реальной, является широкое использование глобальной сети Интернет и ее возможностей.
Виртуализация экономики со все расширяющимся использованием Интернета в бизнесе и в домашних хозяйствах, научных исследованиях и даже в обмене культурными ценностями, - представляется достаточно закономерным и мотивированным явлением, и процесс этот становится все более мощным. Это наблюдение делает весьма актуальным исследование в дальнейшем понятий «виртуальная организация» и «виртуальный бизнес», но это уже тема другой статьи.
[1] М. Кастельс отмечал, что виртуализация ведет к наиболее передовой форме современной организации бизнеса [3]. Она наилучшим образом проявила себя на практике, и данные исследований говорят о том, что при изучении конкретного виртуализированного бизнеса снизился срок окупаемости на 4 месяца, поднялся индекс прибыльности на 50%, а внутренняя норма рентабельности – на 42,13%. Это позволило констатировать, что виртуальное предприятие работает гораздо эффективнее, чем традиционное.
[2] Кроме того, ряд исследователей отмечает, что виртуализация экономики стимулирует обороты, а не реальный рост качества жизни, что всё возрастающее потребление товаров и услуг говорит об улучшении «качества жизни» лишь с количественной стороны, в то время, как качественные характеристики жизни, такие как ощущение самодостаточности и психологического комфорта ухудшаются, т.к. в погоне за большим количеством товаров и услуг современному человеку нужно работать всё больше и больше, превращая процесс зарабатывания денежных средств в единственный смысл жизни.