научный журнал «Актуальные исследования» #10 (37), март '21

Теоретический анализ нейропсихологического статуса школьников с разным уровнем эмпатии в условиях семейной депривации

Статья раскрывает вопросы о взаимосвязи уровня эмпатии с нейропсихологическим статусом школьников, воспитывающихся в условиях семейной депривации. Раскрываются особенности эмпатии у подростков, в условиях семейной депривации. Выявляются особенности нейропсихологического статуса школьников, воспитывающихся в условиях семейной депривации.

 

Аннотация статьи
социализация
дети-сироты
эмпатия
нейропсихологический статус
нейропсихологический подход
семейная депривация
эмоционально-волевая сфера
Ключевые слова

На сегодняшний день большинство ученых отмечают, что дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют низкий уровень эмпатии относительно детей, воспитывающихся в домашних условиях [5, с.344]. Вопрос взаимосвязи уровня эмпатии с нейропсихологическим статусом у школьников является новым направлением, которое еще находится на стадии изучения специалистами.

Диагностика нейропсихологического статуса школьников, воспитывающихся в условиях семейной депривации, позволит определить психические и личностные особенности развития, которые помогут в определении уровня эмпатии

Эмпатия подростков, воспитывающихся в условиях семейной депривации, характеризуется противоречивостью и неустойчивостью, что сказывается на социализации ребенка в обществе и становлении личности.

У школьников, воспитывающихся в семейной депривации, проявляются сложности в эмоционально-волевой сфере, интеллектуальной, что значительно затрудняет процессы социализации, построении отношений со сверстниками, так же трудности эмоционально волевой сферы сказываются и на проявлении эмпатии.

Определение нейропсихологического статуса позволяет составить нейропсихологический портрет школьников, воспитывающихся в условиях семейной депривации, с мозговой локализацией нарушений.

Основная часть.

Эмпатия подростков, воспитывающихся в условиях семейной депривации, характеризуется противоречивостью и неустойчивостью, что сказывается на социализации ребенка в обществе и становлении личности. Формирование эмпатии в подростковом возрасте является частью формирования образа «Я», которое проявляется в неустойчивости, характерными особенностями которого является перемена настроения апатия, активность со слабостью и наоборот [2]. Нарушение эмоционального контакта со взрослыми, отсутствие эмоционального принятия и эмпатического понимания отрицательно сказывается на психике ребенка, оказывает отрицательное влияние на развитие и формирование личности ребенка [5, с. 342]. Отрицательно влияет также ранняя семейная депривация, которая может привести к увеличению агрессивности, так как ребенок с ранних лет оказывается ненужным своим родителям, и, как следствие, к снижению уровня эмпатии, характеризующийся как способность сочувствовать и сопереживать [1, с. 35]. Эмпатия оказывает значительное влияние на характер отношения личности к внешнему миру, к себе, к другим людям, регулирует процесс вхождения личности в социум.

У школьников, воспитывающихся в семейной депривации, проявляются сложности в эмоционально-волевой сфере, интеллектуальной, что значительно затрудняет процессы социализации, построении отношений со сверстниками, и так же трудности эмоционально волевой сферы сказываются и на проявлении эмпатии. Патогенным фактором для школьников, лишенных родителей, является безнадзорность, гипоопека, психолого-педагогическая запущенность, что является причиной возникновений сенсорной, социальной депривации; отставание психического развития, признаки мозговой дисфункции с неврологическими расстройствами [3]. Проблема интеллектуального развития детей-сирот проявляются в слабо сформированной картине мира, повышенной ситуативности, которая в познавательной сфере проявляется в неспособности решения задач, требующих внутренних операций, без опоры на практические действия, снижение развития абстрактно-логического мышления [7]. Трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности («силы личности»), неадекватной самооценке, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству [6]. Выявление нейропсихологического статуса школьника является основой для выявления действенных способов улучшения способов развития эмпатии.

Определение нейропсихологического статуса позволяет составить нейропсихологический портрет школьников, воспитывающихся в условиях семейной депривации, с мозговой локализацией нарушений. Функции III блока мозга (моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга) имеют неравномерный характер сформированности, а именно, функции программирования и контроля произвольной деятельности [4, с. 386]. Состояние левополушарных, квазипространственных функций у школьников, воспитывающихся в условиях семейной депривации значительно хуже сформировано, чем у детей, находящихся в замещающих семьях [4, с. 387]. Нейропсихологическое обследование является основной составляющей в получении качественной оценки структур мозга при определении уровня эмпатии и выявления сильных и слабых звеньев психического функционирования. Таким образом, исследование проблемы нейропсихологического статуса школьников с разным уровнем эмпатии, воспитывающихся в условиях семейной депривации, позволило нам сделать следующие выводы.

Заключение.

Делая вывод, мы говорим о том, что определение нейропсихологического статуса школьников, воспитывающихся в условиях семейной депривации, выявляет состояние высших психических функций и личностные особенности развития, которые помогают в определении уровня эмпатии. Проявление эмпатии школьникам, воспитывающимся в условиях семейной депривации, трудно из-за нарушения эмоционального контакта со взрослыми, отсутствие эмоционального принятия и эмпатического понимания, что также тяжело травмирует психику и оказывает отрицательное влияние на развитии личности. Трудности школьников эмоционально-волевой сферы, интеллектуальной и других сфер, которые усложняют процессы адаптации в обществе и становлении личности возникают вследствие семейной депривации, гипоопеке и психолого-педагогической запущенности. Нейропсихологический подход позволяет всецело разобраться в очаге нарушения той или иной функции психической функции и в дальнейшем грамотно выстроить коррекционную работу с учетом сильных и слабых сторон школьника. Дальнейшее исследование может быть направлено на поиск эффективных методов развития эмпатии школьников, воспитывающихся в условиях семейной депривации, в соответствии с их нейропсихологическим статусом.

Текст статьи
  1. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи – М.: Просвещение. 2006.
  2. Волчкова Н. И. Особенности эмпатии у современных подростков // Психология, социология и педагогика. № 6. 2012. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/705 (дата обращения: 11.09.2020)
  3. Давлетбаева Н.Д. Влияние материнской и отцовской депривации на психическое развитие ребенка // Научно-мелодический электронный журнал «Концепт». Т(39).2017. С. 4056-4060. URL: http://e-koncept.ru/2017/971138.htm.
  4. Медюшко В.А. Особенности функций 3 блока мозга младших школьников в зависимости от условий проживания // Вестник Алтайской науки. №4(22) . 2014. С. 385-389.
  5. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. (2005) Психология сиротства. СПб.: Питер. 2005. – 344 с.
  6. Старкова Д.В. (2013) Особенности формирования личности воспитанника детского дома // Психология, социология и педагогика. № 12.2013. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/12/2628 (дата обращения: 11.09.2020)
  7. Stojiljković S., Djigić G., Zlatković B. Empathy and teachers’ roles // Procedia-Social Behav. Sci. 2012. – Vol. 69. – P. 960-966.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 октября по 22 октября
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
26 октября
Загрузка в eLibrary
26 октября
Рассылка печатных экземпляров
03 ноября