Введение
В современных условиях организационно-экономическая деятельность предприятия должна быть ориентирована на обеспечение экономической безопасности.
Экономическая безопасность предприятия – это состояние защищенности жизненно важных интересов предприятия от внутренних и внешних угроз, формируемое руководством и коллективом предприятия путем реализации мероприятий правового, экономического, организационного, инженерно-технического и социально-психологического направлений.
Главные факторы в определении экономической безопасности:
- состояние защищенности имеет динамический характер;
- внутренние угрозы не менее опасны, чем внешние;
- система экономической безопасности предприятия должна взаимодействовать на правовой основе с государственной системой обеспечения безопасности[1].
Объекты и методы исследования
Происходящие преобразования в мировой и отечественной экономике существенно меняют отношение к использованию предприятиями программных продуктов, которые должны обеспечивать осуществление бизнес-процессов на предприятии, защищать от внешних и внутренних угроз, влияющих на экономическую безопасность предприятия. Таким образом, экономическая безопасность предприятия опирается на управление рисками, с которыми предприятия сталкиваются ежедневно. При выборе программного продукта руководители отделов должны уметь анализировать риски, связанные с применением программных продуктов как отечественных, так и зарубежных разработчиков. Учет и устранение рисков позволяет достигнуть высокой надежности бизнес-процессов, устойчивого развития предприятия и, как следствие, усилить экономическую безопасность предприятия [6, 9].
Риски должны быть выявлены, оценены и должным образом управляться с помощью принятия, предотвращения или смягчения их последствий. К сожалению, многие продукты программного обеспечения закупаются и внедряются без учета следующих ошибок:
- автоматизация процесса бюджетирования на предприятиях посредством программного обеспечения проходит без учета каких-либо рисков, или их потенциального воздействия;
- учитывается только положительный опыт внедрения программного обеспечения для автоматизации процессов бюджетирования;
- неспособность регулярного повторного анализа рисков, когда процесс автоматизации уже внедрили.
Правильное управление рисками может помочь устранить барьеры на пути к успеху внедрения автоматизации процесса бюджетирования и избежать потери не только больших объемов финансирования, но и потерю времени, утечку стратегически важной информации для предприятия и возможность принятия правильного управленческого решения. Управление рисками, связанные с применением IT технологий для автоматизации процессов бюджетирования, способствует укреплению экономической безопасности предприятия [1, 2, 7]
Результаты и их обсуждение (экспериментальная часть)
С учетом вышесказанного возникает необходимость в рамках исследовательской работы коротко изложить характеристики программных обеспечений и посредством этого выявить риски и понять степень их угроз для экономической безопасности предприятия.
Таблица
Учет рисков при применении SAP, 1С для автоматизации процесса бюджетирования
|
Характеристика программного обеспечения |
Внутренний риск |
Внешний риск |
Действия руководства |
---|---|---|---|---|
SAP |
1. Средние возможности адаптации с учетом требуемых обновлений. 2. Обширный функционал. 3. Высокая стоимость. 4. Сложность в настройке. 5. Сложность в поддержке. 6. Долго внедряется. |
Потеря времени на обучение, внедрение, согласование. Риск необоснованных высоких расходов. Сложность внесения изменений в процессе бюджетирования. Переоценка неповторимости программного продукта. |
Запрет на обновление системы. Валютные риски. Угроза санкций. |
1. Мониторинг внешнеэкономических проблем РФ. 2. Мониторинг и анализ динамики стоимости валюты. 3. Поддержание достаточного уровня квалификации кадров |
1С |
1. Высокие возможности адаптации на российских предприятиях. 2. Обширный функционал. 3. Невысокая стоимость. 4. Простота в настройке. 5. Простота в поддержке. 6. Быстро внедряется. |
Сложность внесения изменений в процессе бюджетирования. Наличие дополнительных издержек. Потеря времени с учетом требуемых изменений, разработки и адаптации программы. |
Слабая интеграция с внешними системами на начальном этапе разработки системы |
Анализ и прогнозирование изменений в бюджетном процессе. |
Как видим из таблицы, рисков не очень много, они прогнозируемы, но их сложно оценить. В первую очередь, это связано с отсутствием у предприятия статистических данных по работе с этими программными продуктами, сложностью оценки вероятности их наступления. Тем не менее, игнорировать эти риски не следует и их наличие требует от руководства предприятия соответствующих действий, представленных в таблице.
Заключение (выводы)
При экономической оценке внедрения автоматизации процессов бюджетирования рекомендуется в расчетах скорректировать сумму дисконтированных расходов с учетом рисков, это позволит объективно оценить эффективность и целесообразность внедрения. Для этого можно применить два подхода: либо корректируем конечную сумму расходов на определенный процент, либо меняем ставку дисконтирования с учетом рисков.
Оба этих подхода помогут объективно оценить издержки и целесообразность применения программных продуктов для автоматизации процессов бюджетирования на предприятии.
[1] https://nauchkor.ru/uploads/documents/5c1a88087966e104f6f85ce0.pdf