Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста
научный журнал «Актуальные исследования» #11 (38), март '21

Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

В статье исследуется и анализируется метод экспериментирования для младших дошкольников. Статья обобщает практический опыт советских и российских ученых. Детально рассматривается метод экспериментирования как метод познания окружающего мира младшими дошкольниками.

Аннотация статьи
исследование
эксперимент
личностная мотивация
познавательная активность
метод экспериментирования
Ключевые слова

С момента своего появления на свет малыши пытаются изучать свой окружающий мир. Им интересно всё. Очень ярко познавательная деятельность проявляются у младших дошкольников. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Изучив данную пословицу можно сказать о том, что именно поэтому младшие дошкольники усваивают знания прочно и надолго, когда они сами могут услышать, увидеть, потрогать и сделать.

На современном этапе системы образования весьма характерно использование новых технологий, направленных на развитие и воспитание младших дошкольников. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях изменяющейся жизни, от детей и взрослых требуется не только владение определенными знаниями, но и умение мыслить самостоятельно и творчески, умение добывать определенные знания самому и оперировать ими [4, с. 97].

По своей природе дети младшего дошкольного возраста – это исследователи окружающего мира. Как подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда деть неуемную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника? На данный момент приоритетным направлением является деятельный подход к развитию личности ребенка. Среди большого количества средств развития исследовательской активности младших дошкольников внимание заслуживает детское экспериментирование.

Что же такое экспериментирование? Экспериментирование – это деятельность, позволяющая ребенку моделировать в сознании картину мира, которая основана на собственных ответах, наблюдениях, закономерностях.

Дети всех возрастов очень любят экспериментировать. Это можно объяснить тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. И поэтому экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям. Этот метод является ведущим в младшем дошкольном возрасте. Своими корнями метод экспериментирования уходит в манипулирование вещами и предметами.

На основании вышеизложенного можно выделить актуальность метода экспериментирования, который заключается в том, что он дает младшим дошкольникам современные представления об отношениях с другими объектами и предметами, а так же со средой обитания. Метод экспериментирования дает младшим дошкольникам жизненные представления обо всех сторонах объекта, например о среде обитания, и о взаимоотношениях с различными предметами. На протяжении эксперимента идет процесс обогащения памяти ребенка, развиваются мыслительные процессы, из-за того что появляется необходимость классификации и сравнения, анализа и синтеза, обобщения и экстраполяции. Стимулируется развитие речи необходимостью рассказать об увиденном [1, с. 126].

На протяжении младшего дошкольного возраста исследования детей направлены на живую и неживую природу при использовании экспериментов и опытов.

Процесс экспериментов проходит на протяжении всей детской деятельности: игра, приём пищи, прогулка, занятие, умывание, сон.

Необходимо выделить хорошее влияние эксперимента на творческие способности, на эмоциональное развитие младшего дошкольника, на развитие навыков и повышение двигательной активности.

Современные дети – это дети эпохи глобальной информатизации. В современном, стремительно развивающемся мире, младшим дошкольникам нужно знать и уметь искать нужные знания самостоятельно и использовать собственные знания, чтобы стать творческими и думающими самостоятельно взрослыми. Исследования российских и зарубежных психологов говорят о том, что дошкольники и младший школьный возраст лучше усваивают, осмысливают, ощущают, понимают, запоминают, закрепляют изучаемый материал, так как в процессе познания у детей участвует больше органов чувств одновременно. Поэтому можно сказать что, чем внимательнее дети исследуют окружающий мир, тем быстрее они изучают законы мироздания. Современные дети – это активные участники образовательного процесса, у которых быстро и качественно развиваются способности к познанию, и усиливается познавательная активность [4, с. 184].

Метод детского экспериментирования – это важное средство, которое необходимо для развития познавательной деятельности младших дошкольников. В 90-ые годы прошлого века Н. Н. Поддьяков в процессе своих исследований, сделал вывод о том, что метод экспериментирования является основной деятельностью младших дошкольников, так как у них очень выраженная реакция на все окружающее и неизведанное. Младшим дошкольникам свойственно достаточно специфическое мышление. Дети хотят исследовать мир, знакомиться с предметами, которые окружают их, а обретенный опыт отправляют в свой банк памяти [2, с. 17].

Метод экспериментирования в дошкольном младшем возрасте рассматривали и рассматривают советские и российские ученые.

Н. Н. Поддьяков провел ряд исследований для определения видов экспериментирования. Трудно не согласиться с психологом, который в своих трудах отметил, что много лет ученые исследовали занятия детей в поисках таких, которые будут интенсивно развиваться и использоваться на протяжении всего младшего дошкольного возраста, в том числе и без помощи взрослых.

И такими занятиями оказалась экспериментальная деятельность, которая была направлена на получение информации о физических свойствах явлений и объектов. Под руководством академика Н.Н.Поддъякова творческий коллектив разработал и обосновал теоретические основы детского метода экспериментирования.

На основе исследований можно разработать такие основные положения:

  • метод детской экспериментальной деятельности – это форма исследовательской деятельности, четко выраженная через процесс формирования целей, процесс развития личностной мотивации, которая является основой саморазвития и самореализации младших дошкольников;
  • в экспериментах младших дошкольников отслеживается процесс самостоятельной деятельности ребенка, в центре внимания которой находится приобретение новых резервов знаний, приобретение продуктивного творчества младших дошкольников – например, поделок, схем, рисунков (экспериментальная форма познания);
  • детские эксперименты являются основой всех процессов детского творчества;
  • эксперименты детей различают взаимодействием психологических процессов [3, с. 36].

М. И. Лисина считала, что детские эксперименты – это эффективный способ ознакомления младших дошкольников с окружающим миром, и хороший способ развития интеллектуальных процессов.

Благодаря экспериментам, которые проводят дети, можно объединить такие виды деятельности детей, как исследования, игры, общение и различные аспекты образования. Стремление к позитивным эмоциям, при организации и проведении экспериментальных мероприятий разделяют воспитатели и младшие дошкольники, но необходимо проводить эксперименты с соблюдением правил безопасности для окружающих.

Всю последовательность действий младшего дошкольника, незнакомых ранее можно расписать в следующем порядке:

  • сначала действие изображает воспитатель;
  • затем может повторить ребенок, и дается возможность повторения для детей, у которых не получилось;
  • воспитатель может попробовать совершить ошибку, которую могут совершить дети, и они должны обратить внимание на это и попробовать исправить;
  • дети, не допустившие ошибку, должны повторить новое действие.

Как подчеркивает О.В. Дыбина, важность применения метода эксперимента в мероприятиях при работе с младшими дошкольниками можно структурировать так:

  • младшие дошкольники приобретают реальное знание изучаемого объекта, его отношения к другим предметам и окружающей среде;
  • ребенок обогащает себя памятью, активизирует классификацию таких психических процессов, как анализ, синтез, получение знаний;
  • идет процесс развития речи младшего дошкольника, потому что ребенок делает выводы, основываясь на том, что он видит и делает;
  • формируются умственные способности (технические и оперативные);
  • развивается самостоятельность младшего дошкольника,
  • развивается умение ставить перед собой несложные цели, умение изменять предметы для достижения желаемого результата;
  • развивается эмоциональное поле младших дошкольников, развивается творческая деятельность, увеличивается двигательная активность [4, с. 48].

В процессе использования метода эксперимента у младших дошкольников формируется набор навыков, необходимых для выполнения познавательной деятельности. Младшие дошкольники видят проблему и отличают ее от других, выделяют цели и ищут решение, разбирают проблему, анализируют предметы или явления, выявляют признаки, сравнивают атрибуты, пытаются делать предположения, делают выводы.

В детских экспериментах младшие дошкольники удовлетворяют свое любопытство и могут представить себя первооткрывателями, исследователями и маленькими учеными [5, с. 90].

Педагогическая работа частично направлена на проведение экспериментальной работы по развитию детей, стимулированию интеллектуального развития, оперированию формами мышления, развитию любознательности и познавательной деятельности.

Воспитателям дошкольных учреждений важно помнить: в детском саду не должно быть четких границ между повседневной жизнью и обучением. Все познается в игре, в опытах, наблюдениях, экспериментах.

Метод экспериментирования – это хороший способ познакомить младших дошкольников с миром. И это способ личностного развития, большой гарантией высокого интеллекта у детей является интерес к миру, который проявляется в познавательной деятельности, желании использовать разные возможности для того, чтобы обрести знания.

Текст статьи
  1. Парамонова, Л. А. Дошкольное и начальное образование. История и современность: Уч. пособ. для студ. высш. уч. зав.– М.: ИЦ «Академия»,2014. – 240 с.
  2. Поддьяков, Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 2014. – № 4. – С. 31.
  3. Поддьяков, Н. Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников / А. Н. Поддьяков. – М.: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 2014. – С. 59
  4. Познавательно-речевое и социально-личностное развитие детей от года до 6 лет. Блочно-тематическое планирование: / авт.-сост. И. И. Карелова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 141 с.: ил.
  5. Штепина, И. С. Особенности развития познавательной активности дошкольников / И. С. Штепина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. – С. 89–91.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа