Значение энергетики для современного мира трудно переоценить. Энергетика – это одна из базовых отраслей промышленности, ее развитие является обязательным условием развития других отраслей и национальной экономики любого государства в целом. Энергетика включает в себя отрасли, снабжающие экономику энергоресурсами: топливные отрасли, электроэнергетика, в том числе, геологоразведка, освоение, производство, переработка и транспортировка источников энергии и непосредственно самой энергии. Аналитический онлайн-журнал «Геоэнергетика.ru» в результате проведенного анализа делает вывод о том, что «энергетика – это основа цивилизации» [3], а если обратиться к официальному печатному органу Правительства Российской Федерации – «Российской газете», то можно увидеть, что новости в разделе «Энергетика» выходят чуть ли не ежедневно [5]. Следует также отметить, что в настоящее время проводятся форумы и круглые столы по выявлению тенденций в сфере кадрового обеспечения отрасли. На одном из таких мероприятий, посвященном теме новых специальностей в электроэнергетике в эпоху цифровой экономики, был составлен рейтинг перспективно востребованных специальностей. На вершине рейтинга оказались такие профессии как специалист по цифровым системам управления энергообъектов, специалист по обеспечению кибербезопасности предприятий энергетики, а также системный инженер интеллектуальных энергосетей [6, 2]. Все вышеперечисленное подтверждает актуальность вопросов энергетики и показывает, насколько широко развивается эта отрасль. А раз развивается, то расширяется и область, подлежащая контролю. Одной из контролирующей и регулирующих систем является энергетическое право.
Профессор О.А.Городов, доктор юридических наук, определяет право в сфере энергетики следующим образом: «Энергетическое право – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в связи с производством, преобразованием, передачей, реализацией, использованием и сбережением различных видов энергетических ресурсов, а также с обеспечением энергетической безопасности» [1]. Рассмотрим тот круг общественных отношений, который регулируется энергетическим правом.
Российская правовая теория определяет отрасль права, подотрасль права, а также правовой институт через регулируемые ими общественные отношения. В соответствии с указанным выше определением энергетического права, энергетика как отрасль экономики, как область народного хозяйства, и существующие в рамках этой отрасли общественные отношения представляют собой ту основу, на которую накладываются регулирующие их нормы энергетического права. В этой связи важно понимание того, что представляют собой энергия и энергетические ресурсы. Энергия – это межотраслевое понятие, самостоятельный объект правового регулирования. Все формы энергии обладают характерными свойствами, которые налагают определённые особенности в правовом регулировании использования (требования техники безопасности, порядок и способ передачи энергии, определение её качества и др.). Уникальным свойством энергии является её возможность трансформации из одной формы в другую, что тоже требует правовых особенностей в регулировании энергетических отношений. Данное обстоятельство особенно важно с точки зрения национальной безопасности страны, учитывая, что энергия сама по себе – это не только востребованный в мире ресурс, но и категория сугубо экологическая, несущая с собой риски для сохранности окружающей среды. Именно через понятие энергетические ресурсы определяет энергетическое право австралийский правовед А. Брэдбрук, характеризуя его как «распределение прав и обязанностей, относящихся к разработке и использованию каких-либо энергетических ресурсов между частными лицами, между частными лицами и правительством, между правительствами и между государствами». Давая определение энергетическим ресурсам, А. Брэдбрук прямо перечисляет все источники энергии, в числе которых нефть, газ, энергия ветра и солнца, электроэнергия и т.д. На первый взгляд, подобное определение не может рассматриваться за рамками правоведения. Однако это не так. Энергия и энергетический ресурс – продукт особой важности, именно имущество, несущее с собой колоссальные доходы для государства и потери. В силу данного обстоятельства, регулирование общественных отношений в данной области крайне важно для любого государства. Что касается российского законодательства, то здесь можно сделать вывод о том, что энергетические ресурсы представляют собой комплекс вещей и явлений, не тождественный природным ресурсам, хотя частично с ними совпадающий [4].
Лаврик Т. М. и Фролов С. А. на основе проведенного анализа выделяют с правовой точки зрения следующие основные виды энергоресурсов [4, с. 12]:
- Природные энергетические ресурсы, включающие в себя ресурсы недр, энергию ветра, солнца, энергию воды и т.д.
- Производные энергетические ресурсы: добытые полезные ископаемые и продукты их переработки, электрическую и тепловую энергию.
- Энергосбережение как «косвенный» энергетический ресурс.
Итак, комплекс перечисленных выше видов энергетических ресурсов – это основа для определения общественных отношений в области энергетики и, как следствие, правового регулирования отношений в этой сфере. И, как следствие, правовое регулирование энергосбережения и энергоэффективности является важнейшей задачей государства.
Одним из основных законов, регулирующих отношения в энергетической сфере, является Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Он устанавливает правовую базу экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет компетенции органов власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в данной сфере и потребителей электрической энергии.
Отношения в рамках правового регулирования безопасности регулирует Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». Данный нормативно-правовой акт устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, кроме объектов атомной энергетики, в целях предупреждения незаконного вмешательства третьих лиц, определяет полномочия федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ в сфере топливной энергетики, а также права, обязанности и ответственность лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» способствует решению комплекса задач, направленных на использование современных технологий в энергосбережении, в том числе – информационных, и повышении энергетической эффективности.
Возможные конфликтные ситуации в сфере реализации продуктов энергетики регулирует Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». В данном нормативном акте установлена правовая база функционирования розничных рынков электроэнергии и утверждены правила ограничения режима потребления электроэнергии.
Основным нормативным актом Российской Федерации, регулирующим газоэнергетику, является Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». Этот закон направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов.
Приведенный список не является исчерпывающим, скорее лишь базовым перечнем Федеральных законов. В настоящее время в РФ разработана Энергетическая стратегия России на период до 2030 г., утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р. В соответствии с Распоряжением, определена цель политики России в сфере энергетики: максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и энергетического потенциала для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению её внешнеэкономических позиций.