Влияние Пресвятой Богородицы на появление монастырей в I-VIII вв.

Влияние Пресвятой Богородицы на появление монастырей в I-VIII вв.

В статье рассматривается влияние Пресвятой Богородицы на становление монашества в I-VIII вв., его значение в истории для христианского мира.

Аннотация статьи
монастыри
монашество
Пресвятая Богородица
Ключевые слова

Пресвятая Дева Мария является великим примером для тех, кто выбирает путь с Богом. Она была одной из первых, кто решил посвятить свою жизнь Богу. Она показала, что добровольное девство выше семейной и брачной жизни. Подражая Ей, начиная с первых веков, многие христиане стали проводить девственную жизнь в молитве и мыслях о Боге.

Как отмечает Кулабухов В.С., начало христианского подвижничества совпадает с началом христианства. Стремление людей к Богу, к совершенствованию стало возможным после пришествия Иисуса Христа. К числу высших заповедей Христовых, которые давались не для всех, относятся Его слова об отношении к собственности (все, что имеешь, продай и раздай нищим), о безбрачии (о скопцах, которые сделали себя сами скопцами для Царства Небесного). Общины первых христиан жили этими заповедями задолго до возникновения монашества как особого церковного института [3].

С первых времен христианства и до конца III века появляется множество подвижников и подвижниц. Этих людей, добровольно отказавшихся от земной жизни, называли греческим словом «аскеты». Однако систематическое языческое преследование не давало возможности образоваться монашеству. Кроме того, Римское правительство активно преследовало по закону безбрачную жизнь.

Смирнов Е.И. указывает на то, что в I и II веках подвижничество в явном виде было явлением одиночным, подвижники жили в обществе других людей, не составляя из себя особого общества с определенными правилами жизни, и не считали своих обетов неизменными [5].

Концевич И.М. описывает подобную ситуацию словами святого Афанасия Великого: «Инок еще не знал Великой пустыни» [2].

В эпоху гонений, открытой и непримиримой борьбе с христианами монашество стало новым способом выражения непобедимости христианства. Ревнители евангельского жития решили бороться с силами зла, преобладавшими в эпоху гонений, в пустыне, уходя от мирской жизни. Удалявшиеся в пустыню подвижники – аскеты получили название анахоретов, т.е. отшельников, пустынников.

Переселение в пустыню начинается в Египте, и сразу же начинают образовываться два пути монашеской жизни: отшельнический (уединенный) и общежительный. Преподобный Иоанн Лествичник показывает их сущность: «Общежитие устроенное по Богу, есть духовная прачечная, стирающая всякую скверну и грубость и все безобразие души. Отшельничество же может назваться красильнею для тех, которые очистились от вожделения, памятозлобия и раздражительности».

Кроме того, появляются новые разновидности христианского аскетизма, такие как неусыпающие, юродивые и самый трудный путь подвижничества – столпничество. Основателем столпничества считается Симеон Столпник. Столпничество означает то, что подвижник добровольно находился в любое время на открытой площадке, сооруженной на столбе, откуда он мог проповедовать народу.

Первые христианские монастыри стали основываться в Египте в III-IV веках. Именно из этого святого места монашество стало распространяться в Азию, Палестину, Сирию и в Европу.

Православные авторы отмечают, что первой христианской общиной были апостолы Христовы с их Божественным Учителем во главе. Следуя этому образцу, в пустынях Египта и Сирии возникали первые монастыри.

Слово «монастырь» образовалось путем сокращения греческого «монастирион», что значит «уединенное жилище» и обозначает общину монахов – братьев или сестер.

Губарева М.В. описывает, что в первых христианских общинах все были едины и подчинялись общему порядку. Братские отношения, основанные на взаимной любви, достигались с помощью общей молитвы, трапезы, общего труда. Монашеская жизнь была основана на постоянной молитве и размышлениях о Боге. Подвиг монахов включает две стороны: духовную (очищение от земных помыслов) и телесную (физические лишения) [1].

Как отмечает Рыбаков Б.А., значение и красота монашеского подвига в полной мере открывается в монастыре. Во время появления первых монастырей, святитель Иоанн Златоуст говорил о них как о духовных светочах, которые светят людям, приходящим издалека, привлекая всех к своей тишине [4].

Монастыри являются необходимой частью общественной жизни. Уединенные обители поддерживали духовное наследие народа, своим примером доказывали, что существует духовная, вечная жизнь, которая заключается в приближении к Богу.

Значение монастырей для христианского мира заключалось в том, что многие обители были центрами просвещения, благотворительности и миссионерского служения.

Монашество с момента возникновения становится центром Православия, оно оказывает значительное влияние на духовную жизнь Церкви. Священномученник Иоанн Восторгов говорил: «Монастыри – это как бы запасные водоемы живой воды религиозного воодушевления; они питают и увлажняют иссохшие пустыни духа мирской жизни, они дают живительную и спасительную влагу душам жаждущим».

Таким образом, на основании вышесказанного необходимо сделать следующие выводы:

Во-первых, Пресвятая Дева Мария является примером для тех, кто выбирает путь с Богом. Она показала, что девственная жизнь в молитве и мыслях о Боге выше земной жизни. Поэтому, подражая Ей, начиная с первых веков, многие христиане стали уединяться от мирской суеты.

В-вторых, с момента появления первых отшельников, в Египте начинает складываться два пути иноческой жизни: уединенный и общежительный.

В-третьих, монастыри являются необходимой частью общественной жизни. Уединенные обители поддерживали духовное наследие народа, своим примером доказывали, что существует духовная, вечная жизнь, которая заключается в приближении к Богу. Подвижники своими духовными подвигами уравновешивали ту чашу весов, на которой находились грехи, включая зависть, войны, разврат.

Необходимо отметить, что монашество сыграло огромную роль в культурной, политической и хозяйственной истории. Значение монастырей для христианского мира заключалось в том, что многие обители были центрами просвещения, благотворительности и миссионерского служения.

Текст статьи
  1. Губарева, М.В. Сто великих храмов мира / М.В. Губарева, А.Ю. Низовский. – М.: Вече, 2001.
  2. Концевич, И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древнею Руси / И.М. Концевич. – М.: Мысль, 1993.
  3. Кулабухов В.С Древнерусский монастырь / В.С. Кулабухов // Могиляньськи читання. – К.: Національний Києво-Печерський історико-культурний заповідник, 2003.
  4. Рыбаков, Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв / Б.А. Рыбаков. – М.: Наука, 1982.
  5. Смирнов, В.Г. Россия в бронзе: Памятник Тысячелетию России и его герои / В.Г. Смирнов. – Новгород: Русская провинция,1993.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа