Совершенствование профессиональной подготовки специалистов в военных вузах на основе внедрения в процесс обучения элементов инноватики осуществляется путем реализации комплекса мероприятий по изменению содержательного наполнения основных образовательных программ подготовки специалистов. В настоящее время уже недостаточно просто дать определенные учебной программой знания, привить необходимые навыки и развить соответствующие умения, необходима подготовка офицеров – специалистов, способных креативно мыслить, проявлять разумную инициативу, творчески подходить к решению служебно-боевых задач и задач повседневной деятельности.
Ключевая роль в этом процессе отводится профессиональному совершенствованию офицеров, нацеленности на освоение инновационных технологий, практическое применение которых возможно в повседневной деятельности воинских частей и подразделений и при выполнении служебно-боевых задач.
В условиях образовательных реформ особое значение в высшей военной школе приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность.
Новое видение целей и результатов профессиональной подготовки в военной образовательной организации предъявляет требования к другим компонентам образовательного процесса – содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки.
Обучение в высшей военной школе строится на основе модульного, проблемного, проективного и рефлексивного обучения с использованием интерактивных и когерентно-синергетических технологий, обеспечивающих достижение синергетического эффекта как взаимоусиливающей реакции системы на внешние воздействия [3, с. 97].
Образовательный процесс в высшей военной школе в настоящее время ориентируется на три составляющие творческой деятельности, качественно различные по своему назначению: информационную базу, инициативно-творческое мышление, практическую ориентированность. Основная задача обучения – активно формировать у обучающихся все три компонента.
Инновационный подход в обучении основан на активизации учебного процесса, на эффективной обратной связи в системах преподаватель – ученик и ученик – ученик, на непрерывном открытом и свободном общении, наблюдении преподавателя за реакцией обучаемых и оптимизации образовательной среды для повышения эффективности процесса обучения.
Для проектирования и достижения образовательных результатов на основе инновационных технологий военным вузам нужны преподаватели с нестандартным, инициативно-творческим мышлением, владеющие новыми формами, методами и средствами активного обучения [1, с. 118].
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки курсантов, адъюнктов и слушателей, обучающихся в современной военной образовательной организации [2, с. 119].
К интерактивным видам деятельности относятся: игровые технологии, дискуссии, инсценировки, моделирующие ситуации, проявляющиеся в процессе возникновения и решения проблемных вопросов. Этот подход в обучении позволяет решать следующие образовательные задачи: содействие более глубокому пониманию учебного материала; развитие навыков комплексного решения проблем; содействие установлению диалога или полилога всех участников учебного процесса; развитие навыков групповой работы по принятию согласованного решения.
К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии, технологии проектного обучения, кейс-технологии и др.
Активное обучение на дидактическом уровне может рассматриваться как обусловленная, мотивированная, направленная на достижение образовательных целей и определяемая внутренним отношением к ней деятельность субъектов учебного процесса.
Проблематика интерактивных технологий обучения дает основания для проявления субъектности как преподавателя, так и обучающегося. Субъект как носитель активности в учебной деятельности овладевает различными видами инициативных актов в учебном сотрудничестве, генерирует идеи, проявляет толерантность к неопределенности и др. [2, с. 117]. Все эти действия придают учебной деятельности самоустремленный, творческий характер.
Задачами интерактивных форм обучения являются: пробуждение у обучающихся интереса; самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения) [4, с. 144].
Среди основных принципов интерактивного обучения выделяют: принцип организации инновационной деятельности, диалогическое взаимодействие; работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества.
В Военной академии РВСН имени Петра Великого в образовательном процессе применяются различные формы занятий как традиционные, так и инновационные: информационная, проблемная лекции, лекция-пресс-конференция, лекция-консультация, лекция вдвоем, лекция-диалог, лекция-брифинг с применением мультимедийного оборудования, семинары-дискуссии, слайд-презентации и др. [2, с. 116]. Реализуются технологии сотрудничества, практически отрабатываются вопросы, связанные с реализацией принципов активности и организации инновационной профессионально-педагогической деятельности, формируются методологические навыки в организации разных видов практико-ориентированных заданий: в постановке целей, в отборе содержании занятия, выборе методов, средств, в выработке конструктивных решений [5, с. 285].
Выполнение мероприятий инновационной деятельности определяется через способность к накоплению новых научных знаний, к творчеству, к самоактуализации и самосовершенствованию, к внедрению научного продукта.
Одним из необходимых условий успешной реализации нововведений в образовательную среду военного вуза является соответствующая подготовка и мотивация офицерского и преподавательского состава, педагогическое мастерство и готовность использовать в своей педагогической деятельности интерактивные технологии обучения и воспитания.