научный журнал «Актуальные исследования» #11 (38), март '21

Взрывные устройства: понятие, виды, проблемы и способы обезвреживания

В статье рассматриваются вопросы, связанные с основной характеристикой взрывов, взрывных устройств и взрывчатых веществ. Кроме того в ней раскрывается понятие и дается классификация взрывных устройств и их элементов. Взрывчатые вещества являются концентрированными источниками энергии. Число приготовленных и известных до настоящего времени взрывчатых веществ исчисляется тысячами, и опытному химику всегда легко скомбинировать по своему желанию и в зависимости от целей всё новые и новые взрывчатые вещества. По своему внешнему виду они бывают самых разнообразных цветов и имеют самые разнообразные формы. В настоящее время взрывчатые вещества широко применяют в военном деле и различных отраслях народного хозяйства, их широко используют в горной промышленности, при строительстве, на гидромелиоративных работах, в сельском хозяйстве, при борьбе с пожарами, они находят применение при резке, штамповке, сварке, упрочнении металлов и в других областях техники, а также мы имеем примеры негативного применения взрывчатых веществ и взрывных устройств при совершении террористических актов. В последнее время участились случаи терроризма, поэтому для борьбы с ними также необходимы глубокие знания взрывчатых веществ, их принцип действия и основные характеристики.

Аннотация статьи
технические средства
взрывное устройство
взрывчатое вещество
поражающее действие
Ключевые слова

Взрывное устройство – это техническое устройство одноразового применения, обладающее способностью взрываться, изготовленное особым образом и предназначенное для поражения или уничтожения людей, а также повреждения различного рода объектов. Состоит из объединения заряда взрывчатого вещества и средства его взрывания.

Любое взрывное устройство включает в свой состав два ключевых элемента: заряд взрывчатого вещества и средство инициирования, без которых невозможно осуществить взрыв. Помимо основных элементов существуют дополнительные. К ним относятся механизмы приведения в действие взрывного устройства, корпус или оболочка взрывного устройства, предметы маскировки, дополнительные поражающие элементы. Наличие дополнительных элементов варьируется в зависимости от назначения взрывного устройства и принципа его действия. Устройство признается взрывным, если оно соответственно содержит все перечисленные признаки.

Существует множество классификаций взрывных устройств, но самая основная – по срокам действия:

  1. Взрывные устройства замедленного действия. Срабатывают по истечении заранее установленного промежутка времени, от нескольких минут до нескольких часов.
  2. Взрывные устройства короткозамедленного действия. Время замедления составляет от 3 до 10 секунд.
  3. Взрывные устройства мгновенного действия. Срабатывают от различного рода внешних воздействий, мгновенно. К примеру, при нажатии, натяжении или обрыве проволоки.
  4. Взрывные устройства смешанного действия. Срабатывают при попадании в преграду или на землю, а также через несколько секунд после срабатывания накольного механизма, в случае если взрывное устройство не встретило преграду.

При совершении преступлений преступники применяют взрывные устройства промышленного и самодельного изготовления. Первые подразделяются на взрывные устройства военного и хозяйственного назначения.

Основными видами взрывных устройств военного назначения являются боеприпасы и имитационные средства.

В основном среди боеприпасов чаще всего при совершении преступлений используются средства ближнего боя, такие как реактивные и ручные гранаты, гранатомёты и пр.

Имитационные средства – это устройства, имитирующие действие различных боеприпасов в виде взрыва или выстрела и предназначенные для обучения личного состава войсковых соединений и создания имитации боевой обстановки. Имитационные средства снаряжаются взрывчатыми веществами метательного действия, пиротехническими составами, а нередко и бризантными взрывчатыми веществами, что дает им возможность наносить телесные повреждения различной степени тяжести. Чаще всего при совершении преступлений применяются взрывпакеты, электровзрывпакеты, имитационные патроны и пр.

По мощности взрывные устройства подразделяются на взрывные устройства большой мощности, с зарядами массой более 250 г. в тротиловом эквиваленте; средней мощности, с зарядами массой от 100 до 250 г; малой мощности, с зарядами массой до 50-100 г.

В зависимости от механизма приведения взрывного устройства в действие различают устройства механического, электрического, огневого, химического и комбинированного типов.

В настоящее время различные виды взрывных устройств используются террористами в местах большого скопления людей. Чаще всего такими местами являются различные виды транспорта: железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, авиатранспорт и морской транспорт. Рассмотрим порядок предотвращения взрыва на борту воздушного судна.

  1. При обнаружении взрывного устройства или любого подозрительного предмета, не имеющего владельца, необходимо передать диспетчеру органа управления воздушным движением его описание, место обнаружения и действовать в соответствии с указаниями специалистов по обезвреживанию взрывных устройств.
  2. Оперативно пересадить пассажиров на максимально удалённое расстояние от местонахождения опасного предмета. Как правило, не менее чем на 4 ряда кресел. Если предполагаемое взрывное устройство находится под салоном, находящиеся вверху кресла должны быть свободными;
  3. При возможности произвести срочную посадку, взрывное устройств оставить на месте, предохранить от влаги, накрыв полиэтиленом, и обложить мягкими, мокрыми предметами, поглощающими взрывную волну и уменьшающими опасность возникновения пожара.
  4. В случае невозможности произвести срочную посадку экипаж после получения необходимых рекомендаций диспетчера органа УВД может принять решение о перемещении обнаруженного взрывного устройства или подозрительного предмета.

