Автор(-ы):
Нагорный Евгений Алексеевич
Секция
Информационные технологии, телекоммуникации
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
Информационная технология в образовании – это совокупность способов, методов и программно-технических средств, обеспечивающих выполнение информационных процессов образовательной деятельности: сбор, преобразование, хранение, обработка, передача, распространение, тиражирование учебных материалов, а также анализ, принятие управленческих решений и контроль исполнения – с точки зрения функций управления высшей военной школой [1, 2].
Основными составляющими информационной технологии являются: элементарные операции с клавиатурой и мышью (например, ввод символа, выбор пункта меню и т.п.); технологические действия (совокупность элементарных операций (например, сохранение файла – выбор диска, папки, ввод имени файла); технологические операции (совокупность технологических действий и элементарных операций - например, создание архивного файла); технологические этапы (состоят из технологических операций и действий и реализуют длительные технологические процессы – например, формирование и печать текстового документа) [1, 2, 3].
По выполняемым функциям информационные технологии делятся на:
Информационные технологии обработки данных предназначены для решения задач, по которым имеются входные данные и известны алгоритмы их обработки. Технологии применяются на уровне исполнителей невысокой квалификации в целях автоматизации постоянно повторяющихся операций.
Сбор данных предполагает запись в базу данных всех проведенных операций образовательного процесса.
В процессе обработки данных используются следующие типовые технологические операции:
Хранение данных реализуется путем создания баз данных. Отчеты создаются как периодически (в конце занятия или в конце семестра (месяца), например), так и по запросу пользователя в электронном виде или в виде документа.
Информационные технологии управления предназначены для информационного обеспечения лиц, принимающих решения. Обрабатываемая информация при этом представлена в агрегированном виде и имеет вид управленческих отчетов (суммирующих, сравнительных и т.п.), содержащих данные о текущем состоянии дел и прогнозе их развития, необходимые для анализа возможных решений (например, сведения о наличии денежных средств на счете). [3]
В суммирующих отчетах данные сгруппированы, отсортированы и представлены в виде итоговых значений.
Сравнительные отчеты содержат данные, полученные из различных источников или сгруппированные по различным признакам (например, по периодам), и используются в целях сравнения.
Информационные технологии автоматизации офиса (организации) предназначена для организации и поддержки коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой за счет использования компьютерных сетей и других средств передачи и работы с информацией. [3]
Основным инструментарием подобных информационных технологий является программное обеспечение: текстовый и табличный процессор, электронная почта, система автоматизации документооборота и контроля исполнения, система управления проектами. Многие из перечисленных задач решаются с помощью MS Office.
Информационные технологии поддержки принятия решений [3] предназначены для аналитического обеспечения принимаемых решений. Выработка решения, что является основной целью данной технологии, происходит в результате итерационного процесса, в котором участвуют: система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и оператор, задающий входные данные и оценивающий полученные варианты возможных решений. Окончательное решение принимается оператором.
К отличительным характеристикам данных технологий можно отнести:
Все вышеперечисленные информационные технологии могут быть реализованы в режиме централизованной (все данные хранятся и обрабатываются на центральной ЭВМ, доступ к данным осуществляется с терминалов) или децентрализованной обработки данных (данные и их обработка распределены между рабочими станциями и серверами в компьютерной сети).
Хочется отметить, что информационные технологии тесно связаны с информационными системами, которые выступают для них основной средой функционирования.
Под информацией образовательного процесса понимается информация, которая возникает в процессе образовательной деятельности и используется для управления этой деятельностью.
Процесс управления образовательной деятельностью является информационным процессом.
Потоки информации образовательной деятельности, используемой в учебном процессе и процессе управления организацией, дискретны и состоят из отдельных элементов, называемых единицами информации. К их числу относятся символы, реквизиты, показатели, записи, документы, массивы, подсистемы и системы информации.
Для реализации технологического процесса по сбору, обработке, хранению, передаче информации комплексно используются информационные технологии (обработки данных, управления, автоматизации офиса, поддержки принятия решений).
Основным программно-техническим средством реализации информационных технологий является информационные системы.
Информационная система представляется, как человеко-компьютерная система, предназначенная для сбора и обработки информации, а также поддержки принятия решений с использованием компьютерной информационной технологии [2].
Информационная система является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программное обеспечение, информационные массивы и базы данных, персонал, средства связи и телекоммуникации.
Основная цель информационной системы, является реализация информационной технологии (организация хранения, обработки, передачи информации и т.п.).
Понятия "информационная технология" и "информационная система" тесно взаимосвязаны, но в то же время имеются существенные отличия. Функционирование информационной системы невозможно без знания ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне среды информационной системы, однако высокая эффективность информационной технологии достигается только в информационных системах, разработанных с учетом специфики соответствующих технологических операций.
По степени автоматизации информационных процессов в организации информационные системы делятся на [3]:
Все современные ИС являются автоматизированными.
По функциональному признаку (применительно к деятельности производственного объекта) информационные системы делятся на:
По уровням управления информационные системы делятся на:
В организации желательно иметь несколько локальных ИС различного назначения, которые взаимодействуют между собой и поддерживают управленческие решения на всех уровнях. Современный подход к организации взаимодействия основан на применении локальных компьютерных сетей с выходом на аналогичные ИС других организаций или филиалов через региональные и глобальные сети.
На основе интеграции информационных систем различного назначения создаются кафедральные (корпоративные) информационные системы. Подобные информационные системы будут иметь наибольший эффект, если в их основу будет положена информационная структура организации (образовательная деятельность, методическая деятельность, научная деятельность и т.д.).
Рассмотрев основные принципы создания и использования информационных систем, можно выделить следующее [3]:
Внедрение информационных систем обеспечивает:
В заключении хочется остановиться на ряде проблем создания и использования информационных систем – это проблема внедрения (быстрое устаревание ИС, унаследованные ИС, отсутствие единой методологии внедрения) [1, 2].
И вторая проблема, это совместимости локальных информационных систем (на уровне техническом, программном, информационном и т.п.) при построении корпоративных информационных систем [2].
В данном докладе многоаспектная проблема информатизации сферы образования не может быть рассмотрена в полном объеме. Поэтому ограничимся рассмотрением вопросов, касающихся весьма актуальной задачи «технологизации» педагогического процесса, то есть построения этого процесса на научной основе и практических достижениях современных ИТ, а не только на индивидуальных знаниях, способностях и интуиции педагога. Искусством преподавания владеют немногие, а передовой технологией могут овладеть все преподаватели высшей военной школы. Понятно, что данная задача может быть эффективно решена в том случае, если организация имеет четкую стратегию информатизации всей своей деятельности.
Список литературы
Поделиться
Нагорный Е. А. Классификация информационных технологий по выполняемым функциям в образовании высшей школы // Актуальные исследования. 2021. №10 (37). С. 75-78. URL: https://apni.ru/article/2030-klassifikatsiya-informatsionnikh-tekhnologij