Главная
Конференции
Человек, экономика, общество: грани взаимодействия
Воздействие толерантных установок участников образовательного процесса на социал...

Воздействие толерантных установок участников образовательного процесса на социализацию ребенка с особыми образовательными потребностями, имеющего проблемы психофизиологического характера

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

дети с ограниченными возможностями здоровья
инклюзивное образование
толерантное отношение
дети с особыми образовательными потребностями
адаптация
социализация
интолерантность

Аннотация статьи

В статье описаны проблемы, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ. Рассмотрены модели инклюзивного образования, разработанные при РАО и Санкт-Петербургском университете им. Валленберга. Рассмотрены все стороны образовательного процесса, непосредственно воздействующие на социализацию детей с особыми образовательными потребностями, имеющих проблемы психофизиологического характера.

Текст статьи

Федеральная служба государственной статистики на 1 января 2017 года свидетельствует о наличии в стране 12,3 миллионов человек с инвалидностью. Из них 1,3 млн человек относятся к 1 группе, 6 млн – ко 2 группе, 4,4 млн – к 3 группе [4, с. 28].

Согласно статистике, в России количество детей с ограниченными возможностями здоровья составляет 2 миллиона человек. Это 8 % от всего детского населения. Повышение заболеваемости провоцирует такие проблемы детей с психофизиологическими особенностями, как сниженную адаптацию и социализацию в обществе, ограниченность полноценного контакта с окружающей средой, недоступность овладения образовательной деятельностью в полном объеме. Помимо этого, детям с ограниченными возможностями здоровья приходится сталкиваться с интолерантным отношением ближайшего окружения: сверстников, учителей и родителей других учащихся. Дети с особыми образовательными потребностями, имеющие психофизиологические дефекты, часто преодолевают физические и психические барьеры собственного развития, с которыми не сталкиваются дети нормы [9, с. 123].

Согласно исследованию Чебарыковой С.В. и Степанова К.В., вокруг ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдается неблагоприятный психологический климат в общеобразовательных учреждениях. Это связано, прежде всего, с неприятием дефекта у школьника. В ситуации, где к учащемуся относятся с пренебрежением, ребенок с психофизиологическими особенностями получает психотравмирующее воздействие, которое негативно влияет на его развитие. Денисова О.А. и Леханова О.Л. отмечают, что учащиеся младшего школьного возраста находятся в зоне риска из-за ситуации, где они могут получить отрицательную оценку значимого окружения сверстников. Основным фактором, негативно воздействующим на подростков с ОВЗ, является неприятие и отчуждение их от группы сверстников, что делает детей изгоями в значимой для них группе [2, с. 129].

В подростковом возрасте происходит формирование культурной идентичности человека и закладывается дальнейшее социальное поведение личности. Способность к сопереживанию, позитивное отношение к другому человеку или наличие социальной изолированности и конфликтности зависит от того, как происходит формирование данного процесса [9, с. 124].

Различие в классах с разным уровнем толерантности провоцирует комплекс проблем:

  1. Прогрессирующие проявления агрессии как следствие ожесточения социальных отношений.
  2. Отсутствие понимания учащимися нормы проблем сверстников с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Сниженный уровень собственной значимости у детей с инвалидностью, негативно влияющий на отношение к себе. В связи с тем, что окружение ребенка ставит на первое место наличие дефектов и недостатков у него, не акцентируя внимание на развитии личности учащегося [9, с. 124].

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья должно быть ориентировано на развитие следующих компонентов:

  1. Мотивационный.
  2. Личностный.
  3. Рефлексивный [5, с. 51].

В современной действительности в России применяется три типа образования детей с ограниченными возможностями здоровья:

  1. Дифференцированное;
  2. Интегрированное.
  3. Инклюзивное [8, с. 197].

Согласно Пугачеву А.С., завершающей идеей принципов инклюзивного образования является разнообразие, усиливающее все стороны жизни индивида. РАО и Санкт-Петербургский университет им. Валленберга разработал модели инклюзивного образования, учитывающие уровень подготовки учащихся с ОВЗ и возможность усвоения ими материала:

  1. Комбинированная.
  2. Временная.
  3. Частичная [8, с. 197].

