Повышение уровня социально-экономического развития сопровождается процессами и тенденциями, повышающими значение отдельных отраслей в социально-экономическом развитии региона. Эти отрасли могут стать одним из основных факторов конкурентоспособности. На наш взгляд, в современных условиях туризм становится отраслью, способствующей социально-экономическому развитию региона.
Поиск методов повышения роли туризма в социально-экономическом развитии региона, определение вклада туризма в развитие мировой экономики, выявление взаимосвязи между развитием туризма и инвестиционной активностью в мире. В исследовании использованы методы экономического, сравнительного и статистического анализа. Однако сформировавшиеся в России подходы к развитию туризма как источника социально-экономического развития регионов оказались бессистемными и во многом фрагментированными. Результаты научных исследований внедряются в учебный процесс по дисциплине «Региональная экономика». Результатом стало то, что в условиях нестабильной экономики необходимо создавать сложные взаимосвязанные механизмы использования туристического потенциала России с целью повышения уровня социально-экономического развития регионов.
Туризм – это сектор непроизводственной экономики, предприятия и организации которого удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах. Туристические продукты – это комплексные услуги, которые, как взаимосвязанные элементы, включают в себя услуги в сфере транспорта, гостеприимства, торговли (включая общественное питание), экскурсионных, культурных и развлекательных, спортивных, коммунальных, лечебно-развлекательных и других учреждений и предприятий.
Туризм является одним из основных источников дохода для большинства стран мира (один из 5 основных источников дохода для 83% стран, основной источник дохода для 38% стран). Туризм лидирует среди всех секторов экономики по количеству созданных рабочих мест, количество которых постоянно растет. В 1998 году в сфере туризма было занято 115 миллионов человек, а к 2020 году это число увеличится до 550 миллионов.
На современном этапе общественного развития выбор стратегических приоритетов регионального развития требует тщательного анализа факторов, выбора и обоснования тех, которые могут стать источниками роста на уровне социально-экономического развития региона. Повышение уровня социально-экономического развития, переход к новым этапам и формациям сопровождается процессами и тенденциями, повышающими значение отдельных отраслей в социально-экономическом развитии региона. Такие отрасли могут стать одним из основных факторов конкурентоспособности региона, повышения уровня его социально-экономического развития, специализации экономики во внутренней и международной экономической сфере. Из тенденций современности, на которые необходимо обратить внимание на выбор источников экономического роста в регионах, можно выделить: создание условий для комфортного проживания, стремление общества к рациональному использованию природных и рекреационных ресурсов, увеличение трудовых ресурсов. производительность, изменение культуры и системы ценностей населения, повышение мобильности населения ... В таких условиях туризм становится отраслью, которая может стать источником социально-экономического развития региона.
Как сложная социально-экономическая система, туризм находится под влиянием многих факторов. Существует два типа факторов, влияющих на туризм: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).
Внешние факторы:
- природно-географический;
- культурно-исторический;
- экономический;
- социальное;
- демографические;
- политико-правовой;
- технологический;
- экологический.
Внутренние факторы:
Материально-технические факторы. Это факторы, связанные с развитием объектов размещения, транспорта, общественного питания, бытового обслуживания, розничной торговли и др.
Учтите важность природных факторов. Природа, заповедники, озера – все это привлекает туристов, но здесь стоит обратить внимание на то, что среди факторов, влияющих на развитие туризма, особое место занимает «сезонность».
Сезонность – это особенность туристических потоков, с которой вам нужно сосредоточиться на определенных местах в краткосрочной перспективе.
Лето, золотая пора для туристических фирм, отелей и авиакомпаний.
Исходя из этого можно сделать вывод что, туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, потребительские товары и другие, а это означает, что он действует как катализатор социально-экономического развития.