Главная
АИ #11 (38)
Статьи журнала АИ #11 (38)
Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младше...

Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

эксперимент
метод экспериментирования
познавательная активность
личностная мотивация
исследование

Аннотация статьи

В статье исследуется и анализируется метод экспериментирования для младших дошкольников. Статья обобщает практический опыт советских и российских ученых. Детально рассматривается метод экспериментирования как метод познания окружающего мира младшими дошкольниками.

Текст статьи

С момента своего появления на свет малыши пытаются изучать свой окружающий мир. Им интересно всё. Очень ярко познавательная деятельность проявляются у младших дошкольников. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Изучив данную пословицу можно сказать о том, что именно поэтому младшие дошкольники усваивают знания прочно и надолго, когда они сами могут услышать, увидеть, потрогать и сделать.

На современном этапе системы образования весьма характерно использование новых технологий, направленных на развитие и воспитание младших дошкольников. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях изменяющейся жизни, от детей и взрослых требуется не только владение определенными знаниями, но и умение мыслить самостоятельно и творчески, умение добывать определенные знания самому и оперировать ими [4, с. 97].

По своей природе дети младшего дошкольного возраста – это исследователи окружающего мира. Как подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда деть неуемную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника? На данный момент приоритетным направлением является деятельный подход к развитию личности ребенка. Среди большого количества средств развития исследовательской активности младших дошкольников внимание заслуживает детское экспериментирование.

Что же такое экспериментирование? Экспериментирование – это деятельность, позволяющая ребенку моделировать в сознании картину мира, которая основана на собственных ответах, наблюдениях, закономерностях.

Дети всех возрастов очень любят экспериментировать. Это можно объяснить тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. И поэтому экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям. Этот метод является ведущим в младшем дошкольном возрасте. Своими корнями метод экспериментирования уходит в манипулирование вещами и предметами.

На основании вышеизложенного можно выделить актуальность метода экспериментирования, который заключается в том, что он дает младшим дошкольникам современные представления об отношениях с другими объектами и предметами, а так же со средой обитания. Метод экспериментирования дает младшим дошкольникам жизненные представления обо всех сторонах объекта, например о среде обитания, и о взаимоотношениях с различными предметами. На протяжении эксперимента идет процесс обогащения памяти ребенка, развиваются мыслительные процессы, из-за того что появляется необходимость классификации и сравнения, анализа и синтеза, обобщения и экстраполяции. Стимулируется развитие речи необходимостью рассказать об увиденном [1, с. 126].

На протяжении младшего дошкольного возраста исследования детей направлены на живую и неживую природу при использовании экспериментов и опытов.

Процесс экспериментов проходит на протяжении всей детской деятельности: игра, приём пищи, прогулка, занятие, умывание, сон.

Необходимо выделить хорошее влияние эксперимента на творческие способности, на эмоциональное развитие младшего дошкольника, на развитие навыков и повышение двигательной активности.

Современные дети – это дети эпохи глобальной информатизации. В современном, стремительно развивающемся мире, младшим дошкольникам нужно знать и уметь искать нужные знания самостоятельно и использовать собственные знания, чтобы стать творческими и думающими самостоятельно взрослыми. Исследования российских и зарубежных психологов говорят о том, что дошкольники и младший школьный возраст лучше усваивают, осмысливают, ощущают, понимают, запоминают, закрепляют изучаемый материал, так как в процессе познания у детей участвует больше органов чувств одновременно. Поэтому можно сказать что, чем внимательнее дети исследуют окружающий мир, тем быстрее они изучают законы мироздания. Современные дети – это активные участники образовательного процесса, у которых быстро и качественно развиваются способности к познанию, и усиливается познавательная активность [4, с. 184].

Метод детского экспериментирования – это важное средство, которое необходимо для развития познавательной деятельности младших дошкольников. В 90-ые годы прошлого века Н. Н. Поддьяков в процессе своих исследований, сделал вывод о том, что метод экспериментирования является основной деятельностью младших дошкольников, так как у них очень выраженная реакция на все окружающее и неизведанное. Младшим дошкольникам свойственно достаточно специфическое мышление. Дети хотят исследовать мир, знакомиться с предметами, которые окружают их, а обретенный опыт отправляют в свой банк памяти [2, с. 17].

Метод экспериментирования в дошкольном младшем возрасте рассматривали и рассматривают советские и российские ученые.

Н. Н. Поддьяков провел ряд исследований для определения видов экспериментирования. Трудно не согласиться с психологом, который в своих трудах отметил, что много лет ученые исследовали занятия детей в поисках таких, которые будут интенсивно развиваться и использоваться на протяжении всего младшего дошкольного возраста, в том числе и без помощи взрослых.

И такими занятиями оказалась экспериментальная деятельность, которая была направлена на получение информации о физических свойствах явлений и объектов. Под руководством академика Н.Н.Поддъякова творческий коллектив разработал и обосновал теоретические основы детского метода экспериментирования.

На основе исследований можно разработать такие основные положения:

  • метод детской экспериментальной деятельности – это форма исследовательской деятельности, четко выраженная через процесс формирования целей, процесс развития личностной мотивации, которая является основой саморазвития и самореализации младших дошкольников;
  • в экспериментах младших дошкольников отслеживается процесс самостоятельной деятельности ребенка, в центре внимания которой находится приобретение новых резервов знаний, приобретение продуктивного творчества младших дошкольников – например, поделок, схем, рисунков (экспериментальная форма познания);
  • детские эксперименты являются основой всех процессов детского творчества;
  • эксперименты детей различают взаимодействием психологических процессов [3, с. 36].

М. И. Лисина считала, что детские эксперименты – это эффективный способ ознакомления младших дошкольников с окружающим миром, и хороший способ развития интеллектуальных процессов.

Благодаря экспериментам, которые проводят дети, можно объединить такие виды деятельности детей, как исследования, игры, общение и различные аспекты образования. Стремление к позитивным эмоциям, при организации и проведении экспериментальных мероприятий разделяют воспитатели и младшие дошкольники, но необходимо проводить эксперименты с соблюдением правил безопасности для окружающих.

Всю последовательность действий младшего дошкольника, незнакомых ранее можно расписать в следующем порядке:

  • сначала действие изображает воспитатель;
  • затем может повторить ребенок, и дается возможность повторения для детей, у которых не получилось;
  • воспитатель может попробовать совершить ошибку, которую могут совершить дети, и они должны обратить внимание на это и попробовать исправить;
  • дети, не допустившие ошибку, должны повторить новое действие.

Как подчеркивает О.В. Дыбина, важность применения метода эксперимента в мероприятиях при работе с младшими дошкольниками можно структурировать так:

  • младшие дошкольники приобретают реальное знание изучаемого объекта, его отношения к другим предметам и окружающей среде;
  • ребенок обогащает себя памятью, активизирует классификацию таких психических процессов, как анализ, синтез, получение знаний;
  • идет процесс развития речи младшего дошкольника, потому что ребенок делает выводы, основываясь на том, что он видит и делает;
  • формируются умственные способности (технические и оперативные);
  • развивается самостоятельность младшего дошкольника,
  • развивается умение ставить перед собой несложные цели, умение изменять предметы для достижения желаемого результата;
  • развивается эмоциональное поле младших дошкольников, развивается творческая деятельность, увеличивается двигательная активность [4, с. 48].

В процессе использования метода эксперимента у младших дошкольников формируется набор навыков, необходимых для выполнения познавательной деятельности. Младшие дошкольники видят проблему и отличают ее от других, выделяют цели и ищут решение, разбирают проблему, анализируют предметы или явления, выявляют признаки, сравнивают атрибуты, пытаются делать предположения, делают выводы.

В детских экспериментах младшие дошкольники удовлетворяют свое любопытство и могут представить себя первооткрывателями, исследователями и маленькими учеными [5, с. 90].

Педагогическая работа частично направлена на проведение экспериментальной работы по развитию детей, стимулированию интеллектуального развития, оперированию формами мышления, развитию любознательности и познавательной деятельности.

Воспитателям дошкольных учреждений важно помнить: в детском саду не должно быть четких границ между повседневной жизнью и обучением. Все познается в игре, в опытах, наблюдениях, экспериментах.

Метод экспериментирования – это хороший способ познакомить младших дошкольников с миром. И это способ личностного развития, большой гарантией высокого интеллекта у детей является интерес к миру, который проявляется в познавательной деятельности, желании использовать разные возможности для того, чтобы обрести знания.

Список литературы

  1. Парамонова, Л. А. Дошкольное и начальное образование. История и современность: Уч. пособ. для студ. высш. уч. зав.– М.: ИЦ «Академия»,2014. – 240 с.
  2. Поддьяков, Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 2014. – № 4. – С. 31.
  3. Поддьяков, Н. Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников / А. Н. Поддьяков. – М.: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 2014. – С. 59
  4. Познавательно-речевое и социально-личностное развитие детей от года до 6 лет. Блочно-тематическое планирование: / авт.-сост. И. И. Карелова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 141 с.: ил.
  5. Штепина, И. С. Особенности развития познавательной активности дошкольников / И. С. Штепина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. – С. 89–91.

Поделиться

9266

Евсюкова Е. А. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2021. №11 (38). С. 70-73. URL: https://apni.ru/article/2050-eksperimentirovanie-kak-sredstvo-razvitiya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января