По инициативе Президента РФ В.В. Путина в Федеральный закон "Об образовании " от 31 июля 2020 г. внесены изменения по вопросам воспитания и создания в образовательной организации условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, формирования у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, бережного отношения к культурному наследию. Воспитание настоящих граждан, патриотов своей Родины невозможно без изучения культурного наследия малой родины. Для того чтобы научить детей и взрослых гордиться богатством Отчизны, нужно прежде всего знать свой родной край, его историю, культуру, традиции, людей. Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…», – писал А.С. Пушкин.
Дети младшего школьного возраста характеризуются высокой познавательной активностью, любознательностью, стремлением узнать новое. Именно в этот период детства происходит становление ребенка в новом статусе ученика, возникают новые виды деятельности, выстраивается его система отношений со взрослыми и сверстниками, коллективом, окружающим миром, формируются первые представления о малой родине, о том месте, где родился и живёшь [2]. Несомненно, изучение краеведения играет огромную воспитательную роль, ведь познавая малую родину, ребёнок не только расширяет кругозор и круг интересов, он учится её любить, гордиться красотой её природы, талантливыми людьми, следовательно, приобретает устойчивое желание самому заботиться и преображать свой край в будущем.
Краеведческая работа наиболее эффективна, если организована как целостная система. Краеведческая мастерская – комплекс мероприятий, направленных на всестороннее познание родного края обучающимися, организованных под руководством учителя в урочной и внеурочной деятельности в условиях социального партнерства (рисунок). Краеведческие интересы обучающихся формируются в урочной деятельности, затем они находят дальнейшее развитие в процессе внеклассных мероприятий. Таким образом, взаимосвязь этих направлений в краеведческой деятельности обеспечивает формирование целостной системы в работе педагога по данной актуальной проблеме.
Цель – создание условий для духовного развития личности путем включения ее в многообразную деятельность по изучению родного края.
Рис. Педагогический комплекс (модель), направленный на всестороннее изучение родного края в условиях социального партнерства
В начальной школе краеведение не существует как самостоятельная дисциплина, оно эффективно и продуктивно интегрируется с другими учебными предметами. Краеведческий компонент может быть как элементом урока, так и составлять полное содержание всего урока. При отборе краеведческого материала важно придерживаться следующих критериев: доступность и научность информации возрасту обучающихся, историческая и культурная ценность событий для данного края, яркость и эмоциональная насыщенность фактов, возможность совершать наблюдения за окружающей действительностью, способность вызывать интерес к родным местам [1].
Рассмотрим несколько примеров из направлений работы учителя начальных классов в данной деятельности. Программа по литературное чтению авторов Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной системы «Школа России» предполагает вводить в содержание уроков изучение произведений авторов родного края (таб.1). Знакомство с творчеством поэтов М. Камшилина, Л. Куклевой, Л. Чудайкиной, А. Дьяченко и других, воспевающих в своих произведениях Лопасненскую землю. Большой интерес у обучающихся вызывают произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки о животных, растениях местности, сказки, загадки, народные песни. Краеведческие интересы находят дальнейшее развитие в процессе внеурочных литературно-краеведческих занятий, становятся предметом исследований школьников. Например, анализируя произведения А. Барто, выясняется, что поэтесса была частой гостей в подмосковном городе Звенигород в детском доме для воспитанников, чьи родители погибли во время Великой Отечественной войны. Изучив дополнительную литературу по данной теме, ребята узнали, что в течение 8 лет А. Барто вела на радиостанции «Маяк» программу «Найти человека». Ежегодно гимназисты принимают участие в городском литературном конкурсе чтецов, посвященном памяти поэта М. Камшилина, сочиняют стихи и рассказы о родном крае.
Таблица
Примеры формирования краеведческих знаний по учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение, 4 класс», система «Школа России»
Номер урока |
Темы, реализующие краеведческий компонент |
Акцент на формирование знаний и умений |
---|---|---|
Тема 1 |
Устное народное творчество |
Различие видов устного народного творчества: большие и малые жанры. Составление загадок о животных и растениях родного края. |
Тема 8 |
Обобщающий урок-игра по разделу «Летописи. Былины. Жития». |
Умение составлять рассказы об особенностях празднования традиций малой родины на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин). |
Тема 9 |
Проект: «Создание календаря исторических событий». |
Составление летописи современных важных событий городского округа Чехов. |
Тема 24 |
Жизнь и творчество А.П.Чехова |
Знание о вкладе А.П. Чехова в развитие Лопасненского края. |
Тема 25 |
А.П.Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. |
Поиск мудрых мыслей писателя из произведений и писем, написанных в Мелиховский период его жизни. |
Тема 83 |
Поэтический вечер по разделу «Родина». |
Выразительное чтение произведений авторов нашего края, составление рассказа о богатой культуре, писателях и поэтах малой родины. |
Тема 84 |
Проект «Они защищали Родину». |
Знание стихотворений о военной поре наших земляков. Составление текста «Я горжусь своей Родиной», используя произведения и собственные мысли. |
Как показывает опыт работы, наиболее эффективной формой привлечения учащихся к работе по краеведению является проектно-исследовательская деятельность. Изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней происходит через поиск и открытие. К. Д. Ушинский говорил, что «мир нельзя по-настоящему познать за партой. Как бы ни был красочен и увлекателен материал учебников, каким бы искусством ни обладал учитель, закономерности мировоззрения открываются, если ребёнок ощутит их в зримых, наглядных проявлениях».
Наш город носит имя А.П. Чехова. Очень важно, чтобы дети и взрослые понимали, за что весь мир называет писателя гордостью России. Он сочинил более 500 произведений, которые переведены на 100 языков, написал около 4 с половиной тысяч писем. Многие произведения созданы в Мелихово, усадьбе близ старой Лопасни (ныне г. Чехов), где писатель провел 7 замечательных лет.
Для создания проекта о важности наследия писателя совместно с родителями была разработана программа мероприятий по вовлечению обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность в условиях социального партнерства с Государственным музеем-заповедником А.П. Чехова «Мелихово».
Учитывая возрастные особенности младших школьников, образовательная деятельность предполагала как изучение теоретического материала, так и проведение тематических уроков с сотрудниками музея, обзорных экскурсий, интерактивных занятий, мастер-классов. Всё это поддерживает устойчивый интерес учащихся и познавательное отношение к краеведческому материалу.
У гимназистов возникла идея реализовать проект в форме коротких передач, всем будет интересно посмотреть небольшие видеофильмы, рассказывающие об удивительных фактах из жизни писателя.
Название проекта: «А.П. Чехов с нами - навсегда!».
Цель: разработать сценарий цикла коротких передач о писателе и снять видеоролики в Государственном музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово».
Работа над сценарием для каждой передачи началась со сбора материала, поиска интересных фактов из жизни писателя, его увлечениях. Остановились на формате, сочетающим в себе портретно-личностную зарисовку, интервью и ток-шоу. В результате работы над проектом получилось 5 программ. Видеоролики размещены на сайте музея - усадьбы «Мелихово», их с интересом смотрят дети дошкольного и школьного возраста и, конечно, взрослые.
Продолжением работы по изучению наследия великого писателя стало создание собственной настольной игры «Жизнь великих людей. А.П. Чехов», которую четвероклассники разработали на основе полученных знаний о жизни и творчестве писателя. Цель проекта: систематизировать и расширить знания обучающихся о вкладе А.П. Чехова в развитие Лопасненского края.
Познавательный квест «Жизнь великих людей. А.П. Чехов» построен по цепочке: выполнив одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут. По итогам прохождения заданий участники награждаются дипломами и сертификатами. Материал игры рассчитан на обучающихся начальных классов, но в ходе апробации был интересен обучающимся 5 и 6 классов. Чтобы расширить количество участников, создана виртуальная версия игры в формате веб-квеста с использованием ресурсов сети Интернет. Данный веб-квест обладает особой ценностью, позволяет создавать исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность на основе сотрудничества и предоставляет возможность поиска дополнительной информации по теме. Особую значимость эта работа обрела во время дистанционного обучения.
Краеведческие проекты характеризуется оригинальностью идей, творческим подходом к исследованию, использованием широкого спектра первоисточников. У обучающихся появились возможности для изучения материалов, выходящих за пределы учебной программы, используя наиболее полную информацию как из традиционных источников (книги, словари, энциклопедии), из сети Интернет, так и бесценную информацию, полученную от сотрудников музея-заповедника «Мелихово». Материалы могут быть использованы в качестве демонстрационно-обучающего учебного материала в урочной и внеурочной деятельности, помогут обучающимся других школ узнать новое о писателе А.П. Чехове.
Изучение краеведения в проектно-исследовательской деятельности воспитывает у школьников причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем, закладывает основы познавательного интереса к изучению малой родины, способствует становлению таких духовных, моральных ценностей, как патриотизм, гражданственность, уважение к старшим, бережное отношение к культурному наследию и традициям, которые формируют личность гражданина, объединяют наше общество.