В условиях сложной эпидемиологической обстановки во всем мире резко возросла роль информационных технологий и технологической составляющей в сфере образовании. Российская сфера образования во многих аспектах является авангардом в применении новых технологии, в том числе и в области информатизации, что поддерживается крупными проектами, реализуемыми в данном направлении на федеральном и региональном уровне, прежде всего это приоритетный национальный проект «Образование». Отдельное внимание уделяется вопросам внедрения в образование современных дистанционных технологий.
Согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам в образовательных учреждениях должна быть сформирована информационно-образовательная среда, которая, в том числе, в рамках дистанционного образования должна обеспечивать взаимодействие всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности.
Современный образовательный процесс сегодня уже невозможно представить без использования компьютеров, информационно коммуникационных технологий (ИКТ), электронного и дистанционного обучения. В федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (ФГОС СПО) требования к условиям реализации программ подготовки предусматривают обязательное использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Преподаватель сегодня, кроме своего предмета, должен знать основы управления учебной деятельностью в ИКТ-насыщенной среде, использовать последние достижения электронной педагогики. И это уже не просто пожелание, а необходимые профессиональные компетенции.
В связи с этим в колледже ведется систематическая работа по повышению профессиональных компетенций педагогических работников в области ИКТ. Необходимо понимать, что сегодня в рамках федерального или регионального законодательства нет четких критериев, определяющих готовность той или иной образовательной организации к реализации на практике такой формы получения образования как электронное обучение, кроме того не определены конкретные оболочки информационных систем, поэтому можно сделать вывод, что данные вопросы находятся исключительно в компетенции самих образовательных организаций. Целью образовательной организации является повышение качества образования посредством формирования единого информационно-образовательного пространства и интенсивного внедрения дистанционных образовательных технологий. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1. Формирование современного единого информационно-образовательного пространства колледжа. 2. Создание и развитие информационных систем и средств поддержки образовательного процесса. 3. Создание, распространение и внедрение в образовательный процесс дистанционных технологий, их интеграция с традиционными технологиями образования.
Преподаватель дистанционного обучения должен владеть всем арсеналом пользовательских навыков работы с применением ИКТ, Интернет-технологий. Но главное все-таки – психолого-педагогическое мастерство преподавателя. В отличие от очных форм обучения преподавателю дистанционного обучения необходимо уметь определять психологический настрой и психологические особенности своих обучающихся на расстоянии, чтобы больше внимания уделять, например, интровертам, стимулируя их к активной деятельности в форумах, чатах, подчас сдерживать пыл экстравертов, предотвращать возможные конфликтные ситуации. Необходимо формировать культуру коммуникации в сетях. Все это требует достаточно сложных знаний и умений со стороны преподавателя, специальной и достаточно серьезной подготовки. Преподаватель очного обучения не готов к такой системе ведения учебного процесса. Для обучения преподавателей разработке своих курсов для дистанционной формы требуется много времени, да и работать они должны совместно с программистами, поскольку создание курса это не только большая методическая, но и квалифицированная техническая работа.
Дистанционные образовательные технологии требуют от преподавателя не только высокой степени владения ИКТ-технологиями, но и совершенно другой психолого-педагогической модели обучения, это: интенсивное взаимодействие между преподавателем и студентами; целенаправленное использование студентами информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе; переход от философии «давать знания» к философии «учить добывать знания».
Анализ доступных источников разработанных курсов и методических рекомендаций по работе в обучающей среде Moodle позволил сделать выводы, что авторы либо делают упор на методические аспекты разработки обучающего курса, ссылаясь на то, что интерфейс системы интуитивно понятен. Поэтому в работах Е.А. Гриневича, Е.В. Дырдиной, В.В. Запорожко, М.В. Моисеевой, Е.С. Полат, Н.П. Клейносовой, Э.А. Кадыровой, И.А. Телкова, Р.В. Хруничева предлагает краткое описание возможностей среды Moodle без рекомендаций по разработке дисциплинарного курса. Практически никто из авторов не дает рекомендаций по сопровождению разработанного курса. В результате в колледже систематически проводятся обучающие семинары, в ходе которых преподаватели изучают основы создания электронного учебного курса в системе Ё-СТАДИ.
Таким образом можно сделать вывод, что в колледже ведется систематическая работа по повышению профессиональных компетенций педагогических работников в области ИКТ. Необходимо понимать, что сегодня в рамках федерального или регионального законодательства нет четких критериев, определяющих готовность той или иной образовательной организации к реализации на практике такой формы получения образования как электронное обучение, кроме того не определены конкретные оболочки информационных систем, поэтому можно сделать вывод, что данные вопросы находятся исключительно в компетенции самих образовательных организаций.