Главная
Конференции
Влияние науки и технологий на социально-экономическое развитие России
Влияние физической подготовки и спорта на психоэмоциональное состояние студентов

Влияние физической подготовки и спорта на психоэмоциональное состояние студентов

Автор(-ы):

Хузина Гулина Котдусовна

Амерзянова Вероника Айратовна

Секция

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

физические нагрузки
психическое состояние
здоровье
эмоциональное состояние

Аннотация статьи

В данной работе освещается вопрос влияния физических нагрузок на организм и психоэмоциональное состояние студента. Рассмотрено, как физические упражнения оказывают влияние на развитие личностных качеств.

Текст статьи

Современный мир ежедневно совершенствуется. Появление и внедрение технологий даёт нам самые новые, совершенные приспособления, которые избавляют нас от физической нагрузки. Сидячий, малоподвижный образ жизни стал нормой для большинства людей. Учеными давно доказано, что мышцы слабеют и атрофируются из-за отсутствия необходимой физической нагрузки. Слабость мышечных волокон и мышечного корсета человека сказывается на работе всех внутренних органов и систем организма человека самым отрицательным образом.

В связи с этой проблемой всё больше людей приходят к осознанию того, что систематические физические занятия необходимы для сохранения не только своего мышечного тонуса, поддержания веса в норме, сжигания лишних калорий, но и для поддержания здорового функционирования всего организма в целом. Необходимо знать, какое важное значение имеет физическая активность для девушек, способствуя их нормальному развитию и функционированию репродуктивной системы.

Немало важным аспектом был, и остается факт того, что физические нагрузки, в любых их формах, влияют на психологические и эмоциональные показатели человека.

Уровень физической активности постоянно и в различных формах влияет на центральную нервную систему. Известно, что многие люди думают лучше при ходьбе, чем в сидячем или лежачем положении, что искусные ораторы склонны сопровождать свою речь жестикуляцией, а актеры же предпочитают учить свою роль во время прогулок.

Систематическая двигательная активность оказывает огромное влияние на весь организм человека, стимулирует и его умственную деятельность, повышает продуктивность мышления. Во время любого рода физических нагрузок в организме человека происходят колоссальные изменения. Активность влияет на выработку таких гормонов, как андрогены, эстрогены, эндорфины, инсулин, тироксин, адреналин, глюкагон. Именно эти биологически активные соединения оказывают такое огромное влияние на все внутренние процессы, регулирующие жизнедеятельность человеческого организма. Они же значительно улучшают эмоциональное состояние.

Рассмотрим влияние физической активности на психическую сферу.

Психология – наука о душе человека. Но с течением времени ученые в этой области науки стали уделять больше внимания не конкретно душе, а её проявлениям – психическим явлениям.

В психологии выделяются несколько групп психических явлений: психические процессы, психические свойства личности и психические состояния.

Психические процессы отражают развитие психических явлений. С ними связано восприятие окружающего мира, и ими же усваиваются новые знания и навыки. Психические процессы в свою очередь тоже делятся на виды: восприятие, ощущения, представления, память, воображение, мышление, речь, эмоции, чувства, воля. Данные виды классифицируют психические процессы. Основные группы классификации: эмоциональные, познавательные, волевые. Они же в свою очередь в своей совокупности составляют психику человека.

Психические свойства – это набор личностных психических качеств человека, отличающих его от других людей, определяющие его индивидуальность. К ним относятся темперамент, характер, способности, потребности и мотивы.

Психическое состояние – это режим жизнедеятельности человека, отличающийся спецификой восприятия и обучения.

В прямой зависимости от определенных психических состояний находятся все психические явления.

Психология физического воспитания – это отрасль психологии, которая изучает процесс развития психики человека в условиях физической активности. Это вызывает необходимость учета особенностей внутригрупповых отношений в процессе двигательной активности.

Значительное влияние на формирование личностных качеств человека оказывают систематические тренировки, что дает преимущества студенту в учебе, труде, социальной и других видах деятельности. Особенную важность приобретает формирование психофизической устойчивости к различным факторам внешней среды: способность к поддержанию устойчивости внимания, восприятия, памяти, их концентрация.

Для изучения показателей устойчивости внимания, восприятия у людей, постоянно имеющих физические нагрузки, и тех, кто им не подвержен, проводилось множество исследований. Было выявлено, что стабильность такого параметра как интеллектуальная деятельность находилась в прямой зависимости от степени физической подготовки.

Очевидна связь психической и физической сфер, так как физическая активность проявляет целостное воздействие на организм занимающегося. Основа взаимосвязи этих сфер лежит в единстве физического и духовного развития. Здесь обычно выделяют: биологические, педагогические, психологические и социальные эффекты, т.е. здоровье, физическое развитие, физическая подготовленность, особенности психической саморегуляции, социальный статус, стиль поведения.

Существуют множество различных мнений о вопросе влияния на человека физических нагрузок и эмоциональных стрессов. Прежде всего, выделяется их позитивная роль, заключающаяся в подготовке к трудностям. В подтверждение этого приводятся сведения о том, что систематически тренирующиеся люди имеют более высокую социальную адаптацию и устойчивость к стрессам, чем те, кто не тренируется вовсе. С другой стороны, приводятся данные о том, что часть людей осознанно избегают регулярных, систематических физических нагрузок, считая их неприятными.

Множество отечественных, а также зарубежных исследований посвящены изучению связей физических нагрузок с психическими свойствами личности.

При систематических и регулярных физических нагрузках организм истощает энергетические резервы, приводит к снижению трудоспособности. Когда человек отдыхает его израсходованные биохимические и физиологические ресурсы восстанавливаются, трудоспособность приходит к первоначальному уровню.

Если не будет очередной физической активности, то трудоспособность возвращается к исходному уровню, а при продолжительном перерыве опускается, ниже исходного уровня. Наблюдается явление детренированности организма.

Многие исследования доказывают, что отдых в течение нескольких дней или же уменьшение количества нагрузок на организм не только не снижает уровень мышечной активности, но также могут даже этот уровень повысить.

Следует отметить, что развитие физических качеств и формирование двигательных навыков зависит от временного и содержательного компонентов обучения. Правильное решение задач программы физического воспитания обеспечивается совместным использованием всех перечисленных компонентов на каждом занятии физической культуры и спорта.

Действительно, сложность и многообразие персональных факторов не всегда берутся во внимание при составлении программы обучения. Основная программа адаптируется лишь для определенной группы студентов.

В процессе обучения определенной группы могут быть выявлены какие-либо основные особенности, учет которых позволит быстрее достигать поставленных целей.

Двигательные качества нераздельны с типологическими особенностями нервной системы (силой – слабостью, подвижностью – инертностью, уравновешенностью – неуравновешенностью нервных процессов), которые закладываются на генетическом уровне.

В физическом воспитании человек развивает свои как физические, так и психические качества.

Для оптимизации благоприятных психологических условий при двигательной активности на занятиях спортом и физической культуры используются множество методов и средств психологической подготовки.

Комплексное применение средств психорегуляции более эффективно и результативно в сравнении с отдельно взятым методом. Однако не существует самого эффективного средства психической регуляции, как и не существует универсального средства, подходящего любому человеку.

Большинство методов и средств психологической подготовки, применяемой физической культуре и в спорте, можно использовать для оптимизации психологических условий двигательной активности.

Итак, непосредственное влияние на психическое состояние имеют физические нагрузки. Занятия физической культурой и спортом содействуют положительному прогрессу качеств личности, её гармоничному развитию, служат барьером на пути возникновения вредных привычек. Благодаря физической активности у человека развивается мышление, двигательная память, воля и способность к контролю психических состояний.

Список литературы

  1. Ильин Е.П., Психология спорта – 2006.
  2. Кузнецова Е.В., Петровская В.Г., Рязанцева С.А. Психология стресса и эмоционального выгорания: учебное пособие для студентов факультета психологии. Куйбышев, 201
  3. Никифоров Г.С. Психология здоровья: учеб. пособие для ВУЗов. СПб. Питер, 2006.
  4. Раутман Э. Как преодолеть стресс. М.: ТОО «ТП», 1998.
  5. Учебник Коллектив авторов, Психология физической культуры – 2017.

Поделиться

6697

Хузина Г. К., Амерзянова В. А. Влияние физической подготовки и спорта на психоэмоциональное состояние студентов // Влияние науки и технологий на социально-экономическое развитие России : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 марта 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 103-106. URL: https://apni.ru/article/2039-vliyanie-fizicheskoj-podgotovki-i-sporta

Похожие статьи

Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля