Главная
АИ #10 (37)
Статьи журнала АИ #10 (37)
Классификация информационных технологий по выполняемым функциям в образовании вы...

Классификация информационных технологий по выполняемым функциям в образовании высшей школы

Рубрика

Информационные технологии, телекоммуникации

Ключевые слова

информационная технология
информационные технологии обработки данных
информационные технологии управления
информационные технологии автоматизации организации
информационные технологии поддержки принятия решений

Аннотация статьи

В данной статье приведена классификация информационных технологий по выполняемым функциям: обработки данных, управления, автоматизации организации и поддержки принятия решений.

Текст статьи

Информационная технология в образовании – это совокупность способов, методов и программно-технических средств, обеспечивающих выполнение информационных процессов образовательной деятельности: сбор, преобразование, хранение, обработка, передача, распространение, тиражирование учебных материалов, а также анализ, принятие управленческих решений и контроль исполнения – с точки зрения функций управления высшей военной школой [1, 2].

Основными составляющими информационной технологии являются: элементарные операции с клавиатурой и мышью (например, ввод символа, выбор пункта меню и т.п.)технологические действия (совокупность элементарных операций (например, сохранение файла – выбор диска, папки, ввод имени файла)технологические операции (совокупность технологических действий и элементарных операций - например, создание архивного файла)технологические этапы (состоят из технологических операций и действий и реализуют длительные технологические процессы – например, формирование и печать текстового документа) [1, 2, 3].

По выполняемым функциям информационные технологии делятся на:

  • информационные технологии обработки данных;
  • информационные технологии управления;
  • информационные технологии автоматизации организации;
  • информационные технологии поддержки принятия решений.

Информационные технологии обработки данных предназначены для решения задач, по которым имеются входные данные и известны алгоритмы их обработки. Технологии применяются на уровне исполнителей невысокой квалификации в целях автоматизации постоянно повторяющихся операций.

Сбор данных предполагает запись в базу данных всех проведенных операций образовательного процесса.

В процессе обработки данных используются следующие типовые технологические операции:

  • сортировка, с помощью которой упорядочиваются данные;
  • вычисления, включающие арифметические и логические операции;
  • агрегирование, служащее для уменьшения количества данных и реализуемое в форме расчетов итоговых и средних значений;
  • поиск и фильтрация.

Хранение данных реализуется путем создания баз данных. Отчеты создаются как периодически (в конце занятия или в конце семестра (месяца), например), так и по запросу пользователя в электронном виде или в виде документа.

Информационные технологии управления предназначены для ин­формационного обеспечения лиц, принимающих решения. Обрабатываемая информация при этом представлена в агрегированном виде и имеет вид управленческих отчетов (суммирующих, сравнительных и т.п.), содержащих данные о текущем состоянии дел и прогнозе их развития, необходимые для анализа возможных решений (например, сведения о наличии денежных средств на счете). [3]

В суммирующих отчетах данные сгруппированы, отсортированы и представлены в виде итоговых значений.

Сравнительные отчеты содержат данные, полученные из различных источников или сгруппированные по различным признакам (например, по периодам), и используются в целях сравнения.

Информационные технологии автоматизации офиса (организации) предназначена для организации и поддержки коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой за счет использования компьютерных сетей и других средств передачи и работы с информацией. [3]

Основным инструментарием подобных информационных технологий является программное обеспечение: текстовый и табличный процессор, электронная почта, система автоматизации документооборота и контроля исполнения, система управления проектами. Многие из перечисленных задач решаются с помощью MS Office.

Информационные технологии поддержки принятия решений [3] предназначены для аналитического обеспечения принимаемых решений. Выработка решения, что является основной целью данной технологии, происходит в результате итерационного процесса, в котором участвуют: система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и оператор, задающий входные данные и оценивающий полученные варианты возможных решений. Окончательное решение принимается оператором.

К отличительным характеристикам данных технологий можно отнести:

  • ориентацию на решение слабо структурированных задач (не имеющих четкого алгоритма решения);
  • сочетание традиционных методов информационных технологий обработки, управления, автоматизации офиса (сортировка, вычисления, агрегирование, формирование отчетов) с возможностями математических моделей.

Все вышеперечисленные информационные технологии могут быть реализованы в режиме централизованной (все данные хранятся и об­рабатываются на центральной ЭВМ, доступ к данным осуществляется с терминалов) или децентрализованной обработки данных (данные и их обработка распределены между рабочими станциями и серверами в компьютерной сети).

Хочется отметить, что информационные технологии тесно связаны с информационными системами, которые выступают для них основной средой функционирования.

Под информацией образовательного процесса понимается информация, которая возникает в процессе образовательной деятельности и используется для управления этой деятельностью.

Процесс управления образовательной деятельностью является информационным процессом.

Потоки информации образовательной деятельности, используемой в учебном процессе и процессе управления организацией, дискретны и состоят из отдельных элементов, называемых единицами информации. К их числу относятся символы, реквизиты, показатели, записи, документы, массивы, подсистемы и системы информации.

Для реализации технологического процесса по сбору, обработке, хранению, передаче информации комплексно используются информационные технологии (обработки данных, управления, автоматизации офиса, поддержки принятия решений).

Основным программно-техническим средством реализации инфор­мационных технологий является информационные системы.

