Внедрение информационно-коммуникационных технологий сберегает время как на уроке, при объяснении нового материала, так и при подготовке к нему, воодушевляет учителей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост учителя и компетентность родителей, освобождает от малопродуктивного рутинного труда. Применение информационно-коммуникационных технологий в работе учителя усиливает положительную мотивацию обучения, соответственно, вместе с этим приходит рост качества знаний и успеваемости, повышается его эффективная сторона.
Актуальность: в настоящее время концепция внедрения информационно-коммуникационных технологий все активнее проникает в различные сферы деятельности человека. Система образования не является исключением. В связи с этим профессиональная деятельность педагога претерпела значительные изменения, умелое применение ИКТ и дистанционных образовательных технологий становится весьма актуальным.
Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и образовательном стандарте нового поколения. Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы по ФГОС. Ее основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ:
- информационно-коммуникационных технологий;
- возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;
- индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;
- создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования.
Возможности ИКТ позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у школьников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. Поэтому в систему школьного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.
Все это предъявляет качественно новые требования и к образовательному процессу в целом – первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.
В условиях школьного образования возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах деятельности:
- работа с часто болеющими детьми;
- работа с обучающимися во время актированных дней или карантина;
- работа с одаренными детьми;
- участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, проектах;
- подготовка к экзаменам (ВПР, ГИА).
Использование платформы «Открытая школа» открывает для учителя-предметника новые возможности и особенности в преподавании своей дисциплины. При изучении любой дисциплины с использованием платформы дает обучающимся возможность поразмышлять и принять участие в создании элементов урока, что несомненно способствует развитию интереса обучающихся к любому предмету. Если включать технологию в процесс обучения, то это способствует повышению эффективности проведения уроков, освобождает учителя от будничной работы, усиливает привлекательность подачи материала, варьирует формы обратной связи.
В современном мире требуется, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием информационно-коммуникационных технологий, а употребление информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – это один из способов повышения мотивации обучения. Информационно-коммуникационные технологий способствуют развитию творческой личности не только учащегося, но и самого учителя, использование таких технологий способствует реализации главных человеческих потребностей – общению, образованию.
Платформа «Открытая школа» помогает учителю выстроить индивидуальные образовательные траектории и автоматизировать процесс проверки домашних заданий. Представленные виртуальные симуляторы, разноуровневые материалы, практические задачи, доступные в уроках, позволят организовать внеурочную деятельность во время карантина интересно и эффективно для каждого ученика.
Уроки состоят из обучающих материалов (анимационные ролики, тексты) и проверочных тестов, а также тренажеров. Учитель может задать выбранный урок в качестве домашнего задания, как для всего класса, так и индивидуально. Учителю предоставляется статистика выполнения домашних заданий учениками, как по всему классу, так и индивидуально по каждому ученику с отображением ошибок.
Остановимся подробнее на некоторых моделях.
Фронтальная модель.
Эту модель можно применить при наличии в классе оборудованного рабочего места учителя (компьютер или ноутбук с выходом в сеть Интернет, проектор и экран или интерактивная доска) возможна организация учебного процесса с использованием электронных образовательных ресурсов «Открытой школы». В зависимости от типа контента (видео, анимация, интерактивные упражнения и тренажёры) формат работы может меняться.
Модель Перевёрнутый класс.
Основная идея реализации данной модели заключается в следующем: в качестве домашнего задания учащимся предлагается знакомство с новым материалом с использованием электронных образовательных ресурсов, видеолекций, учебников, раздаточного материала, а на уроке больше внимания уделяется решению практических задач, отработке необходимых навыков и обсуждению вопросов, вызывающих наибольшие затруднения у учащихся. Для реализации данной модели необходимо наличие компьютера (планшета, ноутбука, смартфона) с выходом в сеть Интернет у учащихся дома.
Модель Смена рабочих зон.
Если в рамках урока у вас есть возможность использовать 5-10 технических устройств (ноутбуков, планшетов), то можно реализовать модель смешанного обучения «Смена рабочих зон». Для организации урока в данной модели необходимо продумать наличие нескольких рабочих зон, в которых учащиеся будут решать различные учебные задачи. Например, зоны могут быть следующие: «Зона решения практических задач», «Зона исследования», «Зона работы в группе», «Зона проверки знаний» и т. д. Весь класс делится на несколько групп (по количеству зон), и в течение урока происходит переход каждой группы от одной зоны к другой (смена зон происходит по сигналу учителя). Таким образом, все группы к концу урока смогут выполнять задания в каждой зоне. Не рекомендуется создавать более четырех рабочих зон, потому что тогда сокращается время работы в каждой зоне. Тяжело будет точно выполнить все задачи, поставленные учителем. При реализации этой модели в некоторых зонах можно использовать задания ресурса «Открытая школа» [9].
Образовательная платформа «Открытая школа» позволяет сделать любой урок не только интерактивным, но и интересным для всех учащихся класса. С использованием функционала онлайн-платформы мы получаем возможность организовать учебный процесс в любом месте и в любое время, необходимо только наличие компьютера и доступа к сети Интернет. Образование становится еще более доступным для каждого ученика.