В государственном стандарте начального образования Республики Казахстан предусмотрены основные направления формирования научного мировоззрения, всестороннего развития детей младших классов в процессе учебной деятельности. Потому что научное мировоззрение – самая высшая форма общественного сознания. Четкая и современная проблема во время сложных изменении и социально-экономического развития в Республике Казахстан – это развитие человека в качестве основной личности общественного строя.
В стратегии Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Казахстан – 2050» были четко указаны основные направления развития современной системы образования и подготовки кадров через обновления методики обучения [1]. В том числе в специальной программе «Культурное наследие» были выдвинуты построение единой системы глубокого изучения народной культуры и мировоззрения.
Анализирование научных трудов о формировании мировоззрения личности показали, что проблема формирования мировоззрения школьников начальных классов через межпредметную интеграцию в изобразительном искусстве является объектом актуального современного научного исследования. Здесь межпредметная интеграция выполняет обязательную функцию развития. Перестроение логической структуры методики обучения, которое обеспечивает передачи знания одного предмета к другому предмету тоже повлияет на общее развитие личности. Значит, применение компетентности формирования мировоззрения младших школьников будет проходит по новой обстановке. В этом случае ученики соприкасаются с проблемой общей потребности к знаниям, это особенно будет видно по предметам естествознания, познания мира, природоведения. Поставив перед учениками познавательные задачи по межпредметной интеграции в преподавании изобразительного искусства дается хороший импульс к повышению учебной деятельности (к повышению настроения, процесса мышления, памяти, воспроизведения, развитию фантазии и речи и т.д.).
Межпредметная интеграция в начальной школе – одно из важнейших условии формирования мировоззрения школьников начальных классов. Интеграция совершается на основе широкого охвата жизненных явлений. Точками соприкосновения разных учебных предметов становятся важные нравственные положения, которые помогают формированию мировоззрения ученика, его отношения к окружающему миру, природе, обществу, самому себе.
А.А.Бейсенбаева:
- основными признаками межпредметной интеграции как важнейшего средства формирования познавательного интереса у школьников являются интегративность, избирательность, изменчивость;
- межпредметная интеграция – это относительно устойчивый педагогический феномен организации и взаимодействия элементов, в результате которого проявляются новые качества, рождается некое новое целое, в частности, такое личностное качество, как познавательный интерес;
- в составе целой межпредметной интеграции выполняет множество функций, такие как: образовательные, развивающие, воспитывающие, конструктивные [13].
«Интеграция – это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разносторонних частей и элементов». Такое определение даёт «Философский словарь» и дополняет следующими признаками: «Эти процессы могут иметь место как в уже сложившейся системе (в этом случае они ведут к повышению уровня её целостности и организованности), так и при возникновении новой системы из ранее несвязанных элементов» [14].
Важно развивать у школьников умение системно думать на основе межпредметной интеграции как метод развития научного познания. Формирование общих межпредметных понятии у школьников охватывает последнюю стадию строения межпредметной интеграции. С помощью межпредметной интеграции у учащихся появляется новый способ мышления и формируются такие способности как анализировать отдельное на основе общего, видеть общее через отдельные признаки. Нахождение новых путей решения сложных проблем, формирование умении комплексного использования знании тоже реализуются через межпредметную интеграцию. Результативность обучения учащихся во многом связаны с самостоятельным решением межпредметных проблем, с качественном использовании межпредметной интеграции в различных учебных предметах. Показатель познавательной самостоятельности в решении межпредметных проблем учениками – это овладение способами использования системы знании в мыслительной деятельности. Интеграция – объединение разных наук в формировании педагогической целостности и системности знании [15].
При организации процесса обучения изобразительному искусству на основе межпредметной интеграции у школьников начальных классов расширяется познания, повышается мышления и фантазия, развивается творческая деятельность. Все это способствуют правильному восприятию окружающего мира, повышению миропознания школьников. Обучение изобразительному искусству – это часть целостного педагогического процесса. Поэтому и преподавание изобразительного искусства охватывает основные закономерности и структуры этого процесса [14].
Стремление у детей видеть предметы и явления, все окраски цветов окружающего мира – естественное познавательное явление. Все что видят и знают показать на бумаге – это характерные действия школьников начальных классов. У них больше потребности к рисованию, которые нацелены на познании истины. Способности пространственного мышления, которые были сформированы в обучении изобразительного искусства во многом способствуют к развитию мировозренческих взглядов учеников. Это помогает узнать и познавать многие понятия, которые применяются по предметам родная речь, музыка, математика, познания мира, трудовое обучение, тем самым способствуют повышению знании у детей.
М.Орынбеков утверждает: «Мировоззрение является совокупностью понятии личности о сознании и места в обществе, результатом понятия целостности мира» [16].
На основе рассмотренных теоретические идеи, взглядов, которые связаны с важностью влияния изобразительного искусства на формирования мировоззрения школьников, мы выявили такие основные выводы нашей исследовательской работы: предметы и явления окружающего мира, которых дети должны познать с помощью межпредметной интеграции, всегда подвижны и изменчивы; все предметы, которые познаются с помощью межпредметной интеграции, подразделяются на две группы, то есть, естественные, которые создаются с помощью природы (реки, горы, небо и т.д.) и искусственные, которые создаются из рук человека (все произведении искусства, декоративно-прикладные предметы, предметы быта, средства техники и т.д.); все предметы, которые познаются с помощью межпредметной интеграции, располагаются на каком-то пространстве и передвигаются, меняется по этому пространству; все предметы и явления, которые познаются с помощью межпредметной интеграции, видны только с помощью света и через свет определяются ихние объемы, цвета и формы; все предметы, которые встречаются на природе имеют свои очертания, фактуры и типы происхождения.
В заключении, при решении задач образования, обучения и воспитания, межпредметная интеграция играет важнейшую и решающую роль в процессе формирования школьников начальных классов в преподавании изобразительного искусства. Суть образовательной системы и реализации освоения знании на уровне межпредметной интеграции – это одна из особенных путей формирования у школьников правильного понимания мира, как целостную систему.
Межпредметная интеграция в преподавании изобразительного искусства дает школьникам возможность применения теоретического знания на практике, тем самым открывает пути воспитания личности с обширными понятиями о разных отраслях науки. Межпредметная интеграция создает комплекс обширных мероприятии, которого нужно постоянно применять в учебно-воспитательном процессе начальной школы как влиятельного учебного средства формирования мировоззрения учащихся начальных классов.