Проанализировав содержание ч. 3 ст. 11 уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ), можно прийти к выводу о том, что законодатель в качестве оснований применения мер безопасности выделяет такие способы опасного воздействия как: угроза убийством, применение насилия, уничтожение или повреждение имущества, иные противоправные деяния [1]. Однако, перечень данных способов не является исчерпывающим. Воздействие может оказываться в скрытых и неопределенных формах. Имеются в виду способы воздействия, которые сами по себе не являются противоправными, но из их содержания можно додумать и спрогнозировать наступление в будущем каких-либо опасных последствий.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 30.06.2015 г. № 29 «О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве» [2] обращает внимание на то, что право на защиту каждого, кто подвергся уголовному преследованию, признается и гарантируется Конституцией РФ (ст. 17, 45, 46, 48, 123), общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ в качестве одного из основных прав человека и гражданина. Порядок реализации данного конституционного права определяется УПК РФ, при применении норм которого должны учитываться правовые позиции Конституционного Суда РФ и практика Европейского Суда по правам человека.
Основной перечень мер безопасности установлен законодателем в ряде нормативных правовых актах.
Нормами УПК РФ [1] предусмотрен следующий перечень мер безопасности, которые могут быть применены к участникам уголовного судопроизводства:
- при необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь, дознаватель вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия начальника органа дознания выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием (ч. 9 ст. 166 УПК РФ).
- при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного решения (ч. 2 ст. 186 УПК РФ);
- в целях обеспечения безопасности опознающего предъявление лица для опознания по решению следователя может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. В этом случае понятые находятся в месте нахождения опознающего (ч. 8 ст. 193 УПК РФ);
- закрытое судебное разбирательство допускается на основании определения или постановления суда в случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц (п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ);
- при необходимости обеспечения безопасности свидетеля, его близких родственников, родственников и близких лиц суд без оглашения подлинных данных о личности свидетеля вправе провести его допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства, о чем суд выносит определение или постановление (ч. 5 ст. 278 УПК РФ).
Помимо этого, УПК РФ [1] также устанавливает возможность применения иных мер безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Под иными мерами безопасности понимаются:
- личная охрана, охрана жилища и имущества;
- выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
- обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
- переселение на другое место жительства;
- замена документов;
- изменение внешности;
- изменение места работы (службы) или учебы;
- временное помещение в безопасное место;
- применение дополнительных мер безопасности [3, с. 152].
В отношении судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, законодатель в ст. 5 ФЗ от 20 апреля 1995 г. № 45- ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» [4] предусмотрел следующие меры безопасности:
- личная охрана, охрана жилища и имущества;
- выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;
- временное помещение в безопасное место;
- обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;
- перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;
- переселение на другое место жительства;
- замена документов, изменение внешности [4].
В целях реализации данных мер могут быть произведены оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с законом «Об оперативно-розыскной деятельности».
В отношении потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного судопроизводства законодателем в ст. 6 ФЗ от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [5] предусмотрены следующие виды мер безопасности:
- личная охрана, охрана жилища и имущества;
- выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
- обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
- переселение на другое место жительства;
- замена документов;
- изменение внешности;
- изменение места работы (службы) или учебы;
- временное помещение в безопасное место;
- применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое [5].
При наличии оснований, указанных в ст. 16 федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ [5], в отношении защищаемого лица могут применяться также другие меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. В отношении защищаемого лица может быть применено несколько мер защиты одновременно.
Таким образом, проанализировав нормы текущего законодательства, можно сделать вывод о том, что имеющиеся меры безопасности участников уголовного судопроизводства несистематизированны. Положения, регламентирующие применение части мер находятся в разных главах УПК РФ, другие – в федеральных законах.
Также система мер безопасности не охватывает стадию возбуждения уголовного дела. Отсутствует возможность применить, например, такую меру безопасности, как «обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице» при получении сообщения о преступлении от очевидца или непосредственного участника, что, при наличии у последних сомнений в своей безопасности, может помешать им сообщить данную информацию.