Формирование доброжелательных отношений между детьми в разновозрастной группе детского сада
научный журнал «Актуальные исследования» #11 (38), март '21

Формирование доброжелательных отношений между детьми в разновозрастной группе детского сада

В статье описан опыт по формированию доброжелательных отношений между детьми в разновозрастной группе детского сада. Рассматривается актуальность проблемы и способы решения.

Аннотация статьи
методы
технологии
опыт
приемы
разновозрастная дошкольная группа
доброжелательные отношения
Ключевые слова

Формирование доброжелательных отношений между детьми – это одна из актуальных проблем, которая возникла у меня в разновозрастной дошкольной группе. Ведь дошкольная разновозрастная группа – это первое социальное объединение детей, в котором объединяются дети, разные по своим физическим и умственным возможностям, интересам, представлениям, умениям, склонностям, предпочтениям т. д. Отношения между такими разными детьми имеют свою специфику и существенно отличаются от межличностных отношений в гомогенной группе, где каждый ребенок должен уметь слушать и понимать другого ребенка или взрослого, от этого зависит его будущий успех в личностном общении. Умение общаться приобретается ценой усилий. Все хотят видеть ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими детьми и взрослыми. Поэтому, надо как можно раньше обращать на это внимание, и тогда будет меньше проблемных ситуаций у ребенка. Далеко не всегда отношения с другими складываются легко и гармонично. Уже в группе детского сада существует множество конфликтов между детьми, которые являются результатом искаженного пути развития межличностных отношений. Очень часто у дошкольников можно увидеть высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, а повышенная агрессивность является одной из наиболее встречающихся проблем в детском коллективе, что в свою очередь снижает продуктивный потенциал, сужает возможности полноценного общения, деформирует личностное развитие. Агрессивный ребенок создает массу проблем не только окружающим, но и себе.

Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у дошкольников являются:

  • создание эмоционально-положительного климата в группе;
  • моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к окружающим.

Доброжелательность характеризуется как желание человеком добра другому человеку, его готовность содействовать благу других людей. И применение доброжелательных технологий поможет формированию доброжелательных отношений в разновозрастной группе. Доброжелательные технологии для детей в дошкольной организации – это совокупность методов, приемов, форм взаимодействия педагогов с детьми, основанных на уважении личности ребенка, способствующем развитию у детей таких ценных качеств, как направленность на партнера по взаимодействию, положительное отношение к другим людям, способность действовать в пользу другого человека.

Мы начали с правил поведения детей в группе. Формулировали их сами дети, опираясь на конкретные события, ситуации в группе. Правила были коммуникативные, которые регулировали взаимоотношения между детьми и организационные. Технология ведения и соблюдения правил предусматривает, что правила вводятся постепенно, поэтапно; правила должны быть четкими, с объяснением, почему нужно делать именно так; правила должны периодически повторяться.

Вот эти правила:

  1. относись к окружающим так, как хочется, чтобы относились к тебе;
  2. хочешь играть, попроси разрешения;
  3. если начал игру с другом, не бросай ее без его согласия;
  4. играя, думай, чем помочь товарищам;
  5. если предложение товарища интереснее, поддержи его;
  6. будь доброжелателен при выборе партнера на роль, которая нравится тебе;
  7. не ссорься, если приходится отстаивать свои права, свою позицию, то делай это вежливо;
  8. внимательно выслушивай всех участников;
  9. не требуй для себя все время главных ролей;
  10. будь справедливым в игре;
  11. если рядом кому-то грустно, поговори, поиграй с ним: в следующий раз помогут тебе.

Если правила нарушались, то хвалили детей, которые выполняли правило; оценивали поведение, а не ребенка; ни в коем случае не наказывали ребенка, а давали возможность оценить последствия своего поведения. Требования, посредством которых добиваются от ребенка определенных форм поведения, несут на себе отпечаток личностных качеств взрослого. Готовность ребенка следовать указаниям старших с чувством ответственности возникает как естественное следствие их контакта. Данные правила способствовали установлению добрых отношений между детьми. Помогали дошкольникам лучше узнать друг друга, наладить контакты, основываясь на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и возникающей взаимной симпатии.

Так же отличным подспорьем в формировании доброжелательных отношений между детьми в разновозрастной дошкольной группе является использование методики «Школа добрых волшебников» В. Холмогоровой. Эта методика не рассчитана на какой-то определенный возраст. Технология реализации основной идеи методики заключается в последовательном проведении нескольких этапов работы, направленных на привлечение внимания ребенка к окружающим, формирование чувства общности и сопричастности с ними. В результате чего дети начали видеть друг друга, общаться друг с другом.

Продуктивная деятельность, а именно рисование на общем листе, представляет собой групповую деятельность детей с пространственными и предметными ограничениями. Это развивает партнерские отношения в группе, учит детей сотрудничеству друг с другом.

Форм, методов, приемов для формирования доброжелательных отношений в группе очень много. Рассмотрим некоторые.

 

Рис.

Работая по этой проблеме, я старалась подойти со всех сторон, применить как можно больше методов, приемов, технологий, благодаря чему результаты не заставили себя долго ждать. В итоге: в группе эмоциональная среда заметно улучшилась, конфликтных ситуаций стало намного меньше, дети стали отзывчивее, вежливее, научились уступать друг другу, уровень нравственного поведения в детском коллективе повысился.

Текст статьи
Ведется прием статей
Прием материалов
c 15 мая по 21 мая
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
25 мая
Загрузка в eLibrary
25 мая
Рассылка печатных экземпляров
02 июня