Информационная система представляется, как человеко-компьютерная система, предназначенная для сбора и обработки информации, а также поддержки принятия решений с использованием компьютерной информационной технологии [2].

Информационная система является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программное обеспечение, информационные массивы и базы данных, персонал, средства связи и телекоммуникации.

Основная цель информационной системы, является реализация информационной технологии (организация хранения, обработки, передачи информации и т.п.).

Понятия "информационная технология" и "информационная система" тесно взаимосвязаны, но в то же время имеются существенные отличия. Функционирование информационной системы невозможно без знания ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне среды информационной системы, однако высокая эффективность информационной технологии достигается только в информационных системах, разработанных с учетом специфики соответствующих технологических операций.

По степени автоматизации информационных процессов в организации информационные системы делятся на [3]:

  • неавтоматизированные ИС (без использования современных средств автоматизации);
  • автоматизированные (в процессе обработки информации участвуют оператор и компьютер);
  • автоматические (все операции по обработке информации выполняются без участия человека).

Все современные ИС являются автоматизированными.

По функциональному признаку (применительно к деятельности производственного объекта) информационные системы делятся на:

  • управленческие (планирование и управление учебным процессом);
  • финансовые (бухгалтерский учет, зарплата, финансовый анализ и прогнозирование);
  • кадровые (работа с кадрами, ведение служебной документации, планирование подготовки кадров).

По уровням управления информационные системы делятся на:

  • информационные системы операционного уровня (постоянно действующая ИС для исполнителей, обрабатывающая данные о жизнедеятельности организации в том числе успеваемости (расписание занятий, графики сдачи сессии, экзаменационные ведомости, и т.п.), данная информационная система является основным источником данных для остальных типов ИС);
  • информационные системы специалистов (автоматизация офисной деятельности и решение специальных задач - например, САПР);
  • информационные системы руководителей (управленческий анализ, принятие решений).

В организации желательно иметь несколько локальных ИС различного назначения, которые взаимодействуют между собой и поддерживают управленческие решения на всех уровнях. Современный подход к организации взаимодействия основан на применении локальных компьютерных сетей с выходом на аналогичные ИС других организаций или филиалов через региональные и глобальные сети.

На основе интеграции информационных систем различного назначения создаются кафедральные (корпоративные) информационные системы. Подобные информационные системы будут иметь наибольший эффект, если в их основу будет положена информационная структура организации (образовательная деятельность, методическая деятельность, научная деятельность и т.д.).

Рассмотрев основные принципы создания и использования информационных систем, можно выделить следующее [3]:

  1. Структура ИС, ее функциональное назначение должны соответствовать структуре и целям организации. Построение ИС должно начинаться с анализа структуры управления организации (организационная структура; уровни управления; квалификация, права и обязанности персонала; документооборот и стандартные процедуры принятия решений).
  2. При построении ИС необходимо использовать системный подход (информационная система должна соответствовать используемым информационных технологиям обработки, управления, автоматизации офиса, поддержки принятия решений; техническим и программным средствам, уровню квалификации персонала).
  3. Учет объективных ограничений (унаследованные информационные системы, стоимость, время внедрения).

Внедрение информационных систем обеспечивает:

  • обеспечение достоверности и оперативности информации;
  • совершенствование структуры потоков информации и системы документооборота;
  • снижение доли рутинных операций;
  • получение оптимальных управленческих решений за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем.

В заключении хочется остановиться на ряде проблем создания и использования информационных систем – это проблема внедрения (быстрое устаревание ИС, унаследованные ИС, отсутствие единой методологии внедрения) [1, 2].

И вторая проблема, это совместимости локальных информационных систем (на уровне техническом, программном, информационном и т.п.) при построении корпоративных информационных систем [2].

В данном докладе многоаспектная проблема информатизации сферы образования не может быть рассмотрена в полном объеме. Поэтому ограничимся рассмотрением вопросов, касающихся весьма актуальной задачи «технологизации» педагогического процесса, то есть построения этого процесса на научной основе и практических достижениях современных ИТ, а не только на индивидуальных знаниях, способностях и интуиции педагога. Искусством преподавания владеют немногие, а передовой технологией могут овладеть все преподаватели высшей военной школы. Понятно, что данная задача может быть эффективно решена в том случае, если организация имеет четкую стратегию информатизации всей своей деятельности.

Список литературы

  1. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник для вузов. 2-е изд./ В.Л. Бройдо. – СПб.: Питер, 2004.
  2. Карганов В.В Формирование модели предметной области для информационной системы / Г.Н. Левченко, В.О. Драчев // В сборнике Инновационные технологии и технические средства специального назначения. Труды десятой общероссийской научно-практической конференции, 2018.
  3. Левченко Г.Н. Ретроспективный анализ организации физической подготовки летного состава военно-воздушных сил США / О.С. Боцман, К.А. Федоров // Актуальные проблемы современной системы физической подготовки в высших военно-учебных заведениях министерства обороны российской федерации. Сборник научных статей заочной Межвузовской научно-практической конференции. СПб, 2020.

Поделиться

3329

Нагорный Е. А. Классификация информационных технологий по выполняемым функциям в образовании высшей школы // Актуальные исследования. 2021. №10 (37). С. 75-78. URL: https://apni.ru/article/2030-klassifikatsiya-informatsionnikh-tekhnologij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января