Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

осознание
ощущение
собственное "Я"
постоянство во времени
идентичность
сущность
свободные электроны
возобновление

Аннотация статьи

Рассматривается вариант абсолютного бессмертия, вне его традиционного понимания. Возможно, человек был наделён таким бессмертием ещё в начале своей эволюции. Даётся физическое обоснование гипотетической реальности существования обозначенного феномена человеческой психики.

Текст статьи

Бессмертие – это бесконечно длительное существование физической или духовной субстанции. Отсутствие возможности прекращения такого длительного существования субстанции делает её абсолютно бессмертной.

Физическая субстанция отличается от духовной субстанции своей материальной сущностью. В объективной реальности человек является физической субстанцией и биологическим организмом, который в целом не может быть бессмертным. Тогда как, Душа человека, согласно религиозным идеалистическим представлениям, является абсолютно бессмертной духовной субстанцией, переходящей во времени из одной реальности в другую реальность или из одной физической субстанции в другую физическую субстанцию, теряя или приобретая в этих процессах соответствующие качества.

Возможно, человек уже был наделён определённым бессмертием, отличным от его традиционного понимания, ещё на раннем этапе своей эволюции.

Каждый человек является одновременно индивидом и личностью.

Индивид – это особь, каждый самостоятельно существующий живой организм. Любой живой организм, будь то человек, животное или птица, является индивидом или единичным представителем своего вида живых существ. Человек становится единичным представителем человеческого рода непосредственно после рождения, так как именно в этот момент он превращается в самостоятельно существующий живой организм и продолжает быть таковым в течение своей жизни. Как индивид, человек не меняется.

Личность – это, в частности, индивидуальность, мировоззрение и сложившаяся совокупность психических свойств. Изменение какого-либо вида психической деятельности головного мозга может привести к изменению личности. Человек идентифицируется, как правило, одной личностью, которая может изменяться во времени, вследствие возраста, болезней и жизненных обстоятельств.

Одним из результатов психической деятельности головного мозга индивида является осознание собственной идентичности, которое базируется на соответствующем ощущении.

Так, индивид обладает осознанием собственной идентичности с определённой личностью в течение какого-то времени. Это осознание изменяется во времени и базируется на ощущении собственной личности, которое так же изменяется во времени.

Кроме того, индивид обладает осознанием собственной идентичности с живым, неизменным во времени и, поэтому, всегда одним и тем же существом. Это осознание постоянно во времени и базируется на ощущении собственного "Я", которое так же постоянно во времени.

Ощущение – это отражение в сознании отдельных свойств и качеств предметов и явлений внешнего и внутреннего мира, в результате непосредственного воздействия этих предметов и явлений, как раздражителей, на рецепторы ощущения, ответная реакция которых и отражается в сознании. Отражение в сознании – это чувственный образ, формируемый соответствующей нейронной сетью головного мозга.

Так как ощущение собственного "Я" постоянно во времени, то оно не может быть зависимым от всего того, что претерпевает изменения в течение жизни индивида, а именно: память, мышление, личность, состояние физического тела – качества, которые все вместе можно обозначить, как сущность индивида.

Постоянство во времени ощущения собственного "Я" является следствием постоянства во времени раздражения рецептора ощущения собственного "Я".

Независимость ощущения собственного "Я" от сущности индивида даёт основание полагать, что оно может быть совместимо не только с конкретной сущностью, но и с разными сущностями.

Постоянство во времени раздражения рецептора ощущения собственного "Я" предполагает, что рецептор должен состоять из элементов, которые не изменяются в пространстве и времени. Например, свободных электронов(квантов), присутствующих в нервной ткани головного мозга. Скопления же свободных электронов могут быть рецептором или квантовым объектом ощущения собственного "Я". Раздражением такого квантового объекта может стать фактор его квантового состояния, например, напряжённость электрического поля или частота вибрации свободных электронов. Стабильность раздражения квантового объекта может быть обеспечена за счёт обратных связей, существующих в нейронных сетях мозга.

Ещё одной отличительной особенностью ощущения собственного "Я" является то, что оно не может быть сугубо индивидуальным, поскольку не обладает необходимыми для этого особенностями, какими обладают, например, отпечатки пальцев и радужная оболочка глаза, априори признанные сугубо индивидуальными. К тому же, невозможно, чтобы в объективной реальности, начиная с момента появления индивида, который начал осознавать себя, каждый индивид, включая ушедших из жизни, имел бы сугубо индивидуальное ощущение собственного "Я". Исходя из этих обстоятельств, можно предположить, что, в ходе эволюции, сформировались по гендерному признаку два условных ряда определённых, "рабочих" ощущений собственного "Я", которые, главным образом, и стали формироваться у индивидов. В результате чего, появились индивиды с идентичными ощущениями собственного "Я".

Поскольку структуры, преобразующие раздражение рецепторов в ощущения, являются однородными у всех индивидов, существование идентичных ощущений собственного "Я" обосновывает и существование идентичных рецепторов-квантовых объектов ощущения собственного "Я".

Исходя из того, что несколько электронов, находящихся в разных местах, можно трактовать, как один электрон, находящийся одновременно в нескольких местах, то идентичные квантовые объекты, находящиеся в разных местах, можно трактовать, как один и тот же квантовый объект, находящийся одновременно в нескольких местах. В связи с чем, и идентичные ощущения собственного "Я", присутствующие в разных местах, можно трактовать, как одно и то же ощущение собственного "Я", присутствующее одновременно в нескольких местах или у какого-то количества индивидов.

Сознание конкретного индивида не подвержено влиянию со стороны других индивидов с идентичными ощущениями собственного "Я", несмотря на то, что у них присутствует одно и то же ощущение собственного "Я", находящееся одновременно в нескольких местах. Доминирующее положение в психике индивида занимает ощущение собственной личности, которое связано с сущностью индивида, тогда как, ощущение собственного "Я" существует само по себе и связано с сознанием только в части своего чувственного отражения в нём. Никакой дополнительной информации ощущение собственного "Я" не предоставляет, а индивид идентифицируется только своей сущностью.

Индивидов с идентичными ощущениями собственного "Я" можно по аналогии сопоставить с однородными, радиоприёмными устройствами, которые, по сути, являются квантовыми объектами, так как функционируют за счёт свободных электронов. Когда устройства настроены на одну рабочую частоту, то излучаемые ими звуки можно трактовать, как один и тот же звук, присутствующий одновременно в нескольких местах. Количество устройств, в процессе выключения одних и включения таких же других, может изменяться, вплоть до обнуления и появления вновь, но, при этом, один и тот же звук продолжает присутствовать. Этот процесс, включая возможные перерывы, может продолжаться бесконечно длительное время. Звук, в данном случае, сопоставляется с ощущением собственного "Я".

Квантовая природа ощущения собственного "Я" становится основанием предположения, что каждое "рабочее" ощущение собственного "Я" после того, как сформировалось впервые, будет возобновляться, в совокупности с разными сущностями, бесчисленное количество раз. Однако, в зависимости от демографического положения того или иного региона, где это происходит, а также территориальных и временных факторов, возобновление ощущения собственного "Я" может стать последовательным или параллельным.

Последовательное возобновление ощущения собственного "Я" будет иметь место, если, во время ухода индивида из жизни, не существует индивидов с ощущениями собственного "Я", идентичными ощущению собственного "Я" индивида, уходящего из жизни. Но через какое-то время у некоего новорождённого индивида формируется ощущение собственного "Я", идентичное ощущению собственного "Я" индивида, ушедшего из жизни. Происходит, таким образом, последовательная замена одной сущности на другую сущность, но с одним и тем же ощущением собственного "Я".

Параллельное возобновление ощущения собственного "Я" представляет из себя последовательное возобновление ощущения собственного "Я", но сжатое во времени. В этом случае, во время ухода индивида из жизни, существуют индивиды с ощущениями собственного "Я", идентичными ощущению собственного "Я" индивида, уходящего из жизни. Уходит из жизни одна сущность, а ощущение собственного "Я" продолжает существовать, но с меньшим числом мест своего присутствия. Это число может увеличиваться и уменьшаться бесчисленное количество раз.

Временной критерий формирования той или другой совокупности идентичного ощущения собственного "Я" и сущности выявляет превалирующее положение той совокупности, среди всех существующих в данный момент совокупностей, которая раньше всех сформировалась, по отношению к совокупности, уходящей в данный момент из жизни. Тем самым, как бы, восстанавливается последовательность в смене совокупностей, запутанная параллельным возобновлением.

Параллельное возобновление ощущения собственного "Я" в чём-то схоже с диссоциативным расстройством идентификации (раздвоение личности), при котором индивид идентифицируется не одной, а двумя и более личностями, которые попеременно в нём существуют. Эти личности могут отличаться друг от друга возрастом, полом, национальностью и своими жизненными историями. Когда индивид является одной из личностей, он не осознаёт существование других личностей, несмотря на то, что его ощущение собственного "Я" сохраняется неизменным при смене личностей.

Гипотетически, ощущение собственного "Я" человека является такой физической субстанцией, которая, вследствие бесконечно длительного процесса возобновления с новыми сущностями, способна существовать до тех пор, пока существует человечество.

Гипотеза остаётся гипотезой, в силу отсутствия эмпирического подтверждения. Однако, многое из того, что сейчас есть, начиналось, именно, с гипотезы.

Список литературы

  1. Богданов К.М., Яновский К.А. Бионика и радиоэлектроника, М.: Знание, 1975. 70 с.
  2. Манойлов В.Е. Электричество и человек, Л.: Электроатомиздат, 1988. 223 с.

Поделиться

4860

Игнатьев Е. А. Парадигма бессмертия // Инновационные процессы в гуманитарных и общественных науках : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 26 марта 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 69-73. URL: https://apni.ru/article/2084-paradigma-bessmertiya

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#46 (228)

Прием материалов

9 ноября - 15 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

20 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

3 декабря