Перспективы использования игровых технологий в естественнонаучном дополнительном образовании
научный журнал «Актуальные исследования» #10 (37), март '21

Перспективы использования игровых технологий в естественнонаучном дополнительном образовании

В статье рассматривается история применения игровых технологий, а также использование их в естественнонаучном дополнительном образовании. Авторы рассматривают педагогический потенциал игры как метода.

Аннотация статьи
средства обучения
педагогический потенциал
педагогические методы
игровые технологии
дополнительное образование
Ключевые слова

По мере развития различных направлений общества, в том числе культурного, религиозно, экономического развития, возрастала проблема проведения свободного времени и соответственно досуга, так взяла свое начало проблема игры.

С начало своего появления игры больше приобретали политический, а иногда и религиозный характер. В Древней Греции гласило правило, что боги всегда покровительствуют тем, кто участвует в игре, именно поэтому немецкий философ Ф. Шиллер считал, что игры, проводимые в древности, носили божественный характер и представляли собой идеал для последующих игр. Проведение игр в Древнем Китае всегда сопровождалось праздником, в котором обязательно принимал участие император.

«В советское время сохранение и развитие традиций игровой культуры народа, сильно деформированного тоталитарным режимом, начиналось с практики летних загородных лагерей. Впервые игровые технологии были разработаны на практике для подготовки специалистов в Советском Союзе в 1932 году» [4, c.446].

За отсутствием методических разработок, опыта применения игровых технологий в реальной жизни, советские ученые ставили перед собой важную задачу – определить проблемы, направления применения игровых технологий и способы решения возникающих задач. Для этого они в лабораторных условиях тщательно анализировали возможности применения игровых технологий в жизни.

Как правило, под игрой определяют какое-либо соревнование между участниками, которое в свою очередь ограничивается определенными требованиями и условиями и направлено на достижение конкретной цели – выиграть соревнование.

«В педагогике под игрой понимают исторически обусловленный, естественный, и органический элемент культуры, представляющий собой самостоятельный вид деятельности индивида, в которой происходит ретрансляция, воспроизводство и обогащение социального опыта предшествующих поколений, норм и правил человеческой жизнедеятельности через добровольное принятие игровой роли, виртуальное моделирование игрового пространства, осуществляется реализация творческого потенциала, ориентированного на достижение игрового результата. Такая деятельность мобилизирует и активизирует возможности личности, побуждает ее искать новые, еще неосвоенные способы решения игровых проблем» [3, с.67].

Применение игровых технологий в естественнонаучном дополнительном образовании получило широкое распространение только в последнее время.

Такие факторы как – переход к рыночной экономике и поиск новых методов и способов подготовки квалифицированных специалистов стимулировали педагогов к использованию игровых технологий на своих занятиях. Под игровыми технологиями понимают совокупность определенных приемов и методов в виде развивающих игр, используемых в учебном процессе.

Отличиями образовательных игр от простых игр выступает намеченная цель и соответствующий результат. Образовательные игровые технологии имеют конкретную цель и результат, которые четко и научно обоснованы и направлены на учебно-познавательную деятельность. Игровые технологии, применяемые на занятиях, становятся средством поощрения и повышают мотивацию обучающихся.

«Педагогический потенциал игры включает: социализирующие возможности игры, позволяющие ребенку осознавать себя частью большого социального организма (общества), постигать нормы и традиции этнокультурного бытия, интегрировать социокультурный опыт предшествующих поколений и осваивать способы его трансляции потомкам; развивающие возможности игры, активизирующие, актуализирующие природные задатки и способности человека, дающие толчок совершенствованию его интеллекта, воли, эмоциональной сферы; дидактические возможности игры, облегчающие вхождение ребенка в мир знаний, постижение им основ наук, приобщение к социокультурному наследию; психотерапевтические возможности игры, создающие адаптивные условия для отношений с детьми и разрешения конфликтов; диагностические возможности игры, позволяющие отслеживать динамику интеллектуального, моторно-практического и эмоционального роста человека; возможности игры в создании условий для проявления спонтанности человека, его самобытности, неповторимости, уникальности» [2, с.81].

По мнению ряда педагогов, которые применяли игры в своей работе, под играми они понимают форму обучения. При этом обязательным условием является ее органичное включение в образовательный процесс и тесной взаимосвязи с другими формами воспитательной деятельности.

Выбор конкретной игровой технологии в естественнонаучном дополнительном образовании, прежде всего, определяется тем, что ребенку нравится, чем он заинтересован, какие проблемы требуют педагогического и воспитательного решения.

В том случае, когда игра является коллективной, нужно достаточно хорошо знать всех участников, их способности, уровень интеллектуального и физического развития, интересы, возрастную категорию, уровень общения.

Результат игровой технологии может выражаться в материальном виде – модель, буклет, игрушка, макет, в том время как цель игры остается конкретной на всем протяжении.

В играх участники добиваются поставленной цели, как правило, выраженной в нескольких взаимосвязанных уровнях.

«Первая цель – получить удовольствие от самой игры. Эта цель отражает отношение, которое определяет готовность к любой деятельности, если она приносит удовольствие.

Цель второго уровня функциональна, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов и ролей.

Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры – решать, угадывать, раскрывать, достигать результатов и т.д.» [1, c.25].

Одной из главных задач игровой технологии является обеспечение повышение уровня мотивации, заинтересованности ребенка к игре, обеспечению совпадению целей игры и интересов обучающихся.

Вызвать определенный интерес у обучающихся возможно при использовании плакатов, информационно-коммуникационных технологий, музыкального сопровождения.

Для успешной реализации игровой технологии необходимо правильно выбрать место для ее проведения. Оно должно отвечать нескольким характеристикам: площадь должна соответствовать возможному количеству игроков, быть безопасным, соответствовать санитарно-гигиеническим нормативам, не иметь отвлекающих факторов в виде посторонних предметов, места для проведения других занятий.

На занятиях дополнительного образования чаще применяют дополнительные средства обучения, включая и игровые технологии. Применение игровых технологий на занятиях в дополнительном образовании позволяет решить ряд проблем:

  • увеличивается познавательный интерес;
  • увеличивается деятельность обучающихся;
  • формируется личность ребенка;
  • развивается творческий потенциал.

Поскольку большинство игровых технологий предполагает коллективную форму работы и общение между участниками, то взаимное обучение становится важной частью игр. Применение игровых технологий позволяет обучающимся не только закрепить полученные данные на занятии, но и усвоить новые знания [5, c.25].

Каждый педагог, как правило, сам решает, какие игровые технологии должны быть включены в учебный процесс, при этом учитывается содержание работы, как программы, так и учебно-методического комплекса. Игровые модели, описанные в различной литературе, могут послужить хорошей основой для создания собственных.

Все игровые формы подбираются педагогом самостоятельно и индивидуально для каждого занятия с учетом темы, возраста и подготовленности обучающихся.

С использование игровых технологий активность обучающихся на занятии как правило возрастает. Такие игровые элементы как конкурентоспособность, трудные задачи, интересные задания, ограниченное временя положительно сказывается на активности обучающихся, и в конечном итоге способствует повышенному познавательному интересу.

Текст статьи
  1. Абуков, А. Ф. Методологические аспекты использования игры (игрового метода) в педагогике и психологии / А.Ф. Абуков. - Текст: непосредственный // «Знание». – 2016. – №11 – С. 51–57.
  2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: книга для учителя / Н. П. Аникеева. – Москва: Просвещение, 2007. – 143 с.
  3. Арманд, А. Д. Модели и информация в физической географии / А. Д. Арманд. – Москва: Знание, 2011. – 80 с.
  4. Гайсумова, Л. Д. Формирование географических представлений на уроках географии в условиях современной школы / Л. Д. Гайсумова, Р. С. Эльмурзаев, М. А. Иразова. - Текст : электронный // Молодой ученый. – 2015. – № 5 (85). – С. 446-448.
  5. Репринцева, Е. А. Педагогика игры: Теория. История. Практика / Е. А. Репринцева. – Курск : Изд-во Курск. гос. ун-т, 2005. – 421 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 31 июля по 06 августа
Осталось 7 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
10 августа
Загрузка в eLibrary
10 августа
Рассылка печатных экземпляров
18 августа