Человек на протяжении жизни окружен множеством видов деятельности, образованных как культурно-социальным путем, так и в процессе естественного развития. Каждый вид деятельности потенциально способствует в той или иной степени реализацию направленность конкретного индивида и его психических ресурсов, развивая его, повышая количественном и качественном плане его знания, умения и навыки, что увеличивает возможности применения себя там, где это требуется. Одним из ключевых в жизни человека, непосредственно связано с его существованием является спортивная деятельность, так как человек, как и любое живое существо, живет в движении. Таким образом, спорт и физическая подготовка являются естественной и базовой деятельностью человека.
Чаще всего спорт носит развивающий характер, так как многие не обладают высокими показателями физических способностей и задатков, позволяющих конкурировать с профессионалами. Даже при всей важности спорта, многие не желают им заниматься или не хотят. Поэтому проблема занятиями спортом состоит в том, что физические занятия требуют от человека не только ожидания, но и волевых усилий, так как спорт является не вынужденной деятельностью человека. Исключениями являются люди чья деятельность непосредственно сопряжена со спортом и для которых он является ключевым фактором эффективного выполнения служебных и профессиональных задач, а также существенно повышает удовлетворенность жизнью. По всем вышеперечисленным признаком к данной категории относятся военнослужащие, в частности курсанты как подкатегория, чья жизнедеятельность сильно сопряжена с ежедневными занятиями спортом и физическими занятиями.
Курсанты, как и каждый человек, занимающийся спортом в различные периоды времени, испытывают определенные трудности с мотивацией, когда нет сил, заставить себя заниматься, даже в том случае, когда это необходимо и является актуальной потребностью. В данных проблемах важную роль решает настроение человека, которое является очень тонким фоновым состоянием, тонкость которого в разные периоды времени может измениться совершенно по разным незначительным причинам.
Настроением называют более или менее устойчивое, продолжительное, без определенной интенции эмоциональное состояние человека, окрашивающееся в течение некоторого времени все его переживание [2]. Настроение связано с переживанием различных эмоций, только если эмоции переживаются в течении короткого времени (несколько секунд), а настроение может носить длительный характер (несколько часов). Также если эмоция возникает как реакция в отношении какого-то определенного стимула, объекта, то настроение образуется не только из-за переживаний эмоций, но и может появиться от неосознаваемых человеком причин. Конкретно применяя данное положение относительно предмета обсуждения, то человек может проснуться с настроением, которое будет являться серьезным препятствием для занятий спортом. Настроения могут носить различный характер, человек может иметь настроения: печальное, гневное, радостное и другие. Важно отметить, что настроение создает определенный эмоциональный и когнитивный контекст, через который «фильтруется» вся поступающая информация, таким образом это порождает определенное реагирование. Так же из информации вычленяются то, что будет подкреплять ее и настроение будет так же «окрашивать» эту информацию. Также различные настроения могут тормозить деятельность, снижая волю и мотивацию человека.
Курсанты постоянно занимаются спортом и имеют в этом потребность, так как их оценки зависят от уровня физической подготовки. Применяя вышесказанные положения даже при достаточном уровне заинтересованности курсантов в спорте, все равно происходит часто, что курсанты не имеют желания работать в этом плане, что может быть связано с настроением. Так, находясь в печальном настроении, курсант никак себя не сможет перебороть и заставить заниматься спортом, либо это будет не эффективно и лишь изображение деятельности. В такие моменты занятия спортом могут, наоборот, в дальнейшем понизить уровень мотивации к занятиям, так как будет связаны и закреплены между собой спорт и печальное настроение, что в итоге приведет к тому, что курсант, впоследствии, будет меньше заинтересован работать над собой в физическом плане. В настроении горя курсант совсем не сможет ничем заниматься до того, момента пока не будет решена его проблема. В гневном настроении спорт может усилить его, приведя тем самым к необдуманным поступкам и агрессивном поведении, которое может привести к непоправимым последствиям или прецедентам.
Рассматривая положительные настроения, можно увидеть повышение эффективности занятий, так в радостном настроении происходит положительное подкрепление физических занятий, что способствует повышению мотивации и снижения затрачивания волевых усилий в дальнейшем при желании заниматься.
Как пагубно может сказаться настроение на занятия спортом у курсантов? Первое, что необходимо сказать, что спорт в негативном настроении будет откладывать решение актуальной проблемы, то есть фрустрировать курсанта, тем самым усиливать отрицательное состояние. Нахождение в подобном настроении может привести к появлению различных симптомов болезней, так как такие настроения влияют на человека деструктивно, тем самым снижая иммунитет человека.