научный журнал «Актуальные исследования» #10 (37), март '21

Определение и формулирование учебных и воспитательных целей в военно-учебном заведении для различных занятий

В данной работе изложены вопросы определение учебных и воспитательных целей занятий в ВУЗах.

Аннотация статьи
занятие
учебные цели
определение воспитательной цели
Ключевые слова

Определение учебных и воспитательных целей и их формулирование для различных занятий.

Поскольку каждый вид занятий играет в обучении определенную роль, то и учебные цели у всех занятий будут различными.

Основными видами учебных занятий являются: для обучающихся по программам высшего образования – лекции, семинары, лабораторные работы, практические занятия, групповые упражнения и занятия, тактические (тактико-специальные) занятия и учения, командно-штабные учения, военные (военно-специальные) игры, теоретические (научно-практические) конференции, контрольные работы (занятия), самостоятельная работа обучающихся, консультации, практика, выполнение курсовых работ (проектов, задач) и выполнение выпускной квалификационной работы.

Важным при оформлении лекции и подготовке методической разработки является правильное определение учебных и воспитательной целей.

Учебные цели занятия вытекают, в основном, из требований приказа МО РФ № 670 2014 года и из целевых установок учебной программы дисциплины и вида занятия.

При этом, как правило, определяется 1-2 учебные цели, при этом одна цель должна обязательно соответствовать требованиям приказа МО РФ № 670 2014 года применительно к конкретному занятию, а вторая может уточнять первую цель исходя из целевых установок учебной программы дисциплины.

Варианты целевых установок лекции в соответствии с требованиями приказа МО РФ № 670 2014 года:

  • дать систематизированные основы научных знаний;
  • раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей профессиональной отрасли, области науки и техники, профессиональной (служебной) деятельности,
  • концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах;
  • стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.

Варианты целевых установок группового занятия в соответствии с требованиями приказа МО РФ № 670 2014 года: изучение вооружения и военной техники (объектов).

Варианты целевых установок семинара в соответствии с требованиями приказа МО РФ № 670 2014 года:

  • углубленное изучение;
  • проверка усвоения учебного материала;
  • привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной и научной информации;
  • формирование и развитие у обучающегося научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.

Варианты целевых установок самостоятельной работы в соответствии с требованиями приказа МО РФ № 670 2014 года:

  • закрепление и углубление полученных знаний и навыков;
  • поиск и приобретение новых знаний;
  • выполнение учебных заданий.

Варианты целевых установок лабораторной работы в соответствии с требованиями приказа МО РФ № 670 2014 года:

  • практическое освоение обучающимися научно-теоретических положений;
  • овладение обучающимися техникой экспериментальных исследований и анализа полученных результатов;
  • привитие навыков работы с лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными приборами и вычислительной техникой.

Варианты целевых установок практического занятия в соответствии с требованиями приказа МО РФ № 670 2014 года:

  • выработка практических умений в применении методов, методик и техники научно-исследовательской работы,
  • выработка практических умений в решении задач, выполнении чертежей, производстве расчетов,
  • выработка практических умений в использовании специализированного программного обеспечения;
  • выработка практических умений отработки упражнений, приемов и нормативов, определенных уставами, наставлениями и руководствами;
  • выработка практических умений освоения вооружения и военной техники (объектов) и иного оборудования, овладения методами их применения, эксплуатации и ремонта.

Воспитательные цели зависят не столько от вида занятия, сколько от природы учебного материала, свойственного данной дисциплине.

Систематизируем воспитательные цели, которые могут ставиться и достигаться на различных видах занятий и в разных дисциплинах. Они могут быть сформулированы следующим образом.

Воспитательная цель, как правило, вытекает из содержания учебной дисциплины, содержания занятия, вида занятия, места его проведения и может формулироваться следующим образом:

Стимулировать активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.

Формирование научного мировоззрения, высокой сознательности и убежденности в приоритете общечеловеческих ценностей.

Воспитание любви к Отечеству, морально-психологической готовности к его защите, верности конституционному долгу.

Воспитание чувства гордости за принадлежность к ВС и их офицерскому корпусу, любви к военной службе, своему роду войск.

Воспитание добросовестного отношения к учению, настойчивости и целеустремленности в овладении знаниями и стремления в совершенстве освоить избранную военную профессию (учебную дисциплину), способности к самостоятельному (творческому) труду (решению поставленных задач).

Формирование высоких морально-волевых качеств: мужества, решительности, инициативы, способности мобилизовать свои силы при выполнении сложных и трудных задач, стойко переносить физические и моральные нагрузки.

Воспитание чувства ответственности за: изучение ВВТ, их грамотную эксплуатацию, бережное отношение к государственному имуществу, поддержания подразделения (ВВТ) в постоянной боевой готовности, освоение учебной дисциплины (модуля).

Формирование педагогической культуры, необходимых качеств руководителя и организатора, умения обучать и воспитывать подчиненных, управлять социальными процессами в воинских коллективах, укреплять в них воинскую дисциплину, организованность и порядок.

Формирование глубоких нравственных убеждений, привычки соблюдения нравственных норм поведения (честности, трудолюбия, скромности, уважительного уважения к старшим и товарищам).

Формирование чувства товарищества, готовности к взаимовыручке. Воспитание чувства офицерской чести и достоинства.

Формирование и развитие высокого правосознания и дисциплинированности, уважительного отношения к законам и установленному воинскому порядку, готовности к безусловному выполнению требований законов, уставов и приказов командиров и начальников.

Развитие выносливости, способности действовать в условиях перегрузок.

Формирование чувства прекрасного, общей воинской культуры поведения, способности вносить красоту в службу, жизнь и быт, понимания красоты подвига, защиты Родины, воинской службы.

Сформулируем в качестве примера учебные и воспитательные цели некоторых наиболее важных и часто встречающихся в учебном плане занятий.

Учебные и воспитательные цели лекции

  1. Дать систематизированные основы методики содержательного анализа электронных схем.
  2. Раскрыть возможности применения ЭВМ для анализа электронных схем.
  3. Воспитывать добросовестное отношение к освоению учебного материала, настойчивость и целеустремленность в овладении знаниями и стремление в совершенстве освоить учебную дисциплину.

Учебные и воспитательные цели ГЗ

  1. Изучить технические характеристики, состав, устройство и функционирование (принцип действия) системы пожаротушения.
  2. Воспитывать чувство высокой ответственности за глубокое изучение вооружения и боевой техники.

Учебные и воспитательные цели семинарского занятия

  1. Углубить знания обучающихся по учебной теме (название темы).
  2. Проверка усвоения учебного материала
  3. Прививать навыки обучающимся самостоятельного поиска и анализа учебной информации.
  4. Формировать и развивать у обучающихся научное мышление, умение активно участвовать в творческой дискуссии, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение.

Учебные и воспитательные цели ЛР

  1. Практическое освоение обучающимися (таких-то) научно-теоретические положений дисциплины.
  2. Овладение обучающимися техникой экспериментальных исследований и анализа полученных результатов.
  3. Привитие обучающимся навыков работы с лабораторным оборудованием и КИА.
  4. Воспитывать чувство высокой ответственности и творческий подход в освоении дисциплины.

Учебные и воспитательные цели ПЗ

  1. Выработка практических умений и приобретение навыков в разработке боевых и служебных документов, или: освоение военной техники, овладение методами ее применения, эксплуатации и ремонта.
  2. Воспитывать чувство ответственности за глубокое освоение ВВТ, их грамотную эксплуатацию и бережное к ним отношение.

Учебные и воспитательные цели СЗРП

  1. Прививать навыки самостоятельной работы с учебным материалом.
  2. Развивать творческие способности обучающихся.
  3. Воспитывать настойчивость и целеустремленность в овладении знаниями и стремление к самостоятельному творческому труду.

Вывод. Преподавтелю при подготовке текста лекции и методических разработок необходимо грамотно подходить к определению учебных и воспитательных целей, обусловленных учебной программой дисциплины, видом проводимого занятия и содержания проводимого занятия.

Способы достижения учебных и воспитательных целей при проведении занятий

Способы достижения (реализации) учебных целей на занятиях:

  • правильное их определение;
  • правильно отобранное содержание занятия;
  • должная подготовка обучающихся к занятию;
  • тщательная и всесторонняя подготовка ПС к занятию;
  • тщательная подготовка УЛБ к занятию;
  • на ПЗ и ЛР полное обеспечение обучающихся рабочими местами;
  • высокая организация занятия;
  • наиболее эффективные методы обучения;
  • эффективные средства обучения;
  • создание обстановки заинтересованности на занятии;
  • создание требовательно-доброжелательной обстановки;
  • умелое управление познавательной деятельностью обучающихся и ее активизация;
  • контроль преподавателем усвоения учебного материала в процессе проведения занятия и др.

Способы достижения (реализации) воспитательных целей на занятиях.

Такая организация и проведение занятий, которые позволяют:

  • накапливать обучаемым опыт правильного поведения;
  • развивать их самостоятельность в решении задач;
  • развивать их морально-боевые качества; формировать положительные привычки.

Воздействие преподавателя словом и делом на сознание, чувства и волю обучаемых.

Личный пример преподавателя:

  • его безупречная подготовка к занятию;
  • доброжелательное отношение к обучающимся;
  • неравнодушное отношение к качеству освоения ими содержания обучения;
  • демонстрация преподавателем стремления оказать обучающимся помощь в усвоении учебного материала;
  • образцовый внешний вид преподавателя.

Положительные примеры из военной истории, из армейской службы, жизни вуза, призванные служить образцами для подражания.

Стимулирование добросовестного и усердного труда.

Конструктивная и справедливая критика нерадивых обучаемых.

Текст статьи
  1. МО РФ № 670 2014 года «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие. – Питер, 2016.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 23 октября по 29 октября
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
02 ноября
Загрузка в eLibrary
02 ноября
Рассылка печатных экземпляров
10 ноября