По мере развития различных направлений общества, в том числе культурного, религиозно, экономического развития, возрастала проблема проведения свободного времени и соответственно досуга, так взяла свое начало проблема игры.
С начало своего появления игры больше приобретали политический, а иногда и религиозный характер. В Древней Греции гласило правило, что боги всегда покровительствуют тем, кто участвует в игре, именно поэтому немецкий философ Ф. Шиллер считал, что игры, проводимые в древности, носили божественный характер и представляли собой идеал для последующих игр. Проведение игр в Древнем Китае всегда сопровождалось праздником, в котором обязательно принимал участие император.
«В советское время сохранение и развитие традиций игровой культуры народа, сильно деформированного тоталитарным режимом, начиналось с практики летних загородных лагерей. Впервые игровые технологии были разработаны на практике для подготовки специалистов в Советском Союзе в 1932 году» [4, c.446].
За отсутствием методических разработок, опыта применения игровых технологий в реальной жизни, советские ученые ставили перед собой важную задачу – определить проблемы, направления применения игровых технологий и способы решения возникающих задач. Для этого они в лабораторных условиях тщательно анализировали возможности применения игровых технологий в жизни.
Как правило, под игрой определяют какое-либо соревнование между участниками, которое в свою очередь ограничивается определенными требованиями и условиями и направлено на достижение конкретной цели – выиграть соревнование.
«В педагогике под игрой понимают исторически обусловленный, естественный, и органический элемент культуры, представляющий собой самостоятельный вид деятельности индивида, в которой происходит ретрансляция, воспроизводство и обогащение социального опыта предшествующих поколений, норм и правил человеческой жизнедеятельности через добровольное принятие игровой роли, виртуальное моделирование игрового пространства, осуществляется реализация творческого потенциала, ориентированного на достижение игрового результата. Такая деятельность мобилизирует и активизирует возможности личности, побуждает ее искать новые, еще неосвоенные способы решения игровых проблем» [3, с.67].
Применение игровых технологий в естественнонаучном дополнительном образовании получило широкое распространение только в последнее время.
Такие факторы как – переход к рыночной экономике и поиск новых методов и способов подготовки квалифицированных специалистов стимулировали педагогов к использованию игровых технологий на своих занятиях. Под игровыми технологиями понимают совокупность определенных приемов и методов в виде развивающих игр, используемых в учебном процессе.
Отличиями образовательных игр от простых игр выступает намеченная цель и соответствующий результат. Образовательные игровые технологии имеют конкретную цель и результат, которые четко и научно обоснованы и направлены на учебно-познавательную деятельность. Игровые технологии, применяемые на занятиях, становятся средством поощрения и повышают мотивацию обучающихся.
«Педагогический потенциал игры включает: социализирующие возможности игры, позволяющие ребенку осознавать себя частью большого социального организма (общества), постигать нормы и традиции этнокультурного бытия, интегрировать социокультурный опыт предшествующих поколений и осваивать способы его трансляции потомкам; развивающие возможности игры, активизирующие, актуализирующие природные задатки и способности человека, дающие толчок совершенствованию его интеллекта, воли, эмоциональной сферы; дидактические возможности игры, облегчающие вхождение ребенка в мир знаний, постижение им основ наук, приобщение к социокультурному наследию; психотерапевтические возможности игры, создающие адаптивные условия для отношений с детьми и разрешения конфликтов; диагностические возможности игры, позволяющие отслеживать динамику интеллектуального, моторно-практического и эмоционального роста человека; возможности игры в создании условий для проявления спонтанности человека, его самобытности, неповторимости, уникальности» [2, с.81].
По мнению ряда педагогов, которые применяли игры в своей работе, под играми они понимают форму обучения. При этом обязательным условием является ее органичное включение в образовательный процесс и тесной взаимосвязи с другими формами воспитательной деятельности.
Выбор конкретной игровой технологии в естественнонаучном дополнительном образовании, прежде всего, определяется тем, что ребенку нравится, чем он заинтересован, какие проблемы требуют педагогического и воспитательного решения.
В том случае, когда игра является коллективной, нужно достаточно хорошо знать всех участников, их способности, уровень интеллектуального и физического развития, интересы, возрастную категорию, уровень общения.
Результат игровой технологии может выражаться в материальном виде – модель, буклет, игрушка, макет, в том время как цель игры остается конкретной на всем протяжении.
В играх участники добиваются поставленной цели, как правило, выраженной в нескольких взаимосвязанных уровнях.
«Первая цель – получить удовольствие от самой игры. Эта цель отражает отношение, которое определяет готовность к любой деятельности, если она приносит удовольствие.
Цель второго уровня функциональна, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов и ролей.
Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры – решать, угадывать, раскрывать, достигать результатов и т.д.» [1, c.25].
Одной из главных задач игровой технологии является обеспечение повышение уровня мотивации, заинтересованности ребенка к игре, обеспечению совпадению целей игры и интересов обучающихся.
Вызвать определенный интерес у обучающихся возможно при использовании плакатов, информационно-коммуникационных технологий, музыкального сопровождения.
Для успешной реализации игровой технологии необходимо правильно выбрать место для ее проведения. Оно должно отвечать нескольким характеристикам: площадь должна соответствовать возможному количеству игроков, быть безопасным, соответствовать санитарно-гигиеническим нормативам, не иметь отвлекающих факторов в виде посторонних предметов, места для проведения других занятий.
На занятиях дополнительного образования чаще применяют дополнительные средства обучения, включая и игровые технологии. Применение игровых технологий на занятиях в дополнительном образовании позволяет решить ряд проблем:
- увеличивается познавательный интерес;
- увеличивается деятельность обучающихся;
- формируется личность ребенка;
- развивается творческий потенциал.
Поскольку большинство игровых технологий предполагает коллективную форму работы и общение между участниками, то взаимное обучение становится важной частью игр. Применение игровых технологий позволяет обучающимся не только закрепить полученные данные на занятии, но и усвоить новые знания [5, c.25].
Каждый педагог, как правило, сам решает, какие игровые технологии должны быть включены в учебный процесс, при этом учитывается содержание работы, как программы, так и учебно-методического комплекса. Игровые модели, описанные в различной литературе, могут послужить хорошей основой для создания собственных.
Все игровые формы подбираются педагогом самостоятельно и индивидуально для каждого занятия с учетом темы, возраста и подготовленности обучающихся.
С использование игровых технологий активность обучающихся на занятии как правило возрастает. Такие игровые элементы как конкурентоспособность, трудные задачи, интересные задания, ограниченное временя положительно сказывается на активности обучающихся, и в конечном итоге способствует повышенному познавательному интересу.