Формирование навыка финансовой грамотности детей дошкольного возраста через игровую деятельность

В статье уделяется большое внимание финансовой грамотности дошкольников. В ней раскрыты методы и приёмы работы с детьми по этой теме. Статья имеет практическое значение для педагогов для формирования экономического кругозора, освоения экономических представлений и понятий, начальных экономических умений, приобретения таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, деловитость.

Аннотация статьи
рациональность
игровая деятельность
финансовая грамотность
экономическое воспитание
бережливость
Ключевые слова

Современным детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими иных знаний, профессиональных и личностных качеств. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.

Это определяется ФГОС ДО, одним из основных принципов которого инициатива детей должна поощряться во всех видах деятельности.

Экономическое воспитание дошкольников – это процесс формирования экономического кругозора, освоения экономических представлений и понятий, начальных экономических умений, приобретение таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, деловитость.

Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.

К пяти-шести годам формируется произвольность поведения: на основе приобретенной ранее способности к осознанию собственных действий у ребенка возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения.

Способность к осознанности и волевой саморегуляции – это одна из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика.

Другая предпосылка для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении детьми пяти-шести лет мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним, формировании ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. Ребенок пяти-шести лет

начинает осознавать суть понятий «выгодно – не выгодно», «выигрыш – проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха».

Третьей предпосылкой является становление и развитие способности к децентрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.

В ходе наблюдений за самостоятельной деятельностью дошкольников педагоги обратили внимание, что в сюжетно-ролевых играх дети проявляют наибольший интерес к таким экономическим понятиям, как: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать», «покупки», «магазин». В то же время, беседы с дошкольниками и родителями показали низкий уровень понимания понятия «семейный бюджет», из чего он состоит, как влияет на финансовые возможности семьи. Некоторые родители вообще считают, что «дети и деньги» понятия несовместимые.

Авторов заинтересовала проблема формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Педагоги считают, что следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть детям нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 6-7 лет может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится.

Необходимо с помощью игр, рассказов, сказок, а так же практических занятий (родителей с детьми) обучить дошкольников следующему:

  • что такое деньги, какие они бывают;
  • что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;
  • что такое карманные деньги;
  •  как планировать свои расходы.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Ребенок очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на бытовом, часто искаженном уровне. Опыт, полученный дошкольником в семье, проигрывается в сюжетно-дидактических играх, как дома, так и в детском саду («Магазин», «Почта», «Парикмахерская» и др.).

Следовательно, уже с дошкольного возраста дети постепенно включаются в экономическую жизнь социума. Поэтому очень важно уже с дошкольного возраста заложить основы таких качеств, как: трудолюбие, бережливость, расчетливость, инициативность, организованность, практичность, самостоятельность, деловитость – сформировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения потребностей.

Сформировать элементарные навыки финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в детском саду легче всего через использование дидактических игр в самостоятельной и совместной деятельности со взрослым.

В научных исследованиях последних лет (Л.М. Клариной, А.Д. Шатовой, Е.А. Курак, Л.И. Галкиной и др.), посвященных экономическому воспитанию личности на этапе дошкольного детства, прежде всего, акцентируется внимание на подборе доступных для ребенка знаний из области экономики. А.Д. Шатова полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь» [8].

Наиболее эффективным средством для развития социальных навыков дошкольника является игра – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет. Кроме того, в процессе совместных игр со сверстниками, у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия.

Старший дошкольный возраст характеризуется максимальной ролевой идентификацией ребёнка со взрослыми и сверстниками, стремлением соответствовать образцам адекватного поведения, чтобы быть принятым в обществе и чувствовать себя достаточно компетентным и уверенным в общении.

Своеобразие последовательности и систематичности обучения дошкольников проявляется в малых объёмах содержания, предлагаемого для одновременного усвоения, в частой и многократной повторяемости содержания при небольшом увеличении объёма и усложнения. Процесс обучения строится линейно-концентрически и осуществляется различными методами.

Формирование навыка финансовой грамотности у детей дошкольного возраста осуществлялось по следующим направлениям:

  • в совместной деятельности со взрослым;
  • в самостоятельной деятельности;
  • через взаимодействие с родителями.

Каждое из указанных направлений занимает свое место в педагогическом процессе и является необходимым для наиболее эффективного решения поставленных задач.

Во время развивающих ситуаций используются дидактические игры, модели, ситуации, которые включаются в структуру образовательной деятельности, ведущая роль которой отведена педагогу. Во время взаимодействия с детьми создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком. Взрослый выступает в позиции партнера детей, участвующих в совместной деятельности, партнера-инициатора. Заинтересовав детей своим примером и участием, демонстрируя образцы деятельности, важно вовлечь детей в работу. Воспитатель поощряет, учитывает детскую инициативу в развертывании деятельности, обеспечивает условия для деятельности с «открытым концом» так, чтобы дети при желании могли продолжать ее самостоятельно, пока не исчерпают свой интерес во время работы.

В самостоятельной деятельности используются дидактические игры, модели, которые дошкольник выбирает и проигрывает сам. Взрослый находится за «кругом» детской деятельности, создаёт развивающую среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами, одновременно являясь потенциальным партнером, готовым подключиться к их активности при просьбах о поддержке и помощи, в реализации их свободных замыслов.

При взаимодействии с родителями используются различные формы работы: индивидуальные беседы, консультации, семейная мастерская по изготовлению оборудования для создания образовательной среды в группе.

Можно сделать вывод о том, что формирование навыка финансовой грамотности для каждого ребёнка требует индивидуальной детализации. Дошкольники проявляют большой интерес к бюджету своей семьи. Понимание соотношения доходов и расходов, знание их происхождения помогло детям правильно относиться к реалиям современной жизни. Таким образом, вовлечение семьи в образовательную деятельность дошкольного учреждения позволило обеспечить единство педагогических воздействий, добиться взаимопонимания и взаимодействия, а также повысить эффективность проведенной работы.

Текст статьи
  1. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. Запорожца А. В. и Давыдова В. В. М., Просвещение, 2000. – 245 с.
  2. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. – 2003. – №4. – С. 55.
  3. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. – 2003. – №4. – С. 103.
  4. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. – 2009. – №7. – С. 8.
  5. Власова И.В. Готовим ребенка к жизни // Детский сад от А до Я. – 2003. – №4. – С. 140.
  6. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.
  7. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, – СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176 с.
  8. Шатова А.Д. Обсуждая проблему «Экономика и … дети»// Детский сад от А до Я. – 2003. – №4. – С. 148.
Список литературы