научный журнал «Актуальные исследования» #10 (37), март '21

Особенности адаптации дошкольников в разновозрастной группе детского сада

В статье описаны особенности адаптации дошкольников, сформулированы возможности определения периодов адаптации воспитанников детского сада.

Аннотация статьи
адаптация
детский сад
период
степень
Ключевые слова

Работая воспитателем в дошкольной группе, каждый раз я вижу, как трепетно переживают родители, отдавая своего ребенка первый раз в детский сад, так как, приходя в дошкольное учреждение, он сталкивается с периодом адаптации. Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке.

И тут малыш, зачастую, находится в стрессе. И здесь очень много факторов, влияющих на стрессовое состояние ребенка. Во-первых, он попал в новое пространство, во-вторых, малыша окружают дети разных возрастов и незнакомые тети, которые постоянно что-то хотят от ребенка. Ведь, как показывает практика, родители сразу приводят своего ребенка, не подготовив его ничуть. Поэтому подсознательно мама понимает, ребеночку будет тяжеловато. И тогда начинается…Домашний режим и режим дня в садике не совпадают: дома ребенок только встает, а в садике мы уже сделали зарядку, позавтракали и занимаемся. Какое ж у малыша может быть настроение, если его разбудили, одели и везут непонятно куда?! Потом надо же кроху усадить за стол, накормить. И тут опять слышим, что ребенок утром ест только йогурты и шоколадки. Мало того, что дети, приходящие в садик, дома привыкли кушать на ходу, а тут попробуйте его усадить и накормить иной полезной едой. И опять же строгий режим дня, новые требования поведения, постоянный контакт с ребятами разных возрастов, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д. Конечно, малыш и маму вспомнит, и захочет домой, где ему привычнее. И тут воспитатель должен приложить максимум усилий, чтобы период адаптации прошел безболезненно. Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни дошкольника в дошкольном учреждении, которая приводила бы к адекватному, безболезненному привыканию ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду.

Выделяется три особенности адаптации.

1 особенность: ребенок в период адаптации находится в состоянии срыва – динамического стереотипа. В период адаптации эти стереотипы меняются.

2 особенность: стрессовое напряжение в период адаптации связано с изменением гормональной системы организма.

3 особенность: в период адаптации иммунная система организма, его защитные механизмы ослабевают. И чаще всего, пребывая в ДОУ на 5-7 сутки ребенок заболевает.

Рис.

Важно отметить, что в разновозрастной группе легче проходит адаптация детей к детскому саду. Ребенок не попадает в общество рыдающих детей, каждый из которых хочет домой к маме. Напротив, он видит спокойных детей, занятых делом, и понимает, что все в порядке. Постоянные контакты ребенка с разновозрастными партнерами полезны для формирования полноценного опыта общения, открывают дополнительные возможности его развития путем взаимообучения при взаимодействии старших детей с младшими.

Такая форма организации детского коллектива: разновозрастной группы в повседневной жизни, весь детский коллектив на прогулках и праздниках – является хорошей социальной школой.

В разновозрастной группе детского сада особую роль играет принцип ролевого участия. Так как старшие дети снимают с воспитателя различные функции и с успехом выполняют их.

Врачи и психологи различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую.

Легкая степень адаптации: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов с детьми и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не больше одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений.

Средняя степень адаптации: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.

Тяжелая степень адаптации: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений.

В период адаптации родитель может находиться с ребенком в группе детского сада, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжения, согласовать методику проведения режимного процесса с семьей.

Помочь детям в период адаптации к условиям ДОУ могут и игры.

Задачи игр:

  • Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Формирование чувства уверенности в окружающем;
  • Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Основные принципы организации и проведения игр:

  • Добровольность участия в игре. Заставляя, мы можем вызвать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит.
  • Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. В то же время взрослый организовывает и направляет игру.

Игры должны многократно повторяться, т.к. это является необходимым условием развивающего эффекта. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.

Все игры условно поделены на группы:

  1. Игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений («Иди ко мне», «Пришел Петрушка», «Хоровод», «Покружимся», «Солнышко и дождик», «Мячик», «Игра с собакой», «Клубочек», «Секрет», «Парочки», «Доброе животное», «Раздувайся пузырь», «Лови-лови!», «Чей голосок?», «Под зонтом», «Зайка», «Еле-еле, еле-еле»).
  2. Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком («Найди игрушку», «Чьи вещи?», «Как пройти?», «Прячем мишку», «Собираем игрушки»).
  3. Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения (релаксационные игры) («Дождь», «Лягушата», «Расскажи стихи руками», «Овощи отдыхают», «Звери и птицы спят» «Солнечные зайчики», «Чудесные камешки», «Кто в кулачке», Игра с кистями рук, «Мы топаем ногами»).
  4. Игры и упражнения на снижение агрессивности и ослабления негативных эмоций («Король боровик не в духе», «По кочкам», «Покатаемся на лошадке», «Дуем на что-нибудь…»).
  5. Уговорушки.
  6. Фольклор в разные режимные моменты в повседневной жизни малыша.

При правильном системном подходе родителей и воспитателя даже при тяжелой адаптации можно получить положительные результаты и облегчить привыкание ребенка к новым условиям.

Текст статьи
Ведется прием статей
Прием материалов
c 11 сентября по 17 сентября
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
21 сентября
Загрузка в eLibrary
21 сентября
Рассылка печатных экземпляров
29 сентября