Значение имитационной игры при организации образовательной деятельности дошкольников в разновозрастной группе

Значение имитационной игры при организации образовательной деятельности дошкольников в разновозрастной группе

В статье проанализировано значение игры в жизни ребёнка. Раскрыты основные моменты опыта использования имитационной игры при организации образовательной деятельности дошкольников разновозрастной группы.

Аннотация статьи
игровые формы обучения
имитационная игра
подражание
Ключевые слова

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования давно и прочно укоренился во всех детских садах нашей страны. Он заложил прочный фундамент активной деятельности педагогов, их постоянного поиска, стремления найти самые совершенные способы воплощения всех требований ФГОС. Воспитатель физически, а также в силу многих особенностей образовательной организации, в которой работает, не сможет следовать всем рекомендациям, накопленным современной педагогической литературой. Наилучшей возможностью качественно исполнить свою профессиональную роль может быть только понимание того, что нет уникального метода воспитания. Педагог должен сам найти наилучший подход к своим подопечным.

Наш «Детский сад» является структурным подразделением школы и представлен разновозрастной группой, которую посещают воспитанники от полутора до семи лет – это дети с разными потребностями, особенностями, уровнем развития. Кто-то ещё не совсем умеет разговаривать и пытается произносить первые сложные слова, а кто-то уже знает буквы и хочет прочесть первые слова в книге. Одни не могут устоять, тем более усидеть на месте полминуты, и им в целях безопасности нужно постоянно уделять внимание, а с другими необходимо эффективно провести запланированное исследование какого-либо объекта природы. Часто такие условия подрывают у педагога уверенность в собственных силах, вызывают желание найти «волшебную палочку – выручалочку», чтобы успеть реализовать всё задуманное и получить хороший результат. Для нас этой волшебной палочкой стала имитационная игра.

Что является началом всех начал для ребёнка при вхождении его в жизнь, в большой мир людей, в их культуру? Малыш ещё не может говорить, но уже хватает крошечными ручонками свои первые игрушки-погремушки, реагирует на мамины песенки-потешки, прибаутки. Чуть позже он начинает подражать звукам животных, птиц, насекомых, пытается жужжать, как муха или лаять, как собачка. Играя, ребёнок всё время продвигается вперёд: сначала пробует кубик на вкус и запах, узнаёт, какие он звуки издаёт, если постучать по нему, затем в процессе игры приходит понимание, что с кубиками можно вытворять интересные вещи, строить стулья, мосты, машины, дома. Если перефразировать американского ученого Джорджа Мида, то дети в игре собирают своё «Я» [5, с.5]. Игровой процесс в жизни маленького человека является необходимым условием становления его психического и физического здоровья. У детских психиатров даже есть такой диагноз: «дети в детстве не доиграли», «игровая дистрофия детей». Существует отрасль медицины – игротерапия. С помощью игры можно провести диагностику, познать качества ребёнка, корректировать и развивать его важные психические свойства [1, с.176].

Великое воспитывающее и развивающее значение игры увидели ещё наши далёкие предки. В древнем мире (VI–IV века до н. э.) будущих воинов готовили в процессе военной игры. Марк Фабий Квинтиллиан, живший в самом начале нашей эры, утверждал: «Учение должно быть для него (ученика) забавою…» [3]. В эпоху Возрождения многие великие философы, писатели Западной Европы считали, что только в игре дети смогут постичь сложные науки. В 17 веке вышла в свет целая книга чешского педагога-гуманиста Коменского, которая так и называлась «Школа-игра». В ней автор раскрыл значение метода драматизации учебного материала. Немецкого педагога Фридриха Фребеля (18 век) по праву считают первым, кто оценил важность игры в развитии ребёнка. Однако большинство зарубежных теоретиков считали игру спонтанным проявлением. Отечественные ученые (Г.В.Плеханов, И.П.Павлов) попытались материалистически обосновать сущность и происхождение игры, а наши педагоги, мыслители (Е.А.Покровский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, П.Ф.Лесгафт и др.) внесли огромный вклад в изучение игровых форм обучения. «Малыши, ведь, подражают взрослым в своих играх. А самостоятельная подражательная игра, которая им помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое», – отмечала Н. К. Крупская [3]. В научных трудах П.Ф.Лесгафта оценено и определено значение таких понятий как имитационная игра, подражание в течение всех периодов развития человека [3].

Что же такое имитация, имитационная игра? Находим определение в безграничных кладовых Интернета. Имитация (от лат. imitatio – «подражание» голосу, почерку и т. д.) – уподобление кому- или чему-либо, воспроизведение, повторение, копирование [2]. Имитационная игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, создание подражательного объекта или явления [4].

Теперь о том, какое неоценимое значение имеет использование имитационной игры в разновозрастной группе дошкольников.

Традиционный конспект по формированию элементарных математических представлений на ознакомление дошкольников с цифрой и числом состоит из пересчитывания и сопоставления имеющегося у педагога дидактического материала: «зайчиков» и «морковок», «ёжиков» и «грибочков», «мышек» и «орешков» и т.п., изготовленных из любых подручных средств. А у нас на занятии в «зайчиков», «ёжиков» и «мышек» с помощью незатейливых масок превращаются сами ребята. Сначала необходимо им предоставить возможность несколько секунд «порезвиться» на полянке (можно пищать, сопеть, прыгать, подражая животным). Затем нашим главным героям, например, «зайчикам», даётся задание («Его можно выполнить только в полнейшей тишине!») найти себе по одной морковке. Кому не хватило? Сколько не хватило? Сколько нужно добавить? Считать друг друга гораздо интереснее, чем работать с картонными фигурками.

Знакомство с художественной литературой, фольклором невозможно без использования имитационной игры. В разновозрастной группе при обычном прочтении литературного произведения педагогом или с помощью аудиозаписи качество его восприятия «слушательской аудиторией» будет очень низкое. Эффект может повыситься, если всё представить в виде импровизированного театра. Воспитатель заранее должен предусмотреть в изучаемой сказке, рассказе распределение ролей для всех детей. Воспитанники младшего возраста у нас превращаются в деревья, цветы, тучки, траву и даже радугу, т.е. предметы неживой природы, которые присутствуют в произведении. Конечно же, необходимо вместе обсудить, как их можно изобразить: покачаться, покружиться, помахать руками и т.п. Ребятам постарше можно дать роли главных и второстепенных героев. И уже при прочтении текста воспитатель обязательно должен делать паузы, предоставляя воспитанникам свободу действий, чтобы они смогли творчески сыграть свою роль. Очень важно предлагать не только исполнять «роль», но и наблюдать за другими, подмечая различия в передаче одного и того же образа.

При умелой организации такой театр никогда не превратится в балаган, а результат удовлетворит и детей, и педагога. Но для этого должна проводиться систематическая работа по обучению воспитанников средствам речевой выразительности. Для детей младшего дошкольного возраста с этой целью предлагаются простые упражнения в имитации. Загадка – лучший здесь помощник. Педагог читает загадку, а отгадку ребята изображают, используя движения, мимику, соответствующие звуки. Со стороны воспитателя очень важен момент похвалы всех «актёров», анализ (чем отличаются представленные образы). Дошколятам старшего возраста можно давать задания на произнесение простых слов (например, вежливых) с разной интонацией (грустно, весело, просящим тоном и т.д.). Предварительной работой к этому заданию становится рассматривание смайликов или фотографий детей, передающих разное настроение.

Изучение окружающего мира тоже не обходится без подражания. Сможет ли малыш легко запомнить весенние изменения в природе? Конечно, если он вместе с другими ребятами «полетает» в стайке перелётных птиц, «растает», как сугроб, «пожурчит», как весенний ручей, расправит руки-«лепестки», как нежный первоцвет. Если исследуем свойства снега, то пробуем изобразить с помощью движений лёгкие снежинки, если знакомимся с бытовой техникой – значит, надеваем маски или прикрепляем таблички на грудь и превращаемся в холодильники, стиральные машинки, пылесосы, микроволновки.

При организации физкультурной образовательной деятельности детей самым главным помощником воспитателя также могут стать имитационные движения. Для любого упражнения в современной педагогической литературе уже придумано огромное количество образов животных, птиц, насекомых, любых знакомых для ребят предметов окружающего мира. Бери и пользуйся! Вот мы и пользуемся: ходим, как Медведи (на внешней части стопы), Пингвины (на внутренней части стопы), Петушки (высоко поднимая колени), Уточки (в полном приседе); бегаем, как Лошадки (с высоким подниманием колен), Мышки (на носочках), Обезьянки (подскоками с ноги на ногу); машем руками, как Птички, как Дровосек, изображаем Ножницы.

Имитационная игра даст свои положительные результаты, если соблюдать определённую поэтапность в процессе освоения игрового опыта. Первоначально у нас происходит знакомство с игрой по правилам, в которой взрослый предлагает эти правила, сюжеты и роли, анализирует, сравнивает, оценивает и побуждает к этому самих детей. Второй этап – это творческая ирга, где воспитанникам предоставляется свобода выбора образа в соответствии со своим опытом, эмоциями, желанием.

А ещё в разновозрастной группе стоит стимулировать ребят подражать друг другу на занятиях и в свободной деятельности. Это очень ценно для создания добрых взаимоотношений, для быстрой адаптации вновь прибывших дошкольников. Но самым главным объектом для подражания, самым активным участником в имитационной игре, конечно же, должен стать педагог.

Текст статьи
  1. Ваш ребёнок / И.И.Гребешева, Н.А.Ананьева, С.Г.Грибакин и др. – М.: Медицина, 1990. - 384 с.
  2. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
  3. Взгляды учёных и педагогов на игру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/vzglyady-uchennyh-i-pedagogov-na-igru-4259868.html
  4. Имитационные игры как одно из средств развития дошкольников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/imitacionye-igry-kak-odno-iz-sredstv-razvitija-doshkolnikov.html
  5. Шмаков, С.А. Игры-шутки, игры-минутки. - Москва: «Новая школа», 1996. – 112 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа