Русские самоцветы: возрождение ювелирных традиций уральских мастеров
научный журнал «Актуальные исследования» #12 (39), март '21

Русские самоцветы: возрождение ювелирных традиций уральских мастеров

Минимализм, отмечаемый сегодня в брендовой одежде, однако, не стал причиной отказа от ношения ювелирных изделий, и, в некоторой степени, подтолкнул ценителей моды к приобретению ярких и неповторимых драгоценных образчиков. Украшения, разрабатываемые уральскими дизайнерами в различных стилях, могут удовлетворять запросы ценителей прекрасного, имея в своей основе необычайный природный материал и замысел исполнения.

Аннотация статьи
гранильное дело
уральские мастера-камнерезы
декоративное искусство
драгоценные камни
Русские самоцветы
Ключевые слова

В последнее время в мире моды наблюдается тяготение к упрощению стиля и отказ от вычурности и излишеств. Минимализм, победивший изысканность в том понимании, в каком мы его представляем сегодня, являет собой четко выраженную визуальную внятность и отсутствие разнообразия. Дизайнеры столкнулись с требованием общества разрабатывать прагматичные модели, предназначенные не для одного сезона. Осмысленное употребление вещей, удобных, комфортных и подходящих для любой ситуации заложили новые тенденции в моде относительно не только одежды, обуви, бижутерии и аксессуаров, но и ювелирных изделий.

Современная мода не привнесла революционных идей, не удивила необычностью новинок и трендов, но приняв интеллектуальное направление, она замкнулась на переосмысленном минимализме, подернутом, тем не менее, элегантностью и подчеркнутой индивидуальностью. Модные тренды от практически всех модных домов перекликаются схожими чертами. Если мир одежды допускает наличие схожих элементов у моделей, созданных различными кутюрье, то выпускаемые огромным тиражом одинаковые «штампованные» драгоценности, пусть даже производимые известными и всеми любимыми создателями модных брендов, таких как Louis Vuitton или Chopard, не вызывают восторга у тех, кто стремиться сохранить индивидуальность образа и осознавать, что его украшения не имеют аналога в мире.

Выполнение задачи подобного уровня подвластно исключительно тому, кто способен не производить, но создавать украшения в единственном экземпляре, дарить неповторимые образчики ювелирного мастерства тем, кто претендует иметь шедевры, выполненные по индивидуальному заказу, что, несмотря на кризис, сложившийся в экономике на протяжении последних лет, остается актуальным, поскольку чувство прекрасного является одной из природных человеческих черт.

Драгоценные металлы издревле привлекали народных умельцев своими качествами, подвигая их на создание шедевров ювелирного искусства. Технологии обработки металлов и изготовления украшений менялись со временем, совершенствуясь и упрощаясь, благодаря достижениям науки. Драгоценные и полудрагоценные камни всех цветов и оттенков, привлекли внимание золотых и серебряных дел мастеров, в один момент перевернув мышление человечества, пленив его своей красотой, сиянием и внутренней энергией. Слившись воедино в замысле мастера, драгоценные металлы и камни, стали неотъемлемой частью друг друга еще до наступления средневекового периода.

Не секрет, что драгоценные камни, будучи отнесенными в разряд полезных ископаемых, как и драгоценные металлы, добываются не по всей территории нашей планеты и не во всех странах мира. Одной из стран, издревле славящейся добываемыми в ней драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями, является Россия. История ювелирного дела, ставшего самостоятельным видом искусства, берет свое начало на Урале и насчитывает уже более трехсот лет. В течение данного периода ювелирное производство претерпело немало изменений, но сегодня оно продолжает активно развиваться наряду с другими видами декоративного искусства, и нашей целью является определить его роль и значение в моде, как феномене культуры, выявить специфические черты русского ювелирного направления в искусстве изготовления украшений с использований драгоценных камней, получивших название русских самоцветов, а также представить процесс развития русского ювелирного искусства на Урале на протяжении XX-го века, представляющего собой отдельную область художественного творчества России.

Для этого необходимо выполнить следующие задачи: исследовать историю в области русского ювелирного искусства Урала, оценить вклад русских художественных мастеров-ювелиров, проанализировать аспекты, повлиявшие на рост и развитие ювелирного производства в России в течение последнего столетия, определить факторы, повлиявшие на развитие русского ювелирного искусства Урала конца ХХ-го начала XXI-го века.

На особую роль украшений, как сферы «поспособствовавшей прежде других проявить творческое чутье, остававшееся долгое время неосознанным» первым указал Г. Земпер в середине позапрошлого века [2].  Н. Певзнер в своей книге «Пионеры современного дизайна» (1934), Г. Рид в своем труде «Искусство и промышленность» (1934), Л. Мамфор в «Технике и цивилизации» (1934), а также Дж. Глоуг, Р. Фрей, В. Гропиус и другие, поднимались проблемы трансформации ремесла в искусство. Ювелирное искусство анализировалось в творчестве таких мастеров, как Р. Лалик и Л. Тиффэни. Было отмечено, что с середины XIX века украшения подчеркивали социальный статус владельца, но уже в XX-м веке, в советский период, они превратились в средство определения индивидуальности.

