Святая гора Афон – земной удел Пресвятой Богородицы

Святая гора Афон – земной удел Пресвятой Богородицы

В статье рассматривается возникновение и развитие монашества на Святой горе Афон, ее влияние на развитие монашества.

Аннотация статьи
монастыри
монашество
Пресвятая Богородица
Святая гора Афон – монашеское «государство»
Ключевые слова

Святая Гора Афон – географически полуостров в Восточной Греции, представляющий собой гору высотой 2200 метров над уровнем моря.

Гора Афон – автономная область в Греции на полуострове Халкидики – место, где запрещено появление любых существ женского пола, а также домашних животных и птиц.

Столицей Святого Афона является город Карея (это слово означает «орех», что подтверждается самой местностью, где много орешника), в котором осуществляется верховное самоуправление и суд. По форме правления Афон напоминает монашескую республику [3].

Карея представляет собой монашеский городок, расположенный на северо-восточном склоне Святой Горы. Это слово означает «орех», что подтверждается самой местностью, где много орешника. Неофициально данное место считается столицей Афона.

Афон представляет собой монашескую республику, каждый монастырь имеет свой устав. Высшие органы управления и правосудия находятся в Карее и называются Протатом. Протат включает в себя Кинот и выборный из Кинота совет – Эпистасию.

В Кинот входят представители каждого монастыря. Они имеют исполнительную и распорядительную власть. Эпистасия выбирается ежегодно и поочередно из всех монастырей по одному представителю из каждых пяти монастырей, так как монастыри разделены на четыре пятерицы. Первое лицо из четырех эпистатов – прото-эпистат. Прото-эпистатом могут быть лица только из пяти главенствующих монастырей обыкновенно по очереди: Лавра, Ватопед, Ивер, Хиландар и Дионисиат. В Карее находятся подворья каждого афонского монастыря, таможенное и полицейское управление, почта, магазины, медицинский пункт [3].

В Карее расположен храм Пресвятой Богородицы. Согласно преданию он был основан в 335 году Константином Великим. В этом храме хранятся чудотворные иконы: икона Божией Матери «Достойно есть», икона Спасителя, а также икона Божией Матери «Млекопитательница».

Гора стала называться Святой, так как прославилась подвигами и делами подвизавшихся монахов.

События, связанные с посещением Афона Богородицей, свидетельствуют о начале христианской эры в этих землях.

В IV веке на Афоне появляются первые монахи, которые вели отшельнический образ жизни, затем в VII веке стали возникать небольшие обители. В связи с тем, что поселение монахов стало возрастать, византийский император Константин IV предал этот полуостров инокам.

Первый крупный монастырь был основан святым Афанасием Афонским в 963 году. Святой является основоположником иноческой жизни на Святой Горе. В настоящее время обитель святого Афанасия известна как Великая Лавра.

Во времена своей славы Святой Афон включал 180 православных монастырей. Статус автономии под покровительством Византийской империи республика получила в 972 году.

Как отмечает Бегичева В., Афону пришлось не раз переживать бедствия. В начале XIII века он находилась под властью католичества, потом в XV веке был завоевана турками [5].

Афон находился под властью Рима до принятия императором Константином Великим указа о даровании свободы вероисповедания христианам.

Как отмечает Шмеман А., в VII веке в силу завоеваний арабами Египта, Палестины и Сирии христианам и инокам пришлось покинуть эти земли. Согласно постановлению VI Вселенского собора, большинство из них отправились в византийские монастыри, в том числе расположенные и на Афоне [6].

К IX веку иноки по решению власти стали преимущественно владеть Афоном. С этого времени численность иноков возросла, стали появляться православное славянское иночество.

В период упадка царской власти (1204-1261гг.) Афон разоряют, а также со стороны римского папства насаждают церковную унию с Римом. Восстановительные работы и помощь таких праведных императоров, как Андроник II и Андроник III Палеологов, Стефан Душан после гонений начинается в XIV столетии.

В период турецкого владычества с 1453, распада Византии Святой Горе удается сохранить свободу православной веры под условие платы подушной подати.

В XVI в царствования османов Селима II положение Афона ухудшилось. Спустя продолжительное время в 1830 году Греция была провозглашена независимой. С этого момента для Афона наступил мирный период.

В настоящее время Святая Гора находится под юрисдикцией Константинопольского патриарха, является частью Греческого государства.

На Афоне 20 действующих монастырей, названия которых в иерархическом порядке следующие:

1) Великая Лавра, 2) Ватопедский, 3) Иверский, 4) Хиландарский, 5) Дионисиев, 6) Кутлумушев, 7) Пантократоров, 8) Ксиропотамский, 9) Зографов, 10) Дохиаров, 11) Каракалов, 12) Филофеев, 13) Симонопетров, 14) Святого Павла, 15) Ставроникитский, 16) Ксенофонтов, 17) Григориев, 18) Эсфигменов, 19) Свято-Пантелеймонов и 20) Кастамонитов.

Таким образом, на основании вышесказанного необходимо сделать следующие выводы:

Во-первых, Святая Гора – уникальное монашеское «государство».

Во-вторых, исследование монастырей и монашества на Афоне является достаточно актуальным на сегодняшний день. Возрождение духовности идет через религию. Христианская религия всегда оказывала глубокое влияние на жизнь русского общества, так как играет огромную роль в распространении понятий добра, высокой нравственности, терпимости, прощения.

В-третьих, возникновение и развитие монашества на Афоне имеет большое значение. Афону принадлежало великое будущее в деле сохранения
и приумножения восточного духовного наследия. Пережив века вражеских нападений, пожаров, монастырь, вернее, большая группа православных монастырей, существует и сейчас, привлекая большое количество паломников.

В-четвертых, Афонская Гора оказала большое влияние на развитие монашества на Руси. Обители Афона стали примером для православного русского братства. Один из святых Киево-Печерской лавры преподобный Антоний прежде чем основать обитель на Руси продолжительное время прожил на Афоне.

Текст статьи
  1. Бегичева, В. Афон: О христианской истории священной горы / В. Бегичева // Наука и религия. – 2005. – №
  2. Кокухин, Н. Невидимые старцы, или Афон сокровенный / Н. Кокухин // Наука и религия. – 2010. – № 11.
  3. Святая Гора Афон. – URL: http://www.isihazm.ru (дата обращения 25.02.2021).
  4. Шмеман, А. Исторический путь православия / А. Шмеман. – М.: Мысль, 2003.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 31 июля по 06 августа
Осталось 7 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
10 августа
Загрузка в eLibrary
10 августа
Рассылка печатных экземпляров
18 августа