Согласно Конвенции ООН, каждый ребенок имеет право на получение образования. Для реализации данного вопроса по месту жительства предусмотрено инклюзивное образование детей в общеобразовательной организации. Однако существуют проблемы, с которыми сталкивается учащийся с особыми образовательными потребностями, имеющий проблемы психофизиологического характера:

  1. Недоступность технических средств для реабилитации школьника;
  2. Отсутствие методических комплектов, специальной подготовки и необходимых знаний для работы со школьниками с ограниченными возможностями здоровья у педагогов ОУ.
  3. Низкий уровень готовности социума к признанию прав ребенка с инвалидностью;
  4. Интолерантные установки родителей учащихся с нормальным развитием [9, с. 226].

Второй стороной, помимо сверстников подростков с ограниченными возможностями здоровья, непосредственно влияющей на формирование толерантности в школе, являются родители учащихся нормы. Из-за наличия стереотипов, предрассудков и незнания особенностей детей с особыми образовательными потребностями, они не готовы к совместному обучению разных категорий обучающихся в одном классе. Из-за отсутствия толерантных установок у родителей, дети также проявляют агрессию по отношению к школьникам с ограниченными возможностями здоровья [8, с. 198].

Работы исследователей по изучению уровня психологической готовности родителей к образованию посредством инклюзии связаны с изучением их отношения к данному типу обучения. Согласно исследованиям, у родителей учащихся нормы имеется низкий уровень осведомленности о целях, идеях и задачах инклюзивного образования [1, с. 21].

Выготский Л.С. выдвинул тезис о социальной природе дефекта, в соответствии с которым все психологические особенности ребенка с ограниченными возможностями здоровья основаны на социальном ядре, но не биологическом [1, с. 24].

Согласно Мацковскому М.С., толерантность является качественным уровнем взаимодействия двух индивидов, где каждый из них принимает социокультурные отличия друг друга [3, с. 61].

Внедрение программы «Доступная среда» в учреждения образовательного вида позволяет сформировать толерантное отношение к детям с особыми образовательными потребностями в аспекте коммуникации [7, с. 225].

Третьей стороной, активно воздействующей на формирование толерантного отношения к учащимся с психофизиологическими нарушениями, являются педагоги общеобразовательной организации. Разные исследователи изучали аспекты, влияющие на уровень толерантности педагогов. Лещинская Т.Л., Хвойницкая В.Ч. обозначили необходимость психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в процессе их интеграции. Заверткина Л.В. и С.Н. Чуракова отметили важность и необходимость подготовленности студентов педагогических специальностей к работе с данной категорией детей [5, с. 52].

Психологическая готовность учителя предполагает наличие у него целого комплекса качеств: высокий уровень стрессоустойчивости, наличие толерантных установок, эмпатии, готовность к созданию специальной среды для детей с ООП, имеющих проблемы психофизиологического характера, а также – просветительскую деятельность, направленную на формирование толерантного отношения у сверстников ребенка и их родителей [8, с. 198].

Работа по воспитанию толерантного отношения должна быть проведена также со специалистами, непосредственно взаимодействующими с детьми с ограниченными возможностями здоровья: логопедом, психологом, социальным педагогом и дефектологом [7, с. 226].

В процессе формирования терпимости всех сторон образовательного процесса к данной категории детей выделяют следующие направления:

  1. Проведение мониторинга общественного мнения в отношении людей с наличием дефекта.
  2. Планирование деятельности образовательной организации по результатам мониторинга.
  3. Создание организационной деятельности, направленной на привлечение внимания к проблеме доступности образования для данной категории детей.
  4. Информационно-просветительская деятельность, влияющая на отношение общественности к учащимся с ОВЗ.
  5. Работа с родителями, содействующая объединению не только учащихся, но и самих родителей в группу, ориентированную на выполнение принципов гуманности и этичности по отношению к «иным» людям [7, с. 228].

Формирование толерантности должно быть ориентировано на соблюдение следующих аспектов:

  1. Принятие индивидуальных особенностей каждого ребенка, независимо от социальной желаемости.
  2. Наличие положительного отношения к поступкам учащихся с ОВЗ, а также – признание права на совершение ими ошибок.
  3. Понимание проблем, с которыми сталкиваются дети с особыми образовательными потребностями, имеющие нарушения психофизиологического характера.
  4. Интеграция школьников с отклонениями в развитии в класс к учащимся нормы.

Благодаря взаимодействию детей нормы и учащихся с особыми потребностями, у школьников возникают такие качества, как эмпатия, гуманность, альтруизм и толерантность [10, с. 50].

Первая школа, работающая в сфере инклюзивного образования появилась в 1991 году, в Москве. Образовательные учреждения разных городов страны стали экспериментальными площадками для учащихся с ограниченными возможностями здоровья [8, с. 197].

Научная и педагогическая практика показывает, что ребенок с особыми образовательными потребностями, имеющий проблемы психофизиологического характера, достигает высокой степени социализации в обществе сверстников, если с раннего детства находится с ними в одной группе [6, с. 216].

На успешность ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования влияет сотрудничество ОУ со специализированными центрами и медико-психологической комиссией. Большое значение имеет наличие в общеобразовательной организации специалистов сопровождения: психологов, дефектологов, логопедов и специальных педагогов [6, с. 216].

Список литературы

  1. Адеева Т.Н. Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологической готовности к инклюзивному образованию убъектов образовательного процесса. / Психологическая готовность к инклюзивному образованию педагогов и родителей различных категорий детей. Кострома, 2017. С. 7-28.
  2. Алтухова Т.А., Российская Е.Н. Развитие толерантности субъектов образовательной деятельности к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в обеспечении благоприятного психологического климата в инклюзивной образовательной среде. / Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. 4 (44). С. 128-134.
  3. Базаркина А.Н., Кочнева Ю.А., Рыжечкина Л.И. Проблема толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. / Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. 2018. С. 61-63.
  4. Игошкина М.Е. Проблема толерантности в молодежной среде / МНСК-2018: Школьная секция: гуманитарные науки. Материалы 56-й Международной научной студенческой конференции. 2018. С. 28-29.
  5. Ковалева А.С. Основные проблемы исследования проблемы формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ. / Актуальные направления научных исследований: перспективы развития. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 51-52.
  6. Коновалова З.В. Инклюзивное образование: школа для всех. / Новые технологии в образовании. Материалы XIX Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли, научный редактор С.П. Акутина. 2014. С. 214-218.
  7. Феталиева Л.П., Шихалиева С.Х., Караева С.А. Формировнаие толерантности участников образовательного процесса в инклюзивном обучении начальной школы. / Инновационная наука. 2016. № 1-2 (13). С. 225-229.
  8. Фролова Л.С. Особенности толерантности у школьников в условиях инклюзивного обучения. / Современные тенденции развития системы образования (к 85-летию Чувашского республиканского института образования). Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Редколлегия: Ж.В. Мурзина, О.Л. Богатырева, Н.С. Толстов. 2019. С. 196-199.
  9. Ханова А.М., Стрельцова В.И. Формирование толерантного отношения у обучающихся к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья. / Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. Материалы II Международной научной конференции. 2016. С. 122-128.
  10. Шеина О.Н. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования как условие их успешной интеграции в социум. / Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2017. № 29. С. 49-51.

Поделиться

3662

Ганиева С. А. Воздействие толерантных установок участников образовательного процесса на социализацию ребенка с особыми образовательными потребностями, имеющего проблемы психофизиологического характера // Человек, экономика, общество: грани взаимодействия : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 декабря 2019г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019. URL: https://apni.ru/article/209-vozdejstvie-tolerantnikh-ustanovok-uchastnikov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января