На сегодняшний день большинство ученых отмечают, что дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют низкий уровень эмпатии относительно детей, воспитывающихся в домашних условиях [5, с.344]. Вопрос взаимосвязи уровня эмпатии с нейропсихологическим статусом у школьников является новым направлением, которое еще находится на стадии изучения специалистами.
Диагностика нейропсихологического статуса школьников, воспитывающихся в условиях семейной депривации, позволит определить психические и личностные особенности развития, которые помогут в определении уровня эмпатии
Эмпатия подростков, воспитывающихся в условиях семейной депривации, характеризуется противоречивостью и неустойчивостью, что сказывается на социализации ребенка в обществе и становлении личности.
У школьников, воспитывающихся в семейной депривации, проявляются сложности в эмоционально-волевой сфере, интеллектуальной, что значительно затрудняет процессы социализации, построении отношений со сверстниками, так же трудности эмоционально волевой сферы сказываются и на проявлении эмпатии.
Определение нейропсихологического статуса позволяет составить нейропсихологический портрет школьников, воспитывающихся в условиях семейной депривации, с мозговой локализацией нарушений.
Основная часть.
Эмпатия подростков, воспитывающихся в условиях семейной депривации, характеризуется противоречивостью и неустойчивостью, что сказывается на социализации ребенка в обществе и становлении личности. Формирование эмпатии в подростковом возрасте является частью формирования образа «Я», которое проявляется в неустойчивости, характерными особенностями которого является перемена настроения апатия, активность со слабостью и наоборот [2]. Нарушение эмоционального контакта со взрослыми, отсутствие эмоционального принятия и эмпатического понимания отрицательно сказывается на психике ребенка, оказывает отрицательное влияние на развитие и формирование личности ребенка [5, с. 342]. Отрицательно влияет также ранняя семейная депривация, которая может привести к увеличению агрессивности, так как ребенок с ранних лет оказывается ненужным своим родителям, и, как следствие, к снижению уровня эмпатии, характеризующийся как способность сочувствовать и сопереживать [1, с. 35]. Эмпатия оказывает значительное влияние на характер отношения личности к внешнему миру, к себе, к другим людям, регулирует процесс вхождения личности в социум.
У школьников, воспитывающихся в семейной депривации, проявляются сложности в эмоционально-волевой сфере, интеллектуальной, что значительно затрудняет процессы социализации, построении отношений со сверстниками, и так же трудности эмоционально волевой сферы сказываются и на проявлении эмпатии. Патогенным фактором для школьников, лишенных родителей, является безнадзорность, гипоопека, психолого-педагогическая запущенность, что является причиной возникновений сенсорной, социальной депривации; отставание психического развития, признаки мозговой дисфункции с неврологическими расстройствами [3]. Проблема интеллектуального развития детей-сирот проявляются в слабо сформированной картине мира, повышенной ситуативности, которая в познавательной сфере проявляется в неспособности решения задач, требующих внутренних операций, без опоры на практические действия, снижение развития абстрактно-логического мышления [7]. Трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности («силы личности»), неадекватной самооценке, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству [6]. Выявление нейропсихологического статуса школьника является основой для выявления действенных способов улучшения способов развития эмпатии.
Определение нейропсихологического статуса позволяет составить нейропсихологический портрет школьников, воспитывающихся в условиях семейной депривации, с мозговой локализацией нарушений. Функции III блока мозга (моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга) имеют неравномерный характер сформированности, а именно, функции программирования и контроля произвольной деятельности [4, с. 386]. Состояние левополушарных, квазипространственных функций у школьников, воспитывающихся в условиях семейной депривации значительно хуже сформировано, чем у детей, находящихся в замещающих семьях [4, с. 387]. Нейропсихологическое обследование является основной составляющей в получении качественной оценки структур мозга при определении уровня эмпатии и выявления сильных и слабых звеньев психического функционирования. Таким образом, исследование проблемы нейропсихологического статуса школьников с разным уровнем эмпатии, воспитывающихся в условиях семейной депривации, позволило нам сделать следующие выводы.
Заключение.
Делая вывод, мы говорим о том, что определение нейропсихологического статуса школьников, воспитывающихся в условиях семейной депривации, выявляет состояние высших психических функций и личностные особенности развития, которые помогают в определении уровня эмпатии. Проявление эмпатии школьникам, воспитывающимся в условиях семейной депривации, трудно из-за нарушения эмоционального контакта со взрослыми, отсутствие эмоционального принятия и эмпатического понимания, что также тяжело травмирует психику и оказывает отрицательное влияние на развитии личности. Трудности школьников эмоционально-волевой сферы, интеллектуальной и других сфер, которые усложняют процессы адаптации в обществе и становлении личности возникают вследствие семейной депривации, гипоопеке и психолого-педагогической запущенности. Нейропсихологический подход позволяет всецело разобраться в очаге нарушения той или иной функции психической функции и в дальнейшем грамотно выстроить коррекционную работу с учетом сильных и слабых сторон школьника. Дальнейшее исследование может быть направлено на поиск эффективных методов развития эмпатии школьников, воспитывающихся в условиях семейной депривации, в соответствии с их нейропсихологическим статусом.