Влияние цифровой экономики на обеспечение экономической безопасности государства
научный журнал «Актуальные исследования» #11 (38), март '21

Влияние цифровой экономики на обеспечение экономической безопасности государства

В статье рассмотрены особенности развития цифровой экономики в контексте влияния на экономическую безопасность государства. Определены ключевые цифровые тренды, которые будут определять направления развития экономики в современных условиях. Доказано, что цифровизация должна проводиться с соблюдением принципов обеспечения равного доступа, создание преимуществ, экономического роста, содействие развитию информационного общества, ориентации на сотрудничество, стандартизации, доверия и безопасности, фокусировка на государственном управлении. Приведены преимущества от цифровизации для экономической безопасности государства, а также обозначены угрозы и риски, будут обусловлены этим процессом.

Аннотация статьи
угрозы
цифровизация
инновации
инвестиции
риски
экономика
IT-сектор
информация
экономическая безопасность
Ключевые слова

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что распространение цифровой экономики создает как новые вызовы, так и уникальные условия для повышения эффективности стандартных элементов обеспечения экономической безопасности государства. В Российской Федерации цифровая экономика уже стала реальностью, однако на пути к повсеместной цифровизации предстоит преодолеть еще много проблем. В современных условиях важную роль в развитии экономики занимает переход страны на цифровой формат, который может значительно улучшить положение и помочь выйти на передовой уровень. Важно учитывать, что в отличие от традиционной экономики главным ресурсом в цифровой экономике выступают инновации и неисчерпаема, надежная и своевременная информация.

Понятие цифровой экономики (digital economy) впервые сформулировал бизнес-аналитик Дон Тапскот, который исследовал изменения в предпринимательской деятельности в соответствии с изменениями технологий. Он показывал предпринимателям, как новейшие технологии в предпринимательской деятельности постепенно трансформируются в технологический бизнес [1].

Произошедшие за последние 10-15 лет изменения в технологиях и переход в «цифру» множества функций произвели значительное влияние на все сферы деятельности. Цифровая экономика обеспечивает конкурентные преимущества инновационного развития экономических систем различных уровней. Информационно-коммуникационные технологии и искусственный интеллект стали двигателями социально-экономического роста и формирования нового качества жизни.

Формирование необходимых социально-экономических условий способствует ускорению процессов цифровизации экономики на всех уровнях, что является приоритетным условием обеспечения экономической безопасности государства.

Сегодня цифровизация выступает одним из главных факторов роста мировой экономики, поскольку благодаря ей не только повышается производительность труда (прямое преимущество), но и происходит экономия времени, создаются новый спрос на новые товары и услуги, новое качество и ценность (косвенная преимущество) и др. При этом использование цифровых данных как ресурса для производства обусловливает переход от традиционной рыночной экономики к цифровой экономике, в которой взаимосвязаны все сектора: государственный и частный, реальный, непроизводственный и финансовый, добывающий, обрабатывающий и сектор услуг [2, с. 382].

Бесспорно, цифровизация предоставляет много преимуществ, проявляющихся в форме многочисленных мультипликационных эффектов от включения в единое информационное пространство всех производственных цепочек. Однако ее влияние на общество и экономическую безопасность государства является неоднозначным.

Во-первых, обеспечение ею перехода развития экономики на новый уровень предопределяет разрушение старой системы производства и распределения благ. А это характеризует уже цифровые технологии как «подрывные» (disruptive).

Во-вторых, внедрению новых технологий присущ избыточный оптимизм, то есть когда совокупный эффект от использования цифровых дивидендов намного слабее ожидаемого.

В-третьих, имеет место неравномерность в распределении положительного эффекта от внедрения цифровой экономики как между странами, так и среди групп населения внутри стран.

В-четвертых, цифровизация в большей степени выгодна торговым компаниям и банкам. При этом «сквозные технологии» (роботизация, технология блокчейна, нейросети, искусственный интеллект, квантовая виртуальная и дополненная реальность), которыми оптимизируется производство, происходит роботизация, осуществляется удаленный контроль, приводят к сокращению и ликвидации рабочих мест.

За рубежом давно поняли значимость и преимущества цифровизации для обеспечения экономической безопасности государства, поэтому стараются уделят вопросу развития данной сферы исключительное внимание. Следует отметить, что уровень развития цифровой экономики государства напрямую связан с уровнем инвестиций в технологические и инновационные сектора. Поэтому наибольшие успехи в деле диджитализации можно наблюдать преимущественно у финансово успешных стран, к которым в первую очередь относятся США, страны Европы, Япония и Китай [3, с. 110].