Рассмотрим некоторые проблемные моменты относительно обнаружения взрывного устройства на борту воздушного судна.

«При нахождении воздушного судна в полёте на эшелоне найденное взрывное устройство предлагается покрыть полиэтиленом и обложить увлажнёнными подушками, одеялами, предметами одежды и другими взрывопоглощающими материалами», – данная рекомендация относится к разряду тех, выполнение которых может привести к несанкционированному срабатыванию целого ряда довольно распространённых в последнее время взрывных устройств. А именно: противопехотных фугасных мин с нажимным датчиком цели типа ПМН, ПФМ-1, ПМД-6. Такая мина, будучи приведённой из транспортировочного положения в боевое, срабатывает при воздействии на неё нажимного усилия 100 грамм и более и не срабатывает при отсутствии такого воздействия. При применении на борту воздушного судна предлагаемого в проекте средства защиты от угрозы взрыва исключается необходимость накрывать взрывное устройство смоченным материалом, а как следствие исключается вероятность нажимного воздействия.

«При обнаружении взрывного устройства необходимо продумать вопрос о его перемещении в наименее опасное место размещения на борту воздушного судна в соответствии с руководствами эксплуатации конкретных типов самолётов». В большинстве случаев на всех типах воздушных судов рекомендуется располагать взрывное устройство у входной двери, вплотную к её обшивке. Такая схема размещения продиктована мыслью, что после взрыва произойдёт быстрое разрушение двери и сброс избыточного давления через образовавшуюся пробоину. Однако движение тел под воздействием взрывных нагрузок начинается не в проходящей ударной волне, а в волне разгрузки, которая возникает в материале преграды только после выхода ударной волны на её свободную поверхность. При этом реальное заметное движение входной двери начнётся тогда, когда воздушная ударная волна и осколки преодолеют уже значительное расстояние по салону с нанесением соответствующего поражающего воздействия (или за счёт множественных отражений). При таком движении поражающему воздействию в первую очередь будут подвергнуты наиболее уязвимые объекты. Например, человек, контузия которого наступает при действии избыточного давления во фронте ударной волны 0,1 атм. и более. К тому же, двери представляют собой довольно толстостенную многослойную конструкцию.

Существуют различные технические средства, обеспечивающие безопасность устранения обнаруженных взрывных устройств или предотвращение их срабатывания до прибытия специалистов:

  1. Противоосколочные одеяла на основе баллистической стойкой ткани СВМ. Они могут быть эффективно использованы для локализации действия взрыва как осколочных, так и фугасных боеприпасов различных типов.
  2. Контейнеры «Плутон-1» и ЭТЦ-2. Позволяют предотвратить поражение окружающих людей и оборудования при взрыве в их рабочей камере с массой заряда взрывчатого вещества до 400 г в тротиловом эквиваленте.
  3. Локализаторы взрыва «Фонтан». Представляют собой переносные многокамерные контейнеры, заполненные специальной эмульсией, по контуру которых выполнен противоосколочный экран на основе арамидных волокон. Поражающее действие ударной волны при взрыве заряда, накрытого изделием «Фонтан», уменьшается в 10-20 раз, а количество осколков при подрыве ручных гранат – более чем в 10 раз.

Таким образом, внедрение, широкое распространение и своевременное использование технических средств обеспечения транспортной безопасности позволят успешно противостоять актам террора и незаконного вмешательства, что обеспечит стабильную и эффективную работу транспортного комплекса в современных условиях.

Текст статьи
  1. Малышенко Ю.В. Инспекционно-досмотровые комплексы. Особенности конструкции и работы на ИДК HCV Mobail: учебное пособие. –Домодедово: ВИПК МВД России, 2008.
  2. Гайко П.Н., Казуров Б.К., Карлин В.С., Руденок В.П. Основы применения технических средств таможенного контроля: учебник. М.: 2016.
  3. Харитонов А.Н., Целуйко А.В., Пирогова Л.К., Абасов М.М. Выявление потенциально опасных лиц при осуществлении допуска посетителей и персонала на объекты воздушного транспорта. Профайлинг: учебное пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2017.
  4. Памятка сотруднику полиции территориальных органов МВД России на транспорте, проводящему досмотровые мероприятия: учебное пособие. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2018.
  5. Харитонов А.Н., Моховиков О.В., Селезнев С.А., Чаптыков О.А., Руденок В.П. Основы обеспечения общественного порядка (в перевозочном и технологическом секторах объектов транспортной инфраструктуры) органов внутренних дел Российской Федерации на транспорте: учебно-практическое пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2020.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 23 октября по 29 октября
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
02 ноября
Загрузка в eLibrary
02 ноября
Рассылка печатных экземпляров
10 ноября