Основные аспекты дистанционного обучения в системе повышения квалификации

В статье раскрываются достоинства и проблемы системы дистанционного обучения, а также отражены основные положительные особенности для педагога в системе повышения квалификации.

Аннотация статьи
самообразование
дистанционное обучение
профессиональная компетентность
система повышения квалификации педагогов
Ключевые слова

Повысить качество педагогических кадров и престиж профессии учителя, сформировать преподавателя новой формации ‒ одна из главных задач Государственной программы развития образования Белгородской области. Реализация данной задачи возможна не только в очной форме, но и в заочной.

Сегодня педагогическим работникам необходимо иметь доступ к тем знаниям, которые востребованы, с одной стороны, для его духовного роста и повышения своей профессиональной компетентности, а с другой стороны, для применения на практике в решении проблемы повышения качества обучения. Повышение квалификации становится неотъемлемой частью жизненного процесса как для педагога, так и для руководителя, оно переходит в непрерывную стадию на основе современных технологий и эффективных форм обучения.

Интерес к дистанционному обучению сформирован. Дистанционному виду обучения, как одной из форм заочного получения знаний в эпоху бурного развития телекоммуникационных технологий, уделяется особое внимание. Преподаватели возлагают на телекоммуникации и мировые ресурсы сети Интернет огромные надежды.

Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера (ПК) и выхода в сеть Интернет. Место расположения ПК не имеет значения, поэтому учиться можно дома, на работе, в on-line классе одного из центров дистанционного обучения, а также в любом другом месте, где есть ПК с подключением к сети Интернет. Это важнейшее преимущество ДО перед традиционными формами обучения.

Отметим основные положительные особенности дистанционного обучения:

  1. Гибкость. Обучающиеся, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности.
  2. Модульность. В основу программ дистанционного образования закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
  3. Параллельность. Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, то есть «без отрыва от производства».
  4. Дальнодействие. Расстояние от места нахождения обучающегося до организации образования (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
  5. Асинхронность. Подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовать технологию обучения и учения независимо во времени, то есть по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.
  6. Охват. Эту особенность иногда называют «массовостью». Количество обучающихся в СДО не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств информационных технологий.
  7. Рентабельность. Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность дистанционного образования. Средняя оценка зарубежных и отечественных образовательных СДО показывает, что они обходятся приблизительно на 10-50 % дешевле, в основном за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств информационных технологий, а также представления более концентрированного и унифицированного содержания учебных материалов и ориентированности технологий СДО на большее количество обучающихся и других факторов.

В системе повышения квалификации педагогов, когда процесс происходит в учебное время, многим педагогам сложно выехать на курсы повышения квалификации и использование системы дистанционного обучения решает многие вопросы: повышение результативности образовательного процесса; индивидуализация и интенсификация обучения; повышение мотивации учения и активности обучающихся; возможность знакомиться с инновационными разработками в области образования; возможность получения консультации и информационных материалов от высококлассных специалистов; возможность обучаться без отрыва от основной деятельности и обеспечение комфортной среды обучения; практическая направленность обучения.

Идея идеей, но на практике иногда возникают проблемы и трудности. До конца этой формы обучения доходят не все. Те, кто «потерялся» в процессе обучения, мотивируют это следующим: очень большая дополнительная нагрузка; тяжело самостоятельно осваивать новый материал; доступ к компьютеру ограничен; не понравилось обучаться дистанционно; перестал интересовать данный курс.

Все вышеперечисленные высказывания слушателей, конечно, не могут умалить нужности и необходимости дистанционного обучения. Ведь важное отличие дистанционного курса от других видов образовательной деятельности и состоит именно в том, что от слушателя требуется значительно большая самостоятельность, ответственность и организованность.

Как правило, на традиционных занятиях, проводимых в рамках очных курсов, роль обучаемого не всегда активна, он выполняет ту работу, которую предлагает ему преподаватель (например, предлагается прослушать новую тему, выполнить задание). Активной стороной процесса обучения здесь является преподаватель: он выстраивает стратегию проведения занятий, подбирает учебный материал и задания для ученика, оперативно задает слушателю вопросы, помогает ему выйти из трудной ситуации, создает доброжелательную, комфортную атмосферу на уроке.

В чем же основные преимущества дистанционного образования с точки зрении обучающегося? Мы считаем, что это: самостоятельный выбор интересующего курса; выбор преподавателя; выбор собственного режима работы; право отказаться от занятий в любое время.

Дистанционная форма обучения предусматривает значительно большую активность самого слушателя. На первое место выступает организация регулярных самостоятельных занятий: подготовка рабочего места, самостоятельная постановка учебной задачи, выполнение намеченных упражнений, самостоятельный разбор возникающих трудностей, прогнозирование и достижение намеченных результатов.

В начале курса у слушателя обычно доминирует мнение, что учиться в таком режиме значительно проще и комфортнее: появляется возможность свободно планировать свое время. Но, приступив к обучению, слушатель убеждается в том, что такой вид получения новых умений и навыков требует достаточно серьезного напряжения сил, умения планировать свое время, ставит перед слушателем определенные задачи.

В Белгородской области складываются благоприятные условия для организации дистанционного обучения педагогических кадров. Во всех организациях образования имеется доступ к ресурсам Интернет.

Дистанционное обучение в системе повышения квалификации предполагает основу на образовательные ресурсы мирового масштаба. Электронные и виртуальные библиотеки и музеи расширяют возможность педагога на этапе его социально-профессиональной зрелости. Особое место в дистанционном обучении педагогов отведено ресурсам, доступным педагогическому сообществу через информационно-образовательные порталы (сайты).

Дистанционное образование и информатизация общества тесно связаны с развитием и ресурсным наполнением сети электронных телекоммуникаций, необходимым для профессионального роста работников организаций образования. Культура человечества стремится к овладению основ культуры «информационных компьютерных коммуникаций» как одной из важнейших составляющих постдипломного образования взрослых, позволяющих учитывать неотъемлемые черты информационного общества - новизну, быстротечность и ускорение.

Таким образом, дистанционное обучение педагогов достигает цели не только получения знаний, но и выработку умения самоорганизоваться, самообразовываться, а также повышения своей профессиональной компетентности. Педагоги вводят в процесс обучения элементы дистанционного обучения с учащимися. Только тогда, когда учитель сам пройдет хотя бы один дистанционный курс, он лучше освоит данную технологию и успешнее станет применять на практике.

Текст статьи