научный журнал «Актуальные исследования» #12 (39), март '21

Социально-личностное развитие детей старшего возраста через создание интерактивного музея «Лента времени»

В статье рассматривается проблема ценностей, как наиболее актуальная в системе культурно-социальных исследований современности, проблема, интегрирующая в себе различные стороны взаимодействия человека с окружающим миром. Веками люди искали ценности в своем существовании. Музей – хранитель подлинных ценностей, обеспечивающий преемственность культуры, который способен сохранить и воспитать в новых поколениях чувство подлинности, навык непосредственного контакта с культурным наследием. Любой музей представляет собой частицу истории, а без знания истории сложно представить и построить будущее.

Аннотация статьи
традиции
гончарные изделия
предметы быта
экспонаты
экспозиции
духовное богатство
Белгородчина
Ключевые слова

Духовное богатство любого народа предопределяется его способностью сохранять свою историческую память, беречь и развивать национально-культурные традиции, формировать подрастающее поколение. Существенную роль в решении этой задачи играют музеи, которые сохраняют, реставрируют, классифицируют и экспонируют ценности истории и культуры. Каждый предмет музея – это оживший подлинник национального наследия, достояния отечества, имеющего духовную ценность. Необходимо, чтобы музейные ценности не оставались вещью в себе, а были востребованы обществом.

Современный музей не может быть кладезью раритетов, он органично вписывается в окружающую жизнь, принимает на себя обеспечение преемственности культурно-исторического развития, вовлеченный в мир духовных ценностей. Желание вернуть утраченное и сохранить вновь обретенные ценности для будущих поколений – одно из важнейших направлений музейной деятельности и обязательное условие развития музея.

С целью ознакомления дошкольников с историей и достопримечательностями Белгородчины: историческими памятниками, культурными объектами родного края на базе нашего детского сада создан интерактивный музей «Лента времени». Он представляет историю от начала древних славянских поселений до наших дней.

В основе концепции интерактивного музея заложен хронологический подход. Преимущества такого подхода – это универсальность, соответствие ФГОС, простой процесс создания и редактирования событий, возможность добавления любых медиа-файлов и видео-файлов к событиям, создание и сравнение нескольких хронологических лент, атрибутирование событий.

Более подробное изучение интерактивного музея, а также изучение новых программных продуктов и оцифровки разных предметов с использованием современной техники очень актуально в нашем, уже информационном обществе, так как современный человек всегда должен учиться, а значит совершенствовать свои навыки. Любой музей представляет собой частицу истории, и без знания истории сложно представить и построить будущее. К сожалению, в наше время мало людей, особенно подростков, которые бы интересовались музеями и историй. Через новые технологии мы привлекаем воспитанников и их родителей к изучению музея. Ведь легче и удобнее изучить виртуальный музей, чем провести традиционную экскурсию. Во время проведения работы по организации и оформлению нашего музея мы изучили много материалов по истории родного края, познакомились с достопримечательностями нашего города, историческими памятниками, культурными объектами, с духовными святынями Белогорья. В результате, мы увидели, что изучение музея с применением новых технологий и вправду интересно, значит, люди станут больше интересоваться музеями, а нашу работу в этом направлении можно будет использовать в непрерывной образовательной деятельности с детьми.

Для создания материальной базы музея мы подбирали соответствующую литературу по краеведению, необходимое оборудование, иллюстрации, фото, произведения народного и декоративно-прикладного творчества из истории жизни народа Белгородской области, изготавливали декорации и атрибуты для сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций.

В нашем музее представлено пять экспозиций. При составлении экспозиции мы использовали историко-хронологический принцип - каждая ее часть последовательно рассказывает о событии, предмете и явлении. Первая экспозиция рассказывает о появлении Белгородчины: от древних славянских поселений до наших дней. Следующая экспозиция, о жизни русского народа, о предметах быта, о гончарных изделиях, предметах домашнего обихода в «Русской избе». Экспозиция «Курская битва», рассказывает нам об ожесточенных боях в годы Великой Отечественной войны. Экспозиция «Святое Белогорье» вводит нас в мир духовных ценностей, традиций православной культуры Белгородчины, что особенно важно в работе педагога с детьми. Экспозиция «Современный город - Белый город» демонстрирует материал об успехах, достигнутых в хозяйственном и культурном строительстве города Белгорода, о людях, оставивших свой яркий след в судьбе города.

В каждой экспозиции «говорящим» оказывается любой экспонат. Все они умело, расставлены, имеют подробные подписи и комментарии. Оформленные на документальном материале, с использованием литературных источников, экспонаты имеют большую историческую ценность, являются ярким примером воспитания мужества, героизма, гуманизма. Несмотря на большой объём собранного материала, предстоит ещё много сделать: собрать материал о старейших жителях и замечательных людях города, об эпохе социализма, духовных ценностях и современности. Наша цель на данном этапе – как можно больше привлечь детей и родителей в работу музея и воспитать у них исследовательский дух и интерес к генеалогии.

В нашем музее постоянно проходят тематические выставки, конкурсы рисунков и чтецов, ежегодный конкурс патриотической песни. Для воспитанников детского сада в мини-музее педагоги совместно с детьми проводят интересные экскурсии.

 Дошкольники узнают много интересного и познавательного об истории происхождения экспонатов, о материале из которого они изготовлены. В дошкольном учреждении уже стало традицией, когда сами дошкольники выступают в роли экскурсоводов. В процессе проведения экскурсии детьми у них совершенствуется коммуникативная деятельность, пополняется словарный запас, развивается инициатива.

В день празднования дня освобождения нашего города от немецко-фашистских захватчиков в нашем мини-музее ежегодно проходят исторические фестивали, встречи с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны. Частые гости в нашем музее – родители. Они охотно включаются в мероприятия, проводимые в детском саду. Это народные праздники-посиделки, исторические квесты, викторины, семейные чаепития. Всегда очень самобытно и празднично выглядят угощения, приготовленные детьми совместно с родителями.

В мини-музее систематически проходит мастер – класс, который проводят не только педагоги нашего дошкольного учреждения, но и мастерицы декоративно – прикладного творчества села Купино Шебекинского района. Запланированные мероприятия проводятся также в непрерывной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности с педагогами и родителями в виде бесед, игр, выставок детских творческих работ. Также практические занятия проводятся с детьми и педагогами с участием социальных партнеров.

Музей «Лента Времени» актуален, так как в ходе реализации музея мы познакомились с историей возникновения и становления города Белгорода, его архитектурными сооружениями, узнали много нового о земле, где родились, смогли сравнить современный город с прошлым. В процессе мероприятий проводимых в мини-музее, у дошкольников происходит развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, формируются чувства патриотизма, любовь к родному городу, к природе родного края.

Уникальность интерактивного музея «Лента времени», заключается в особенности подачи информации, где преобладает не пассивная демонстрация экспонатов основного фонда, а их сюжетная погруженность, призывающая посетителей размышлять об исторических событиях и фактах.

Хотелось бы отметить, что детям очень нравится посещать музей, знакомиться с новыми появляющимися в музее экспонатами и интересными экспозициями. При изучении истории нашего края для нас самым важным является исторический музей «Лента времени». С помощью ленты времени можно не только знакомиться с историей, но и сопоставлять времена и события: что было раньше, что было позже или, что у нас на Белгордчине сегодня.

Таким образом, история края – это частица нашей души, нам нужно помнить свои истоки, интересоваться прошлым и настоящим, чтобы сохранить и передать будущему поколению весь накопленный материал об истории нашей Родины.

Текст статьи
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 31 с.
  2. Белгород // Города России: энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. – С. 39-41. – 559 с
  3. Иванчихин А., Першит В. Белгород: (Очерки по истории города). Белгород, 1957.
  4. Шатило И. А. «Белгородский феномен». М., 2005, «СИ».
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 27 ноября по 03 декабря
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
07 декабря
Загрузка в eLibrary
07 декабря
Рассылка печатных экземпляров
15 декабря