Методы оценки и уровни обеспечения конкурентоспособности юридических лиц
научный журнал «Актуальные исследования» #12 (39), март '21

Методы оценки и уровни обеспечения конкурентоспособности юридических лиц

В статье рассматриваются проблемы конкурентоспособности предприятия в современном мире – залог его успеха, прибыльности и процветания. Конкурентоспособность является тем инструментом, который способствует повышению эффективности хозяйственного субъекта на рынке. Для достижения и постоянного поддержания конкурентоспособности предприятиям необходимо поддерживать завоеванные конкурентные преимущества и искать новые.

Аннотация статьи
экономическая безопасность
уровни обеспечения конкурентоспособности
методы обеспечения конкурентоспособности
конкурентоспособность предприятия
Ключевые слова

В современном мире конкурентоспособность является важным элементом в обеспечении эффективной и успешной деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в рыночных условиях необходимо постоянно искать пути развития предприятия, анализировать деятельность своих конкурентов, а также прогнозировать любые изменения, которые могут возникнуть в будущем: инфляция, рост доход населения и другие факторы.

Конкурентоспособность предприятия в современном мире – залог его успеха, прибыльности и процветания. Конкурентоспособность является тем инструментом, который способствует повышению эффективности хозяйственного субъекта на рынке. Для достижения и постоянного поддержания конкурентоспособности предприятиям необходимо поддерживать завоеванные конкурентные преимущества и искать новые.

Высокий уровень конкурентоспособности фирмы обусловливается готовностью потребителя повторно купить продукцию данного предприятия, престижностью работы на предоставленном предприятии, отсутствием претензий к предприятию со стороны общества, партнёров, акционеров.

М. А. Федянина определяет конкурентоспособность предприятия как интегральный показатель, который зависит от множества факторов. Под конкурентоспособностью понимается возможность предприятия соперничать со своими прямыми конкурентами, производить и реализовывать качественную продукцию, с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами. Предприятие считается конкурентоспособным, если потребитель готов повторно приобрести товар или услугу, также отсутствием претензий к предприятию со стороны общества, акционеров компании.

Н. Л. Зайцев характеризовал конкурентоспособность юридического лица как его возможность производить на существующих производственных мощностях в соответствии с технико-экономическими параметрами услуги или продукцию, которые и обеспечивают конкурентоспособность.

И. М. Лифиц интерпретировал конкурентоспособность как экономическую категорию, которая характеризует состояние общественных отношений в государстве по повышению эффективности национального производства, который адаптирован к изменениям мировой конъюнктуры рынка и внутреннего спроса на основании конкурентных преимуществ и достижения лучших, чем у конкурентов, социально-экономических параметров.

А. С. Жегульский и А. А. Толстых охарактеризовали конкурентоспособность как устойчивость субъекта перед лицом изменений, его адаптационные способности наряду с умением выявлять в окружающей среде так называемые «слабые сигналы», в качестве реакции на которые проявляется гибкость и изменчивость; как эффективное использование всех видов потенциала предприятия как основное условие и производства конкурентоспособной продукции, и одновременно достижения желательных финансовых и инвестиционных результатов.

М. Г. Миронов, А. В. Дементьева считают, что конкурентоспособность определяется умением компании использовать свои сильные стороны, концентрировать свои усилия на производстве таких продуктов, которые будут наиболее выигрышными как в плане качества, так и цены.

Э. Чемберлин, Дж. Робинсон придерживаются мнения, что конкурентоспособность юридического лица определяется не только как способность противостоять конкурентам, но и уметь избегать противостояния с ними, при помощи формирования новых рынков дифференцированной продукции.

Основными свойствами конкурентоспособности являются относительность и динамический характер.