Среди российских авторов советского периода следует выделить труды Ильина М. А. «Ювелирные изделия и мода» (1959), Григорьева В. Ф. и Пааса Ю. И. «Самоцветы. О композиции ювелирных изделий» (1960), Бочарова Г.Н. «Камень и оправа» (1970), Глазычева B.Л. «Язык и метод художественного проектирования (1973), Платоновой Ю. «Ювелиры России» (1979), Карпуна A.JI. «Русское ювелирное искусство» (1994), Уткина П.И. «Русские ювелирные украшения» (1998), Иванова А. Н. «Мастера золотого и серебряного дела в России» (2002), Э. И. Белицкой в книге под названием «Художественная обработка цветных камней» (2003).

Возрождение ювелирных традиций и камнерезного искусства уральских мастеров является особой темой, внутри которой следует рассмотреть особенности их исторического развития. Истоком для формирования данного направления стали богатейшие запасы уральских недр [1]. Самоцветы были найдены на его территории еще в XVII-м веке. В предгорьях Урала в 1635 году медные руды малахита уже были известны местному населению. К тому времени люди уже знали о существовании яшмы, агатов и сердоликов. Тридцать три года спустя (1668) Михаил Тумашев обнаружил месторождение цветных камней в районе Мурзинской слободы. Знаменитая яшмовая гора на реке Аргунь была открыта в 1700.

Тогда же царь Петр I основал в Москве «Приказ по горным делам», а ученые продолжали совершать научные экспедиции по Уралу. Они находили новые породы драгоценных и полудрагоценных камней. В 1723 году в центре Урала был возведен Екатеринбург – центр горнозаводской промышленности Урала. Развитие уральского камнерезного искусства приходится на период XVIII-XIX веков. Екатеринбургская гранильная фабрика была основана в 1738 году.

XVIII век подарил России новые традиции камнерезного производства. Уральские мастера стали обрабатывать яшму, чем положили начало традициям Уральской школы камнерезов. Именно они подходили к работе с самоцветами с особой любовью, пониманием их красоты, отраженной в небывалых самородках. Они сумели подчеркнуть тонкую работу самой природы, не нарушая ее естественности и красоты.

Одним из таких исконно уральских мастеров следует считать русского мастера-самородка Никиту Бахарева, который построив фабрику, постоянно совершенствовал оборудование, пока не достиг в резном станке той степени его работы, при которой обработка камня позволяла получать идеально обработанные самоцветы. Другим умельцем стал Сусоров И. – уральский механик-изобретатель, талантливый ученик Бахарева.

Все драгоценные камни, добытые на приисках Урала, перевозились на Екатеринбургскую Гранильную Фабрику, ставшую огромным предприятием, перерабатывающим самоцветы, где творили замечательные русские мастера, соблюдавшие русские традиции, развивая свое мастерство и культивируя творческий подход. Они создавали шедевры по дизайнерским разработкам Брюллова, Воронихина, Стасова и других. Мастера уральских камнерезных фабрик в совершенстве владели всеми приемами обработки камня. Их изделия отличались и гладкой поверхностью, и сложным орнаментом. Пиком творчества уральских камнерезов стала русская мозаика [4].

В первой половине XIX-го века добыча камня достигла пика своей творческой         активности. Из самоцветов изготавливали вазы и чаши, скульптуры и колонны, плитку для дворцов и храмов. В основном это были изделия из малахита. После добычи камень просто обсекался стальными инструментами, разрезался на части нужного размера. После грубой обработки попадал на обшарный станок, и далее над ним работали изготовители украшений и прочих изделий.

В начале XIX-го камеи заняли лидирующее положение среди украшений у богатых и знатных фамилий. Их изготавливали из драгоценных и полудрагоценных камней, после чего они помещались медальоны и броши, часто в кольца, могли осыпаться бриллиантами и изумрудами. Материалом для изготовления камей служили яшмы ленточные, сардониксы и агаты.

Малахитовой эпохой названы в истории развития ювелирного дела на Урале 30-40-е годы XIX-го столетия. Именно в этот период малахит стал символом богатства в России. Техника русской мозаики применялась в исполнении малахитовых изделий [1].

«Уральское Общество Любителей Естествознания» было создано в 1870 году, которое славилось не только своими коллекциями уральских самоцветов, но настольными «горками», изготавливаемыми талантливыми мастерами Оберюхтиным А. В., Кубиным Д. К., Фроловым Н. В. Позже на базе «Общества» была создана научно-минералогическая мастерская и цех по огранке русских самоцветов. Здесь изготавливали малахитовые браслеты различной конфигурации, использовали яшму для украшения брошей, собирали ожерелья и бусы из уральского горного хрусталя, аметистовые браслеты, серьги и запонки, помещая камни в золото и серебро.

К концу позапрошлого столетия в Екатеринбургской области образовались следующие центры гранильного производства: Березовское, Нижне-Исетское, Верхне-Исетское, Уктуссское, Полевское, Мраморское. Мастера отличались безудержной фантазией и смелыми идеями. Они первыми начали создавать ювелирные изделия в виде виноградных и смородиновых веточек и гроздей [6].

Но XX-й век принес уральскому ювелирному делу и камнерезному производству ряд тяжелых испытаний, поскольку производство впало в полную зависимость к заказчикам, которые, скупая за копейки работы уральских мастеров, продавали их втридорога, совершенно не заботясь о развитии ювелирного производства на Урале. Мастера работали более пятнадцати часов в сутки, но качество изделий только ухудшалось. Добыча камня увеличивалась, промысел вымирал.

Еще более губительными оказались Первая мировая война и Октябрьская революция, сразу же последовавшая за ней. Ювелирное дело погибло вместе с теми мастерами, кто положил свои жизни, защищая отечество. 1918 год стал годом закрытия Екатеринбургской гранильной фабрики, возрождение которой началось спустя два года.

ВСНХ подписало Приказ о восстановлении гранильного дела (1919). Сразу же после того, как Урал был освобожден от колчаковцев, все, оставшиеся в живых мастера-гранильщики, вернулись на фабрику,

Спустя девятнадцать лет был основан гранильный цех (1938). В первый год Великой Отечественной Войны было организовано ювелирное производство (1941), тогда же произошла организация цеха по огранке самоцветов, немногим позднее, в том же 1941 году имела место реорганизация минералогической мастерской.

1945 год ознаменовался открытием художественно-ремесленного училища №42 в Свердловске, где должны были проходить подготовку будущие мастера ювелирных дел, так появились первые инженеры, технологи и прочие специалисты в области изготовления ювелирных изделий. Внедрялись технические и технологические новшества в процесс золочения и плавку драгоценных металлов. В 1959 году впервые в России на Свердловской ювелирно-гранильной фабрике А. А. Чижиков и Е. А. Андреев - уральские огранщики изготовили из алмазов бриллианты. В первой половине ХХ-го века, именно, в анималистическом жанре в каменную пластику заметный вклад внесли такие мастера-профессионалы, как А. К. Денисов-Уральский и Н. Д. Татауров [3].

В истории России 60-е годы стали периодом больших технических свершений. В 1961 году на Свердловском ювелирном заводе начали изготавливать ювелирные вставки из агата и яшмы, малахита и родонита, сердолика и бирюзы, а также обсидиана и дымчатого кварца, амазонита, лазурита, халцедона, беломорита и оникса.

Ювелирная школа Урала окончательно оформилась в 60-70-х годах двадцатого столетия. Её отличительной чертой явилось предпочтение самоцветам. Как известно, важнейшим направлением ювелирного искусства уральских умельцев являются украшения, среди которых значимое место занимают серьги и подвески, браслеты и бусы. С началом рыночных отношений в экономике страны Уральские самоцветы вновь оказались востребованными. В 2005 году ОАО «Ювелиры Урала» была вручена главная премия конкурса «Российский национальный Олимп».

Камнерезное искусство Урала сегодня переживает второе рождение [5]. Великие умельцы прошлого оставили современным мастерам вековые традиции и историческую память. Уральские самоцветы славятся не только по всей России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Русские украшения, имеющие уральские корни, не оставляют равнодушными никого. Они способны украсить любой наряд, сделав его изысканным и утонченным, свидетельствуя о тонком вкусе его владельца.

Художественные направления, выбираемые ювелирными мастерами, включают в свой ряд изделия, начиная от классики до авангарда. Украшения, выполненные уральскими художниками, демонстрируют чистоту стиля и ярко выраженный национальный колорит. Они привлекают ясностью формы и потрясающим замыслом, свидетельствуют о полном возрождении камнерезного дела, поскольку Уральские земли лежат в центральной части России, где находится средоточие русского духа.

Уральская столица Екатеринбург, в отличие от космополитичных Петербурга и Москвы имеет свои родовые творческие традиции и особенности. Для местных мастеров приоритетной является национальная идея. Строгая последовательность, которую можно было бы определить, как «уральский классицизм», сочетается с бережно хранимыми народными мотивами, уральским видением древне-, старо- и новорусского стилей.

Текст статьи
  1. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. М., Искусство, 1977, - 463 с.
  2. Земпер Г. О формальных закономерностях украшений и их значении как художественных символов. Практическая эстетика. М.: Искусство, 1970, - С. 117.
  3. Казакевич Е. Екатеринбургская камнерезная школа. СПб.: ИСПбГУ, 2009. - С. 530-535.
  4. Мавродина Н.М. Искусство русских камнерезов XVIII-XIX веков. Каталог коллекции. СПб., Государственный Эрмитаж, 2007. – 560 с.
  5. Маликов А. И., Поленов Ю. А., и др. Самоцветная полоса Урала. Екатеринбург: Сократ, 2007, - 283 с.
  6. Рычков А. Режевские сокровища. Екатеринбург: Изд-во Уральского Университета, 2004.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая