Определение учебных и воспитательных целей и их формулирование для различных занятий.
Поскольку каждый вид занятий играет в обучении определенную роль, то и учебные цели у всех занятий будут различными.
Основными видами учебных занятий являются: для обучающихся по программам высшего образования – лекции, семинары, лабораторные работы, практические занятия, групповые упражнения и занятия, тактические (тактико-специальные) занятия и учения, командно-штабные учения, военные (военно-специальные) игры, теоретические (научно-практические) конференции, контрольные работы (занятия), самостоятельная работа обучающихся, консультации, практика, выполнение курсовых работ (проектов, задач) и выполнение выпускной квалификационной работы.
Важным при оформлении лекции и подготовке методической разработки является правильное определение учебных и воспитательной целей.
Учебные цели занятия вытекают, в основном, из требований приказа МО РФ № 670 2014 года и из целевых установок учебной программы дисциплины и вида занятия.
При этом, как правило, определяется 1-2 учебные цели, при этом одна цель должна обязательно соответствовать требованиям приказа МО РФ № 670 2014 года применительно к конкретному занятию, а вторая может уточнять первую цель исходя из целевых установок учебной программы дисциплины.
Варианты целевых установок лекции в соответствии с требованиями приказа МО РФ № 670 2014 года:
- дать систематизированные основы научных знаний;
- раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей профессиональной отрасли, области науки и техники, профессиональной (служебной) деятельности,
- концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах;
- стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.
Варианты целевых установок группового занятия в соответствии с требованиями приказа МО РФ № 670 2014 года: изучение вооружения и военной техники (объектов).
Варианты целевых установок семинара в соответствии с требованиями приказа МО РФ № 670 2014 года:
- углубленное изучение;
- проверка усвоения учебного материала;
- привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной и научной информации;
- формирование и развитие у обучающегося научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.
Варианты целевых установок самостоятельной работы в соответствии с требованиями приказа МО РФ № 670 2014 года:
- закрепление и углубление полученных знаний и навыков;
- поиск и приобретение новых знаний;
- выполнение учебных заданий.
Варианты целевых установок лабораторной работы в соответствии с требованиями приказа МО РФ № 670 2014 года:
- практическое освоение обучающимися научно-теоретических положений;
- овладение обучающимися техникой экспериментальных исследований и анализа полученных результатов;
- привитие навыков работы с лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными приборами и вычислительной техникой.
Варианты целевых установок практического занятия в соответствии с требованиями приказа МО РФ № 670 2014 года:
- выработка практических умений в применении методов, методик и техники научно-исследовательской работы,
- выработка практических умений в решении задач, выполнении чертежей, производстве расчетов,
- выработка практических умений в использовании специализированного программного обеспечения;
- выработка практических умений отработки упражнений, приемов и нормативов, определенных уставами, наставлениями и руководствами;
- выработка практических умений освоения вооружения и военной техники (объектов) и иного оборудования, овладения методами их применения, эксплуатации и ремонта.
Воспитательные цели зависят не столько от вида занятия, сколько от природы учебного материала, свойственного данной дисциплине.
Систематизируем воспитательные цели, которые могут ставиться и достигаться на различных видах занятий и в разных дисциплинах. Они могут быть сформулированы следующим образом.
Воспитательная цель, как правило, вытекает из содержания учебной дисциплины, содержания занятия, вида занятия, места его проведения и может формулироваться следующим образом:
Стимулировать активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.
Формирование научного мировоззрения, высокой сознательности и убежденности в приоритете общечеловеческих ценностей.
Воспитание любви к Отечеству, морально-психологической готовности к его защите, верности конституционному долгу.
Воспитание чувства гордости за принадлежность к ВС и их офицерскому корпусу, любви к военной службе, своему роду войск.
Воспитание добросовестного отношения к учению, настойчивости и целеустремленности в овладении знаниями и стремления в совершенстве освоить избранную военную профессию (учебную дисциплину), способности к самостоятельному (творческому) труду (решению поставленных задач).
Формирование высоких морально-волевых качеств: мужества, решительности, инициативы, способности мобилизовать свои силы при выполнении сложных и трудных задач, стойко переносить физические и моральные нагрузки.
Воспитание чувства ответственности за: изучение ВВТ, их грамотную эксплуатацию, бережное отношение к государственному имуществу, поддержания подразделения (ВВТ) в постоянной боевой готовности, освоение учебной дисциплины (модуля).
Формирование педагогической культуры, необходимых качеств руководителя и организатора, умения обучать и воспитывать подчиненных, управлять социальными процессами в воинских коллективах, укреплять в них воинскую дисциплину, организованность и порядок.
Формирование глубоких нравственных убеждений, привычки соблюдения нравственных норм поведения (честности, трудолюбия, скромности, уважительного уважения к старшим и товарищам).
Формирование чувства товарищества, готовности к взаимовыручке. Воспитание чувства офицерской чести и достоинства.
Формирование и развитие высокого правосознания и дисциплинированности, уважительного отношения к законам и установленному воинскому порядку, готовности к безусловному выполнению требований законов, уставов и приказов командиров и начальников.
Развитие выносливости, способности действовать в условиях перегрузок.
Формирование чувства прекрасного, общей воинской культуры поведения, способности вносить красоту в службу, жизнь и быт, понимания красоты подвига, защиты Родины, воинской службы.
Сформулируем в качестве примера учебные и воспитательные цели некоторых наиболее важных и часто встречающихся в учебном плане занятий.
Учебные и воспитательные цели лекции
- Дать систематизированные основы методики содержательного анализа электронных схем.
- Раскрыть возможности применения ЭВМ для анализа электронных схем.
- Воспитывать добросовестное отношение к освоению учебного материала, настойчивость и целеустремленность в овладении знаниями и стремление в совершенстве освоить учебную дисциплину.
Учебные и воспитательные цели ГЗ
- Изучить технические характеристики, состав, устройство и функционирование (принцип действия) системы пожаротушения.
- Воспитывать чувство высокой ответственности за глубокое изучение вооружения и боевой техники.
Учебные и воспитательные цели семинарского занятия
- Углубить знания обучающихся по учебной теме (название темы).
- Проверка усвоения учебного материала
- Прививать навыки обучающимся самостоятельного поиска и анализа учебной информации.
- Формировать и развивать у обучающихся научное мышление, умение активно участвовать в творческой дискуссии, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение.
Учебные и воспитательные цели ЛР
- Практическое освоение обучающимися (таких-то) научно-теоретические положений дисциплины.
- Овладение обучающимися техникой экспериментальных исследований и анализа полученных результатов.
- Привитие обучающимся навыков работы с лабораторным оборудованием и КИА.
- Воспитывать чувство высокой ответственности и творческий подход в освоении дисциплины.
Учебные и воспитательные цели ПЗ
- Выработка практических умений и приобретение навыков в разработке боевых и служебных документов, или: освоение военной техники, овладение методами ее применения, эксплуатации и ремонта.
- Воспитывать чувство ответственности за глубокое освоение ВВТ, их грамотную эксплуатацию и бережное к ним отношение.
Учебные и воспитательные цели СЗРП
- Прививать навыки самостоятельной работы с учебным материалом.
- Развивать творческие способности обучающихся.
- Воспитывать настойчивость и целеустремленность в овладении знаниями и стремление к самостоятельному творческому труду.
Вывод. Преподавтелю при подготовке текста лекции и методических разработок необходимо грамотно подходить к определению учебных и воспитательных целей, обусловленных учебной программой дисциплины, видом проводимого занятия и содержания проводимого занятия.
Способы достижения учебных и воспитательных целей при проведении занятий
Способы достижения (реализации) учебных целей на занятиях:
- правильное их определение;
- правильно отобранное содержание занятия;
- должная подготовка обучающихся к занятию;
- тщательная и всесторонняя подготовка ПС к занятию;
- тщательная подготовка УЛБ к занятию;
- на ПЗ и ЛР полное обеспечение обучающихся рабочими местами;
- высокая организация занятия;
- наиболее эффективные методы обучения;
- эффективные средства обучения;
- создание обстановки заинтересованности на занятии;
- создание требовательно-доброжелательной обстановки;
- умелое управление познавательной деятельностью обучающихся и ее активизация;
- контроль преподавателем усвоения учебного материала в процессе проведения занятия и др.
Способы достижения (реализации) воспитательных целей на занятиях.
Такая организация и проведение занятий, которые позволяют:
- накапливать обучаемым опыт правильного поведения;
- развивать их самостоятельность в решении задач;
- развивать их морально-боевые качества; формировать положительные привычки.
Воздействие преподавателя словом и делом на сознание, чувства и волю обучаемых.
Личный пример преподавателя:
- его безупречная подготовка к занятию;
- доброжелательное отношение к обучающимся;
- неравнодушное отношение к качеству освоения ими содержания обучения;
- демонстрация преподавателем стремления оказать обучающимся помощь в усвоении учебного материала;
- образцовый внешний вид преподавателя.
Положительные примеры из военной истории, из армейской службы, жизни вуза, призванные служить образцами для подражания.
Стимулирование добросовестного и усердного труда.
Конструктивная и справедливая критика нерадивых обучаемых.