научный журнал «Актуальные исследования» #11 (38), март '21

Использование информационно-коммуникационных и дистанционных технологий на основе контента платформы «Открытая школа»

В статье рассматриваются изменения в школьном образовании, связанные с внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс. Осуществление которых реализуется школой через решение тактических, методических и организационных задач.

Аннотация статьи
информационно-коммуникационные технологии
платформа «Открытая школа»
дистанционные технологии
Ключевые слова

Внедрение информационно-коммуникационных технологий сберегает время как на уроке, при объяснении нового материала, так и при подготовке к нему, воодушевляет учителей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост учителя и компетентность родителей, освобождает от малопродуктивного рутинного труда. Применение информационно-коммуникационных технологий в работе учителя усиливает положительную мотивацию обучения, соответственно, вместе с этим приходит рост качества знаний и успеваемости, повышается его эффективная сторона.

Актуальность: в настоящее время концепция внедрения информационно-коммуникационных технологий все активнее проникает в различные сферы деятельности человека. Система образования не является исключением. В связи с этим профессиональная деятельность педагога претерпела значительные изменения, умелое применение ИКТ и дистанционных образовательных технологий становится весьма актуальным.

Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и образовательном стандарте нового поколения. Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы по ФГОС. Ее основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ:

  • информационно-коммуникационных технологий;
  • возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;
  • индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;
  • создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования.

Возможности ИКТ позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у школьников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. Поэтому в систему школьного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.

Все это предъявляет качественно новые требования и к образовательному процессу в целом – первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

В условиях школьного образования возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах деятельности:

  • работа с часто болеющими детьми;
  • работа с обучающимися во время актированных дней или карантина;
  • работа с одаренными детьми;
  • участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, проектах;
  • подготовка к экзаменам (ВПР, ГИА).

Использование платформы «Открытая школа» открывает для учителя-предметника новые возможности и особенности в преподавании своей дисциплины. При изучении любой дисциплины с использованием платформы дает обучающимся возможность поразмышлять и принять участие в создании элементов урока, что несомненно способствует развитию интереса обучающихся к любому предмету. Если включать технологию в процесс обучения, то это способствует повышению эффективности проведения уроков, освобождает учителя от будничной работы, усиливает привлекательность подачи материала, варьирует формы обратной связи.

В современном мире требуется, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием информационно-коммуникационных технологий, а употребление информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – это один из способов повышения мотивации обучения. Информационно-коммуникационные технологий способствуют развитию творческой личности не только учащегося, но и самого учителя, использование таких технологий способствует реализации главных человеческих потребностей – общению, образованию.

Платформа «Открытая школа» помогает учителю выстроить индивидуальные образовательные траектории и автоматизировать процесс проверки домашних заданий. Представленные виртуальные симуляторы, разноуровневые материалы, практические задачи, доступные в уроках, позволят организовать внеурочную деятельность во время карантина интересно и эффективно для каждого ученика. 

Уроки состоят из обучающих материалов (анимационные ролики, тексты) и проверочных тестов, а также тренажеров. Учитель может задать выбранный урок в качестве домашнего задания, как для всего класса, так и индивидуально. Учителю предоставляется статистика выполнения домашних заданий учениками, как по всему классу, так и индивидуально по каждому ученику с отображением ошибок.

Остановимся подробнее на некоторых моделях.

Фронтальная модель.

Эту модель можно применить при наличии в классе оборудованного рабочего места учителя (компьютер или ноутбук с выходом в сеть Интернет, проектор и экран или интерактивная доска) возможна организация учебного процесса с использованием электронных образовательных ресурсов «Открытой школы». В зависимости от типа контента (видео, анимация, интерактивные упражнения и тренажёры) формат работы может меняться.

Модель Перевёрнутый класс.

Основная идея реализации данной модели заключается в следующем: в качестве домашнего задания учащимся предлагается знакомство с новым материалом с использованием электронных образовательных ресурсов, видеолекций, учебников, раздаточного материала, а на уроке больше внимания уделяется решению практических задач, отработке необходимых навыков и обсуждению вопросов, вызывающих наибольшие затруднения у учащихся. Для реализации данной модели необходимо наличие компьютера (планшета, ноутбука, смартфона) с выходом в сеть Интернет у учащихся дома.

Модель Смена рабочих зон.

Если в рамках урока у вас есть возможность использовать 5-10 технических устройств (ноутбуков, планшетов), то можно реализовать модель смешанного обучения «Смена рабочих зон». Для организации урока в данной модели необходимо продумать наличие нескольких рабочих зон, в которых учащиеся будут решать различные учебные задачи. Например, зоны могут быть следующие: «Зона решения практических задач», «Зона исследования», «Зона работы в группе», «Зона проверки знаний» и т. д. Весь класс делится на несколько групп (по количеству зон), и в течение урока происходит переход каждой группы от одной зоны к другой (смена зон происходит по сигналу учителя). Таким образом, все группы к концу урока смогут выполнять задания в каждой зоне. Не рекомендуется создавать более четырех рабочих зон, потому что тогда сокращается время работы в каждой зоне. Тяжело будет точно выполнить все задачи, поставленные учителем. При реализации этой модели в некоторых зонах можно использовать задания ресурса «Открытая школа» [9].

Образовательная платформа «Открытая школа» позволяет сделать любой урок не только интерактивным, но и интересным для всех учащихся класса. С использованием функционала онлайн-платформы мы получаем возможность организовать учебный процесс в любом месте и в любое время, необходимо только наличие компьютера и доступа к сети Интернет. Образование становится еще более доступным для каждого ученика.

Текст статьи
  1. Гурьев С.В. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений. http://www.rusedu.info
  2. Ткаченко, И.С. Методика использования электронной презентации на уроке [Текст] / И. С. Ткаченко, О. В. Антропова // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2008. – №5 (15). – С. 165-166 (Информатика и информатизация образования).
  3. Хахалева Н.Н. Роль компьютера в процессе овладения орфографией // Русский язык в школе. 2001. №1. С. 13-18.
  4. http://www.school2100.ru/upload/iblock/ - А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. Как готовить учителей к введению ФГОС.
  5. Материалы образовательной платформы «Открытая школа», https://2035school.ru/edu/materials/general/
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 октября по 22 октября
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
26 октября
Загрузка в eLibrary
26 октября
Рассылка печатных экземпляров
03 ноября