Относительность – уровень конкурентоспособности фирм может быть выявлен и оценен только в сравнении с другими фирмами, которые выпускают либо одинаковые, либо аналогичные товары, в пределах определенной территории, в которой данные фирмы ведут свою деятельность. Следовательно, одна и так же фирма может быть конкурентоспособной на одной территории (город, регион), и может быть не конкурентоспособной на уровне страны или мирового рынка.

Относительность – степень конкурентоспособности компаний имеет возможность быть выявлен и оценен лишь только в сопоставлении с другими фирмами, которые выпускают или одинаковые, или подобные продукты, в границах определенной территории, в которой данные компании ведут свою деятельность. Значит, одна и та же компания имеет возможность быть конкурентной на одной территории (город, регион), и имеет возможность быть не конкурентной на уровне государства или же мирового рынка.

Динамический характер конкурентоспособности является показателем ее постоянной недостаточности, то есть из-за постоянного отставания от конкурентов фирма начинает действовать. И именно данное свойство служит постоянным толчком для фирмы, являясь одним из основных побуждающих факторов, в принятии, как стратегических, так и оперативных решений. Если же фирма перестанет принимать какие-либо действия относительно своей конкурентоспособности, то любые преимущества этой фирмы в скором времени обязательно будут скопированы или предприятие будет обогнано фирмой–конкурентом.

Внутренними факторами конкурентоспособности организации являются потенциальные возможности самой организации по обеспечению собственной конкурентоспособности.

К внутренним факторам относят: качество менеджмента и уровень квалификации персонала, производственная и организационная структура предприятия, уровень конструкторско-технологической подготовки и разработки производственных процессов, применения современных информационных технологий, функционирование системы менеджмента качества и мотивация персона на повышение качества товара, наличие и потенциал маркетинговых служб, действенность рекламы и системы связей с общественностью и другие.

Также они могут быть подразделены на динамичные и статичные. Первые определяются факторами времени, синергичностью, неопределенностью внешней среды компании и риском неэтичности партнеров по бизнесу, вторые же – качеством и ценой услуг (величиной тарифов), стоимостью дополнительных услуг, качеством транспортного обслуживания и т. д.

Оценка конкурентоспособности юридического лица необходима для разработки мероприятий, направленных на её усиление и повышение; определения контрагентов для выполнения совместной деятельности; создания и развития программ выхода организации на новые для неё рынки сбыта; реализации инвестиционного функционирования, и является необходимым компонентом обеспечения конкурентоспособности.

В настоящее время на практике используется шесть базовых подходов к оценке конкурентоспособности.

В рамках первого конкурентоспособность оценивается с точки зрения конкурентных преимуществ предприятия.

Базисом второго служит теория равновесия А. Маршала. Согласно этой теории, у юридического лица нет мотивов переходить в другое состояние, когда оно имеет максимальный уровень продаж и прибыли.

Третий подход состоит в анализе конкурентоспособности предприятия на основе оценки качества его товаров или услуг. Четвертый подход - матричный. При его использовании составляется набор матриц и осуществляется предварительный выбор стратегии.

Пятый подход имеет структурный характер. Его применение подразумевает оценку позиций предприятия с использованием таких критериев, как: степень монополизации рынка и уровень входных барьеров на рынок.

Шестой подход является функциональным. При его использовании рассчитывается соотношение между затратами и ценой, уровень загрузки производственных мощностей, объем выпуска продукции и прочие показатели. В рамках этого подхода конкурентоспособными считаются предприятия, в которых лучше организовано производство и продажа продукции, а также сформирована эффективная система управления финансами.

В структуре подхода при этом выделяются и 3 группы показателей оценки конкурентоспособности.

Первая группа включает показатели, характеризующие эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия. К ним можно отнести: отношение чистой прибыли к стоимости основных фондов, отношение чистой прибыли к объему продаж. Кроме того анализируется соотношение чистой прибыли и оборотного капитала.

Вторая группа включает показатели отдачи от использования основного и оборотного капитала. В число этих показателей входят: отношение объема реализации к чистому оборотному капиталу, отношение объема продаж к стоимости материальных активов, отношения стоимости основных фондов к общей стоимости активов, отношение объема реализации к стоимости производственных запасов и отношение стоимости производственных запасов к чистому оборотному капиталу.

Третья группа показателей включает показатели финансового состояния. В их число входят: отношение текущей задолженности к стоимости активов, отношение текущей задолженности к стоимости производственных запасов, отношение стоимости оборотных средств к текущей задолженности, отношение долгосрочных обязательств к чистому оборотному капиталу.

Последний подход к оценке конкурентоспособности предприятия является наиболее точным и максимально учитывающим динамику изменения рыночной ситуации.

После оценки необходимых показателей проводится анализ конкурентоспособности юридического лица на основе выбора следующих параметров: количества предприятий-конкурентов, находящихся в выбранном сегменте рынка; продукции конкурентов, точек сбыта и поставщиков; предпочтений потенциальных покупателей; способов привлечения новых покупателей; собственных возможностей по каждому параметру проведенного анализа деятельности конкурентов. Целью проведения анализа конкурентоспособности предприятия является реализация и защита ее прав в складывающихся условиях. Для этого необходимо выявить преимущества, внешние и внутренние, которых может добиться фирма по отношению к конкурентам.

Существует 3 уровня обеспечения конкурентоспособности организаций – тактический, оперативный, стратегический.

Тактический уровень предполагает определение комплексного состояния предприятия, его положение по сравнению с конкурентами. Методом оценки будет служить комплексная оценка финансово-хозяйственной деятельности компании, а результатом оценки тактической конкурентоспособности является выявление сильных и слабых сторон по удовлетворению потребности с точки зрения конкурентоспособности товарной массы и результативности функционирования всей организации.

Главной целью оценки конкурентоспособности компании при стратегическом подходе является анализ внутренней и внешней среды, процесс разработки долгосрочной стратегии на перспективу, включающий в себя постановку целей и миссии юридического лица, определение необходимых ресурсов, анализ и выбор стратегии. Выявляется позиция предприятия, формулируются конкурентные преимущества, позволяющие в перспективе удерживать свои позиции, а также изучаются слабые стороны, угрожающие поддержанию достигнутого положения. Методы оценки – затратный, сравнительный, доходный, опционный.

Третий подход – оперативный, где главным критерием конкурентоспособности организации является конкурентоспособность продукции. В данном подходе используется экспертный, комплексный и квалиметрический методы оценки, последний из которых позволяет сравнивать и оценивать качество объектов по отношению к мировому уровню.

Это очень многогранное понятие, которое имеет огромное количество трактовок и подходов к своему определению, а также зависит от огромного количества внутренних и внешних факторов.

Стимулирование продаж и увеличение производительности труда по выпуску конкурентоспособной продукции позволило бы улучшить финансовое положение компании (путём увеличения собственного капитала) и её уровень конкурентоспособности.

Текст статьи
  1. Положение об оплате труда и премиальных выплатах ПАО «СИБУР Холдинг»
  2. Устав Публичного акционерного общества «СИБУР Холдинг»
  3. Конкурентоспособность предприятий и производственных систем: учебное пособие/В. В. Криворотов, Ф. В. Калина, С. Е. Ерыпалов; Издательство: Юнити-Дана 2017. – 351 c. [Электронный ресурс]// URL: http://www.iprbookshop.ru/81786.html.
  4. Управление конкурентоспособностью организаций и территорий/Г. Д. Антонов, О. П. Иванова, В. М. Тумин. М.: ИНФРА-М, 2019. - 347 с.
  5. Управление конкурентоспособностью/В. А. Быков, Е. И. Комаров. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018. - 242 с.
  6. Астахова Е. В., Лещева Я. С. Направления повышения конкурентоспособности предприятия. Аллея науки. 2019. Т. 1. № 4 (31). С. 435-443.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая