Главная
АИ #12 (39)
Статьи журнала АИ #12 (39)
Использование мобильных приложений при изучении иностранного языка

Использование мобильных приложений при изучении иностранного языка

Рубрика

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

мобильные приложения
иностранный язык
Quizlet
языковые навыки

Аннотация статьи

В статье рассматриваются мобильные приложения как эффективные средства для самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранным языкам. Эти средства являются продуктивными в том случае, если задействуют все каналы поступления информации. Выполнить данную задачу способны технические средства обучения, которые на современном этапе развития включают мобильные технологии. Помимо анализа эффективности использования мобильных приложений при изучении иностранного языка в целом, в статье также приводится пример одного из наиболее часто используемых мобильных приложений.

Текст статьи

Рост и развитие цифровых, мультимедийных и социальных технологий в 21 веке кардинально изменили нашу жизнь, а накопленный опыт использования коммуникационных технологий постепенно изменил поведенческие и социальные нормы. Согласно Каплану и Хенлейну, “Социальные медиа-это группа интернет-приложений, которые строятся на идеологических и технологических основах и позволяют создавать и обмениваться пользовательским контентом” [3, с. 62]. Несмотря на то, что эти новые формы общения очень привлекательны для преподавателей иностранного языка (далее ИЯ), учащихся и составителей учебных материалов по языку, их использование в изучении ИЯ и преподавании является спорным, так как непонятно как именно они могут способствовать изучению языка и справляются ли с этой задачей.

Одним из наиболее популярных приложений по ИЯ является мобильное приложение Quizlet – бесплатный интерактивный сервис для изучения лексики из разных языков. Чтобы начать пользоваться приложением, нужно перейти по ссылке https://quizlet.com и можно сразу приступить к изучению новых слов. Приложение Quizlet имеет мобильную версию для удобства использования, но есть некоторые отличия между сайтом и приложением, несмотря на то, что основная идея сервиса остается неизменной. С точки зрения студента, Quizlet - это образовательный сервис для изучения новых слов, что довольно интересно, так как студенты могут изучать лексику во время игры. Платформа имеет различные режимы обучения. Quizlet также позволяет учителям следить за учебными программами своих учеников, так как функция рейтинга запрограммирована. С точки зрения преподавателя, Quizlet - это хорошо развитая платформа для создания лексических учебных наборов. Поскольку при языковом сочетании - английский и русский, используется следующий формат: слово на английском языке + его перевод на русский + соответствующая картинка, дополненная звуком. Одна из наиболее удобных функций данного сервиса заключается в том, что каждому слову автоматически предлагается по меньшей мере три изображения. Еще одной эффективной функцией является возможность импорта слов из Word, Excel, Google Docs и т.д. [6, с. 105].

В обзорной статье Бланки Климовой «Mobile phones and/or smartphones and their apps for teaching English as a foreign language» дана оценка 15 оригинальным статьям, и приведены следующие выводы. Во-первых, мобильные приложения являются факультативными в развитии всех навыков, особенно словарного запаса. Во-вторых, отношение студентов к использованию мобильных технологий для изучения языка позитивно. В-третьих, студенты, использующие мобильные технологии для изучения языка, более мотивированы учиться как во время, так и вне занятий [5, с. 1093].

В книге «Evaluation of the Effectiveness of the Use of a Mobile Application on Students’ Study Achievements – A Pilot Study» Бланка Климова отмечает, что в настоящее время тенденция использования мобильных телефонов в изучении ИЯ заключается в том, что они в основном используются в качестве сервиса овладения языком. В этом случае используется подход смешанного обучения (сочетание очного обучения и онлайн-обучения). Кроме того, смешанный подход особенно подходит для студентов, обучающихся дистанционно, и которые по ряду причин не могут быть вовлечены в очное изучение ИЯ.

По словам Климовой, исследования показывают, что мобильные приложения помогают развивать все языковые навыки, в первую очередь сохраняя новый словарный запас, а использование этих приложений также повышает мотивацию студентов к учебе. Использование приложений также повышает уверенность в себе, участие в занятиях и склонность студентов использовать мобильные устройства в образовании [4, с. 38].

Другой исследователь онлайн приложений, Нада Гамло подчеркивает важность мотивации к изучению ИЯ. Автор верит в использование мобильного игрового обучения языку. Тем не менее, автор концентрирует внимание на том, что приложения должны быть выбраны на основе интересов, потребностей и уровня студентов [1, с. 50]. Похоже, что проникновение смартфонов и потенциальное использование мобильных устройств делают мобильное обучение отличной возможностью для расширения возможностей в процессе образования. Мобильные устройства можно использовать для хранения учебных материалов, что значительно снижает объём бумажного материала, которые детям ранее приходилось всё время носить с собой. Кроме того, Интернет позволяет учащемуся получить доступ к интересующему его языковому контенту. С помощью онлайн приложений можно также проводить тестирование знаний по грамматике, что помогает преподавателям воспринимать, анализировать и использовать данные об успеваемости учащихся для улучшения качества образовательного процесса.

Еще одна обзорная статья Хвана и Фу имела более широкий охват, а именно 93 статьи, в которой исследования были разделены на два периода, на 2007-2011 и 2012-2016 годы соответственно. Она раскрывает следующие тенденции: во-первых, большинство мобильных средств обучения языку преподают английский как иностранный/второй язык; во-вторых, внимание исследователей было обращено в основном на студентов высших учебных заведений, тогда как дети дошкольного возраста редко становились объектом таких исследований; в-третьих, наиболее распространенными были исследования лексики; в-четвертых, мышление более высокого порядка, например, решение проблем, критическое мышление, креативность и коммуникативная компетентность, стало важным вопросом только в период с 2012 по 2016 год, тогда как до 2012 года оно вообще не появлялось в рецензируемых статьях. Согласно Хван и Фу, более ранние исследования по мобильному обучению обычно фокусировались на обучении индивидуальным языковым навыкам, тогда как в настоящее время более распространено обучение нескольким языковым навыкам в аутентичной среде обучения. Авторы также утверждают, что большинство экспертных исследований сходятся во мнении об эффективности мобильного обучения [2, с. 569].

Однако следует отметить, что в использовании мобильных приложений, при изучении ИЯ, имеются некоторые недостатки и ограничения, как технического, так и социального характера. Если мы говорим о технических недостатках, то тут следует обратить внимание на такие моменты как небольшой размер дисплея мобильного устройства, нестабильная работа Интернета или доступ к нему, малая ёмкость аккумулятора мобильного устройства, а также бесплатный доступ к онлайн приложениям. Все эти ограничения и недостатки мобильных устройств могут привести к срыву учебного процесса и к осложнениям в усвоении материала.

К социальные ограничениям можно отнести несерьезное отношение студентов при использовании мобильных устройств на занятиях. Некоторые студенты играют в игры, смотрят видео или слушают музыку в классе, что приводит к нарушению дисциплины и срыву учебного процесса. В некоторых случаях именно учителя не разрешают пользоваться телефонами в классе, так как, по их мнению, ученики не могут сосредоточиться и не могут усваивать материал должным образом. Другие студенты напротив, говорят о недостатках мобильного телефона, указывая на то, что им скучно при помощи устройства изучать учебный материал. К сожалению, одним из существенных недостатков мобильного обучения является то, что оно просто увеличивает экранное время студента за один день. Хотя, с одной стороны, мы настойчиво стремимся сократить количество времени, проводимого перед компьютером или смартфоном для обучающихся, особенно младших классов, мобильное обучение требует, чтобы обучающиеся проводили большую часть времени время перед экраном, что негативно сказывается как на физическом здоровье, так и эмоциональном. Использование мобильного обучения также может служить отвлекающим фактором, так как большая часть студентов, к сожалению, пользуются смартфонами, чтобы найти какую-либо информацию, и в конечном итоге отвлекаются, публикуют фотографии или играют в видеоигры. Таким образом, тратится энергия, которую можно было бы использовать для успешной работы.

В заключение следует отметить, что, несмотря на некоторые издержки и ограничения в использовании мобильных приложений при изучении ИЯ, этот вид обучения является наиболее важным ресурсом в мире информационных и коммуникационных технологий на данный момент. Считается, что мобильное обучение является важным фактором поддержания интереса молодежи к обучению там, где более традиционные подходы борются друг с другом. Специальные языковые мобильные приложения позволяют ускорить и улучшить процесс обучения ИЯ. Так же, они помогают выработать устойчивые языковые шаблоны, навыки общения, правила использования грамматики в иностранном языке. Обращение к таким мобильным приложениям при изучении ИЯ студентами и школьниками нелингвистических специальностей может существенно повысить качество изучения предмета. При групповом изучении языка с помощью мобильных приложений преподавателю легче следить за учениками и их работой, что является взаимовыгодным сотрудничеством в тандеме преподаватель-студент.

Список литературы

  1. Gamlo, N. The impact of mobile game-based language learning apps on EFL learners’ motivation. Engl.Lang. Teach. 2019. 12. P. 49–56.
  2. Hwang, G.-J.; Fu, Q.-K. Trends in the research design and application of mobile language learning: A review of 2007–2016 publications in selected SSCI journals. Interact. Learn. Environ. 2018. 27. P. 567–581.
  3. Kaplan, A. M., & Haenlein, M. (2010). Users of the world, unite! The challenges and opportunities of social media. Business Horizons. 53(1). P. 59–68. 
  4. Klimova, B. Evaluation of the Effectiveness of the Use of a Mobile Application on Students’ Study Achievements – A Pilot Study. 2018. P. 37-44.
  5. Klimova, B. Mobile phones and/or smartphones and their apps for teaching English as a foreign language.Educ. Inf. Technol. 2018. 23. P. 1091–1099.
  6. Курбакова М.А., Колесникова А.А. Использование приложения Quizlet в обучении техническому английскому. Педагогическое образование в России. 2019. №8. С. 103-109.

Поделиться

4503

Чурсина О. В., Сыпчу А. А. Использование мобильных приложений при изучении иностранного языка // Актуальные исследования. 2021. №12 (39). С. 26-29. URL: https://apni.ru/article/2078-ispolzovanie-mobilnikh-prilozhenij-pri-izuch

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря