Инноватика как элемент содержательного наполнения программ подготовки специалистов в военном вузе

Инноватика как элемент содержательного наполнения программ подготовки специалистов в военном вузе

В статье рассматриваются условия совершенствования профессиональной подготовки специалистов в военных вузах путем внедрения в образовательный процесс инновационных технологий. Раскрываются цель и задачи инновационных технологий в образовательном процессе. Перечисляются интерактивные виды деятельности.

Аннотация статьи
инноватика
инновационный подход
интерактивные технологии
технологии проектного обучения
кейс-технологии
Ключевые слова

Совершенствование профессиональной подготовки специалистов в военных вузах на основе внедрения в процесс обучения элементов инноватики осуществляется путем реализации комплекса мероприятий по изменению содержательного наполнения основных образовательных программ подготовки специалистов. В настоящее время уже недостаточно просто дать определенные учебной программой знания, привить необходимые навыки и развить соответствующие умения, необходима подготовка офицеров – специалистов, способных креативно мыслить, проявлять разумную инициативу, творчески подходить к решению служебно-боевых задач и задач повседневной деятельности.

Ключевая роль в этом процессе отводится профессиональному совершенствованию офицеров, нацеленности на освоение инновационных технологий, практическое применение которых возможно в повседневной деятельности воинских частей и подразделений и при выполнении служебно-боевых задач.

В условиях образовательных реформ особое значение в высшей военной школе приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность.

Новое видение целей и результатов профессиональной подготовки в военной образовательной организации предъявляет требования к другим компонентам образовательного процесса – содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки.

Обучение в высшей военной школе строится на основе модульного, проблемного, проективного и рефлексивного обучения с использованием интерактивных и когерентно-синергетических технологий, обеспечивающих достижение синергетического эффекта как взаимоусиливающей реакции системы на внешние воздействия [3, с. 97].

Образовательный процесс в высшей военной школе в настоящее время ориентируется на три составляющие творческой деятельности, качественно различные по своему назначению: информационную базу, инициативно-творческое мышление, практическую ориентированность. Основная задача обучения – активно формировать у обучающихся все три компонента.

Инновационный подход в обучении основан на активизации учебного процесса, на эффективной обратной связи в системах преподаватель – ученик и ученик – ученик, на непрерывном открытом и свободном общении, наблюдении преподавателя за реакцией обучаемых и оптимизации образовательной среды для повышения эффективности процесса обучения.

Для проектирования и достижения образовательных результатов на основе инновационных технологий военным вузам нужны преподаватели с нестандартным, инициативно-творческим мышлением, владеющие новыми формами, методами и средствами активного обучения [1, с. 118].

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки курсантов, адъюнктов и слушателей, обучающихся в современной военной образовательной организации [2, с. 119].

К интерактивным видам деятельности относятся: игровые технологии, дискуссии, инсценировки, моделирующие ситуации, проявляющиеся в процессе возникновения и решения проблемных вопросов. Этот подход в обучении позволяет решать следующие образовательные задачи: содействие более глубокому пониманию учебного материала; развитие навыков комплексного решения проблем; содействие установлению диалога или полилога всех участников учебного процесса; развитие навыков групповой работы по принятию согласованного решения.

К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии, технологии проектного обучения, кейс-технологии и др.

Активное обучение на дидактическом уровне может рассматриваться как обусловленная, мотивированная, направленная на достижение образовательных целей и определяемая внутренним отношением к ней деятельность субъектов учебного процесса.

Проблематика интерактивных технологий обучения дает основания для проявления субъектности как преподавателя, так и обучающегося. Субъект как носитель активности в учебной деятельности овладевает различными видами инициативных актов в учебном сотрудничестве, генерирует идеи, проявляет толерантность к неопределенности и др. [2, с. 117]. Все эти действия придают учебной деятельности самоустремленный, творческий характер.

Задачами интерактивных форм обучения являются: пробуждение у обучающихся интереса; самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения) [4, с. 144].

Среди основных принципов интерактивного обучения выделяют: принцип организации инновационной деятельности, диалогическое взаимодействие; работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества.

В Военной академии РВСН имени Петра Великого в образовательном процессе применяются различные формы занятий как традиционные, так и инновационные: информационная, проблемная лекции, лекция-пресс-конференция, лекция-консультация, лекция вдвоем, лекция-диалог, лекция-брифинг с применением мультимедийного оборудования, семинары-дискуссии, слайд-презентации и др. [2, с. 116]. Реализуются технологии сотрудничества, практически отрабатываются вопросы, связанные с реализацией принципов активности и организации инновационной профессионально-педагогической деятельности, формируются методологические навыки в организации разных видов практико-ориентированных заданий: в постановке целей, в отборе содержании занятия, выборе методов, средств, в выработке конструктивных решений [5, с. 285].

Выполнение мероприятий инновационной деятельности определяется через способность к накоплению новых научных знаний, к творчеству, к самоактуализации и самосовершенствованию, к внедрению научного продукта.

Одним из необходимых условий успешной реализации нововведений в образовательную среду военного вуза является соответствующая подготовка и мотивация офицерского и преподавательского состава, педагогическое мастерство и готовность использовать в своей педагогической деятельности интерактивные технологии обучения и воспитания.

Текст статьи
  1. Белин Н.А., Плотникова Е.Г., Цариев Е.А. Содержание профессиональной компетентности и ключевые компетенции успешной деятельности преподавателя военного вуза / Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1. С. 116-124.
  2. Золотовская Л.А., Фасоля А.А. Проблемы развития субъектности будущих офицеров в инновационно-деятельностной среде военного вуза / Мир образования – образование в мире. 2016. № 3. С. 114-120.
  3. Солодова Е.А. Новые модели в системе образования: Синергетический подход. Учебное пособие / Предисл. Г.Г. Малинецкого. – М.: Книжный дом «Либроком», 2012. 344 с.
  4. Сотников И.Б., Плотникова Е.Г. Интерактивное обучение в военном ВУЗе: цели, задачи, методологические подходы и принципы // Педагогическое образование и наука. 2015. № 3. С. 142-145.
  5. Чистяков А.Н. Особенности формирования личности преподавателя-исследователя как субъекта инновационной профессионально-педагогической деятельности / Конкурс научно-исследовательских работ: актуальные вопросы современной науки / Сборник статей по материалам всероссийского научно-исследовательского конкурса (20 апреля 2020 г., г. Уфа) / Уфа: Изд. НИЦ Вестник науки, 2020. С. 280-289.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 15 мая по 21 мая
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
25 мая
Загрузка в eLibrary
25 мая
Рассылка печатных экземпляров
02 июня