Качество подготовки современного специалиста определяется не только освоением учебных дисциплин, но и уровнем профессиональной компетентности и коммуникативной культуры, способностью к творческому и критическому мышлению, к нестандартным решениям и профессиональной деятельности. Оно зависит не столько от длительности сроков обучения, сколько от скорости самостоятельного добывания и усвоения больших массивов знаний.
В современных требованиях к обучению значение самостоятельной работы возрастает. Студент не может с одинаковой заинтересованностью относиться к изучению всех дисциплин. Большое значение приобретает осмысление студентами важности сознательной учебной дисциплины.
Сознательная учебная дисциплина предполагает целеустремленное сосредоточие внимания, воли, интеллектуально-творческих способностей, физического здоровья на решение задач, связанных с получением образования. Именно благодаря сознательной учебной дисциплине достигается ритмичность в учебе, которая является важным условием эффективности работы студентов.
В процессе самостоятельной работы студенты в большей мере сталкиваются с различными сторонами реальности. Самым распространенным видом самостоятельной работы является подготовка студента к аудиторным занятиям – это изучение литературы, выполнение упражнений, анализ конкретных ситуаций и т.п. От этого вида работ зависит успех аудиторного учебного занятия.
Педагогическая практика показала, что самыми эффективными видами самостоятельной работы являются творческие задания, связанные с написанием конечных отчетов. Разрабатываются методические рекомендации по изучению дисциплины, где к каждой изучаемой теме даются домашние задания, требующие творческого подхода в решении. По курсам предусматривается выполнение курсовых работ, представляющих собой самостоятельную учебно-исследовательскую работу.
Эти работы обеспечивают закрепление знаний, полученных студентами на аудиторных занятиях. Кроме того, такие работы развивают навыки самостоятельной работы с научной и справочной литературой, нормативными документами, материалами, опубликованными в научной печати. Приобретаются навыки самостоятельного анализа и обобщения проблем теории и практики, развивается умение связывать теоретические
положения с условиями современности.
Однако эффективность самостоятельной работы так же, как и аудиторных занятий, в значительной степени зависит от того, как она организована. Поэтому особую значимость в преподавательской деятельности приобретает необходимость оказания помощи студентам в организации их самостоятельной работы.
Самостоятельную работу следует рассматривать как определенный технологический процесс. Такая работа должна быть сориентирована на определенный педагогический результат и, прежде всего, на выработку ритмичности работы студента. Для того, чтобы достичь такого результата, необходимо овладеть такими технологическими навыками, как умение планировать, стандартизировать, алгоритмизировать свою самостоятельную работу, самообразовательную деятельность, а также выработать привычку четко следовать требованиям технологической дисциплины в организации самостоятельной работы.
Если рассматривать самостоятельную работу студента как технологический процесс, то это потребует объединения усилий преподавателей, направленных на создание условий, при которых станет возможным реализация задач этого технологического направления.
В этой связи следует выделить два аспекта:
- предоставление студентам возможностей выбора деятельности в соответствии со своими способностями и склонностями;
- создание материальной базы, на основе которой можно будет выполнять самостоятельные задания, руководствуясь критерием качественности и законченности работы.
Очень важно установить четкие и ясные параметры работы, которую студент должен выполнить, в каком виде должен быть представлен отчет о работе. Необходимо установить четкие требования к результату. Если задание связано с определенными действиями, операциями или процедурами, то студент должен научиться осуществлять их правильно. Однако чаще всего задания по самостоятельной работе связаны с тем, что студент должен решить какую-то проблему, поэтому ему представляется максимальная свобода в выборе средств определения параметров задачи.
Опыт работы со студентами свидетельствует, что студенты, получившие навыки планирования самостоятельной работы в школе, сами проявляют инициативу, требуя у преподавателя темы домашних заданий по дисциплине, экзаменационные вопросы, темы рефератов или докладов. Однако большинство студентов не владеют необходимыми технологическими навыками организации своей самостоятельной работы. Помощь таким студентам реализуется, в частности, через возрождаемый институт кураторов, когда с каждым конкретным студентом составляет годовой индивидуальный план студента.
Составление планов самостоятельной работы студентов сопряжено со многими трудностями, среди которых, пожалуй, главным является психологический фактор – рассмотрение некоторыми преподавателями и студентами этого вида деятельности как некой формальности. Однако именно составление студентами плана самостоятельной работы позволит кураторам осуществлять индивидуальный контроль с целью овладения студентами определенными технологическими навыками, а также координировать своевременность выдачи перспективных и краткосрочных заданий для самостоятельной работы студентов и график их выполнения. Особенно такая работа важна на младших курсах, когда происходит адаптация студента к образовательному процессу в учебном заведении.
Овладев навыками технологии самостоятельной работы, студент получает теоретические знания, знакомится с образцами, различными фактами, систематизированной информацией. Самостоятельная работа дает знания о реальности.
Именно знания, получены в процессе самостоятельной работы, представляют собой непосредственные собственные знания студента.
Самостоятельная работа студента способствует развитию навыков и умений, относящихся к организации собственной работы. Это – планирование своей деятельности, реалистичное восприятие своих возможностей, умение работать с информацией. Таким образом, самостоятельное обучение способствует формированию и осуществлению реального поведения студента. Ритмичность в работе студентов, которая достигается благодаря технологическому процессу, способствует возникновению положительных эмоций и формированию сознательной дисциплины, без которой студент не может стать субъектом образовательного процесса.
Подводя итог, следует еще раз отметить, что самостоятельной работе студентов в современных условиях необходимо уделять большое внимание. Именно здесь скрыт резерв существенного продвижения к качественной подготовке студентов по государственным образовательным программам.