Педагогические возможности драматизации в формировании социальной активности и творческого потенциала личности

Статья посвящена особенностям образовательного процесса, с которыми сталкиваются педагоги при включении в работу приема драматизации, его значимости в формировании социально активной личности. Рассматриваются воспитательные возможности этого приема в качестве раскрытия творческого потенциала личности. В статье представлены различные примеры использования драматизации на уроках истории. В основе статьи лежит концепция «аутентичного театра», направленная на приобщение обучающихся к сочувствую и сопереживанию разыгрываемых персонажей (исторических личностей).

Аннотация статьи
драматизация
социальная активная личность
творческий потенциал личности
нетрадиционные уроки истории
личностный рост
Ключевые слова

В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта актуализируется ориентация на социальное проектирование, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию их потенциала; подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода [3, с. 173].

В приоритете подготовка поколения, готового адекватно реагировать на изменения социальных реалий. В связи с этим необходима площадка для тренировки умений коммуникабельности, сотрудничества, оценивания собственных возможностей и принятия решений. Социальной самореализации может помочь школьный театр – исполнительское искусство, связанное с разыгрыванием историй перед зрителями. Привлекательна цель превращения театра в постоянный педагогический прием в урочной деятельности, однако охватить весь класс практически невозможно. Для этой деятельности целесообразно разыгрывать на уроках истории только фрагменты битв, светские беседы, переговоры и т.д. Основные преимущества исполнительского искусства включает улучшение восприятия изучаемого исторического периода.

Применение театральных элементов для обучения и развития творческой самореализации и возможностей обучающихся оказывают поддержку преподавателям в привлечении детей к вопросам и идеям, поднятым в произведении (говоря об уроках истории, подразумевается исторический источник). Е.Г. Богослова, считает, что профессиональная культура и мировоззрение обучающегося зависят «от степени раскрытия творческих способностей (развития основных компонентов творческого развития личности), ощущения собственной значимости, осознания потенциала своей креативности» [2, с. 47].

Следует отметить, что даже фрагментарное использование живой драматизации во время урока требует большой методической подготовки. Педагог создает свою дифференцированную методику, успешно сочетая общепедагогические и творческие задачи обучения [3, с. 175]. В педагогических кругах распространен прием изучении темы путем восприятия позиции изучаемого предмета. Например, рассмотреть тему «Инфляции» с позиции денег: какого деньгам во время роста цен на продукты или услуги.

Наиболее популярным театральным приемом на уроках истории является драматизация. По мнению Дэвида Фармера, театрального режиссера и консультанта по драматургии, драма является тесным союзником в развитии грамотности [1, с. 15]. Навыки говорения и слушания развиваются через драматические стратегии, ролевые игры и импровизацию, а также через обмен мнениями и беседы, которые естественным образом происходят в групповой деятельности. Драма обеспечивает контекст для развития реалистичного диалога и расширения словарного запаса. Импровизация и рассказывание историй развивают у детей понимание структуры повествования с последующим воздействием на навыки дикции, коммуникабельности и сотрудничества.

Относительно формирования и развития метапредметных умений на уроках истории следует выделить следующие аспекты:

Взаимодействие в группе: дискуссия поощряет детей к обсуждению и обмену идеями, обобщению ключевых моментов истории или темы, анализу поведения персонажей (исторических личностей – участников разыгрываемых событий) и размышлениями о том, как лучше всего передавать идеи как физически, так и вербально.

Чтение и прослушивание историй: драматургические стратегии могут быть использованы для углубления понимания персонажей и ситуаций или для изучения альтернативных результатов. Истории могут предоставить стартовую площадку для долгосрочной перспективы. Например, рассматривая события Гражданской войны в России оратором в классе может быть ученик, исполняющий роль В.И. Ленина, однако изучая более поздний период (становление Совесткой России или НЭП) снова можно обратиться к вождю пролетариата. Или например, изучая историю Франции XIX века, следует предоставить ученикам возможность исполнить роль политика Шарля Морис Талейрана, переживший не одну смену власти, а значит, был свидетелем разных периодов истории Франции.

Совершенствование языка: прием драматизации способствует развитию языковых навыков через ролевую игру. Многие драматические стратегии поддаются изучению языка, такие как десятисекундные объекты, которые могут быть использованы для усиления новой лексики.

Поэзия может предложить гораздо больше, чем просто декламация строк (поощряя детей на творение своих собственных стихов-описаний изучаемой эпохи, разыгрывая рассказы или воплощая поэтические образы в жизнь через натюрморты (повседневная история, быт), картины и звуковые пейзажи) [1, с. 38].

Возвращаясь к развитию умений коммуникабельности и взаимодействия, фрагмент «воспроизведения» диалога между историческими личностями или битвы между богатырями, например, во время урока истории могут быть исполнены группами детей самостоятельно, либо под руководством учителя. Подключается мимика, маски, стоп-кадры, участие аудитории (например, во время борьбы гладиаторов), живая музыка, песни и т.д.

Использование такого приема как драматизация на уроках истории будет способствовать исследованию истории и проблем (вопросы войны и мира, отцов и детей, дружбы, нравственности и другие), с которыми молодые люди сталкиваются сегодня. Обучающимся предлагается посмотреть, подумать, рассмотреть различные точки зрения и сопереживать людям, которые отличаются от них. Выступления могут сопровождаться беседами, практическими занятиями и дополнительными учебными ресурсами, которые учителя могут использовать в классах для создания значимого опыта обучения.

После разыгрывания исторического события предлагается организовать беседу (так называемые пост-шоу-переговоры), чтобы обобщить приобретенный опыт, поделиться своими чувствами и эмоциями. Эти диалоговые перерывы – отличная возможность для обучающихся обсудить, ответить и поделиться своими мыслями о том, что они испытали.

Выходя за рамки учебного процесса, школьникам может быть организована «театральная мастерская». Данный формат деятельности обогащает возможности учеников для участия в различных аспектах театрального процесса. Школьный учитель в роли фасилитатора будет направлять своих подопечных в их путешествиях по истории. Деятельность может быть настроена так, чтобы сосредоточиться на конкретных областях (например, только личности, только сражения или только обсуждение условий мирных договоров, например) на уровне, соответствующем возрасту и опыту участников.

Таким образом, обучающиеся получают дополнительную возможность систематизировать изученный материал, запоминать исторических деятелей рассматриваемого периода. Рискуя в классе и выступая перед аудиторией, обучающиеся учатся доверять своим идеям и способностям. Уверенность, приобретенная в драме, применима к школе, университету, карьере и жизни в целом. Принятие творческого решения, обдумывание новых идей и интерпретация знакомого материала по-новому необходимо для формирования социальной активности. Достигается цель обеспечить переживание («прочувствование») социальной роли персонажа, переживание (перенос) его опыта жизни, объяснение его мотивов действий, выработка собственного отношения (оценки) к происходящим событиям и принимаемым решениям с позиции морали, чувства долга и т.д.

Текст статьи
  1. David Farmer. 101 Drama Games and Activities: Theatre Games for Children and Adults, including Warm-ups, Improvisation, Mime and Movement. 2007. 81 р.
  2. Богослова Е. Г. Значение театральной педагогики в развитии творческих способностей обучающихся // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 46-48.
  3. Прокудин Ю. П., Литовченко Л. В., Акулинина В. С. Школьный учебный театр в формировании социальной активности подрастающей личности // Вестник Тамбовского университета. Тамбов, 2011. Вып. 12 (104). С. 173-179.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 18 сентября по 24 сентября
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
28 сентября
Загрузка в eLibrary
28 сентября
Рассылка печатных экземпляров
06 октября