Но кроме положительных моментов, цифровизация несет с собой определенные риски. Здесь следует различать риски цифровой трансформации и риски цифровизации, обусловленные внедрением цифровых технологий в экономике государства.

Главный риск цифровой трансформации для экономической безопасности государства – рост уровня безработицы. Во-первых, автоматизация процессов оставит без работы часть населения. Во-вторых, могут возникнуть новые потребности и запросы со стороны рынка на новые профессии (герокинезиолог, эстетист, специалист по солнечным технологиям, аналитик автотранспорта, ренатурализатор, персональный вебменеджер, посол по культуре компании, городской фермер, аудитор экосистем, консультант по вопросам роботов, цифровой мемуарист, дизайнер игрофикации, эксперт по упрощению, архитектор виртуальной реальности, инженер 3D-печати, консультант по цифровой валюте) и трансформацию имеющихся (учитель, школьный диетолог, библиотекарь).

Частично решить перечисленные проблемы трудоустройства можно путем стимулирования самозанятости, формирования культуры «обучения в течение всей жизни», создания и развития цифровых платформ талантов.

Другим мощным риском является рост киберпреступности (кражи персональных данных, средств со счетов, сбор множества конфиденциальной и коммерческой информации, блокирование деятельности и т.д.), борьбу с которой нужно проводить как на личном, так и на государственном уровне.

Для достижения максимального эффекта от цифровизации нужно, чтобы государство прилагало максимум усилий к информированию населения об этих рисках, обеспечивало консультационной и технологической поддержкой во внедрении и использовании защищенных информационно-коммуникационных систем, инфраструктур, платформ, поощрения к самозанятости.

Систематизировано среди рисков, обусловленных внедрением цифровых технологий, можно выделить следующие:

  1. Риски, связанные с применением Интернета вещей: уязвимость (несанкционированный влияние, кибертерроризм) и незаконное применение технологий (управление видеонаблюдением и т. п.).
  2. Риски применения искусственного интеллекта в эгоистичных целях некоторых личностей, роботизации, автоматизации: рост социального отчуждения из-за потери рабочих мест, социальная напряженность, тотальное наблюдение за населением, утечка информации и т.п.
  3. Риски использования технологии блокчейн, связанные с уязвимостью безопасности самой системы блокчейна и построенной на ней инфраструктуре услуг, неизменностью информации в сети (невозможность исправить ошибку, изменить некорректно введенную информацию), использованием токенов как средства для отмывания денег, финансирования терроризма.
  4. Риски, связанные с использованием импортной микроэлектроники. Основная доля программного обеспечения (в частности, системного программного обеспечения операционных систем и систем управления базами данных) и компьютерной техники, используемых в различных странах мира, является импортированными. Не исключено, что они могут содержать специальные чипы для шпионажа.
  5. Риски, связанные с применением облачных и распределительных вычислений – зависимость от надежности функционирования телекоммуникационной системы; размывание ответственности за обеспечение информационной безопасности и снижение уровня контроля в связи с их распределением между компаниями-пользователями, организацией и владельцем облачной платформы, Интернет-провайдером.
  6. Риски, связанные с устойчивостью работы Интернета как основного канала передачи данных.

Следует отметить, что в России развитию цифровой экономики на государственном уровне уделяется особое внимание. При этом несмотря на многие достижения, все еще сохраняется отставание по ряду вопросов от зарубежных стран. Проблемы активного развития цифровой экономики в нашей стране многообразны и основываются преимущественно на местных особенностях реализации правительственных программ и нехватки финансовых ресурсов.

Таким образом, цифровизация несет как преимущества, так и угрозы для экономической безопасности государства. Поэтому дальнейшие цифровые преобразования должны производиться с учетом всех возможных рисков для национальной экономики. Решение имеющихся вопросов в данной сфере должно происходить путем объединения усилий всех ветвей власти, бизнеса и общественности. При этом для развития цифровой экономики в нашей стране требуется осознанное внедрение цифровизации бизнес-процессов отечественными предприятиями, что станет предметом дальнейших научных исследований.

Текст статьи
  1. Сологубова Г.С. Составляющие цифровой трансформации: монография / Г.С. Сологубова. – М.: Юрайт, 2020. – 147 с.
  2. Миролюбова Т.В. Цифровая экономика: проблемы идентификации и измерений в региональной экономике // Экономика региона. – 2020. – Т. 16. – № 2. – С. 377-390.
  3. Логинова Е. Инновационный потенциал сетевой экономики / Е. Логинова. – М.: LAP, 2019. – 296 c.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа