Федеральная служба государственной статистики на 1 января 2017 года свидетельствует о наличии в стране 12,3 миллионов человек с инвалидностью. Из них 1,3 млн человек относятся к 1 группе, 6 млн – ко 2 группе, 4,4 млн – к 3 группе [4, с. 28].
Согласно статистике, в России количество детей с ограниченными возможностями здоровья составляет 2 миллиона человек. Это 8 % от всего детского населения. Повышение заболеваемости провоцирует такие проблемы детей с психофизиологическими особенностями, как сниженную адаптацию и социализацию в обществе, ограниченность полноценного контакта с окружающей средой, недоступность овладения образовательной деятельностью в полном объеме. Помимо этого, детям с ограниченными возможностями здоровья приходится сталкиваться с интолерантным отношением ближайшего окружения: сверстников, учителей и родителей других учащихся. Дети с особыми образовательными потребностями, имеющие психофизиологические дефекты, часто преодолевают физические и психические барьеры собственного развития, с которыми не сталкиваются дети нормы [9, с. 123].
Согласно исследованию Чебарыковой С.В. и Степанова К.В., вокруг ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдается неблагоприятный психологический климат в общеобразовательных учреждениях. Это связано, прежде всего, с неприятием дефекта у школьника. В ситуации, где к учащемуся относятся с пренебрежением, ребенок с психофизиологическими особенностями получает психотравмирующее воздействие, которое негативно влияет на его развитие. Денисова О.А. и Леханова О.Л. отмечают, что учащиеся младшего школьного возраста находятся в зоне риска из-за ситуации, где они могут получить отрицательную оценку значимого окружения сверстников. Основным фактором, негативно воздействующим на подростков с ОВЗ, является неприятие и отчуждение их от группы сверстников, что делает детей изгоями в значимой для них группе [2, с. 129].
В подростковом возрасте происходит формирование культурной идентичности человека и закладывается дальнейшее социальное поведение личности. Способность к сопереживанию, позитивное отношение к другому человеку или наличие социальной изолированности и конфликтности зависит от того, как происходит формирование данного процесса [9, с. 124].
Различие в классах с разным уровнем толерантности провоцирует комплекс проблем:
- Прогрессирующие проявления агрессии как следствие ожесточения социальных отношений.
- Отсутствие понимания учащимися нормы проблем сверстников с ограниченными возможностями здоровья.
- Сниженный уровень собственной значимости у детей с инвалидностью, негативно влияющий на отношение к себе. В связи с тем, что окружение ребенка ставит на первое место наличие дефектов и недостатков у него, не акцентируя внимание на развитии личности учащегося [9, с. 124].
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья должно быть ориентировано на развитие следующих компонентов:
- Мотивационный.
- Личностный.
- Рефлексивный [5, с. 51].
В современной действительности в России применяется три типа образования детей с ограниченными возможностями здоровья:
- Дифференцированное;
- Интегрированное.
- Инклюзивное [8, с. 197].
Согласно Пугачеву А.С., завершающей идеей принципов инклюзивного образования является разнообразие, усиливающее все стороны жизни индивида. РАО и Санкт-Петербургский университет им. Валленберга разработал модели инклюзивного образования, учитывающие уровень подготовки учащихся с ОВЗ и возможность усвоения ими материала:
- Комбинированная.
- Временная.
- Частичная [8, с. 197].
Согласно Конвенции ООН, каждый ребенок имеет право на получение образования. Для реализации данного вопроса по месту жительства предусмотрено инклюзивное образование детей в общеобразовательной организации. Однако существуют проблемы, с которыми сталкивается учащийся с особыми образовательными потребностями, имеющий проблемы психофизиологического характера:
- Недоступность технических средств для реабилитации школьника;
- Отсутствие методических комплектов, специальной подготовки и необходимых знаний для работы со школьниками с ограниченными возможностями здоровья у педагогов ОУ.
- Низкий уровень готовности социума к признанию прав ребенка с инвалидностью;
- Интолерантные установки родителей учащихся с нормальным развитием [9, с. 226].
Второй стороной, помимо сверстников подростков с ограниченными возможностями здоровья, непосредственно влияющей на формирование толерантности в школе, являются родители учащихся нормы. Из-за наличия стереотипов, предрассудков и незнания особенностей детей с особыми образовательными потребностями, они не готовы к совместному обучению разных категорий обучающихся в одном классе. Из-за отсутствия толерантных установок у родителей, дети также проявляют агрессию по отношению к школьникам с ограниченными возможностями здоровья [8, с. 198].
Работы исследователей по изучению уровня психологической готовности родителей к образованию посредством инклюзии связаны с изучением их отношения к данному типу обучения. Согласно исследованиям, у родителей учащихся нормы имеется низкий уровень осведомленности о целях, идеях и задачах инклюзивного образования [1, с. 21].
Выготский Л.С. выдвинул тезис о социальной природе дефекта, в соответствии с которым все психологические особенности ребенка с ограниченными возможностями здоровья основаны на социальном ядре, но не биологическом [1, с. 24].
Согласно Мацковскому М.С., толерантность является качественным уровнем взаимодействия двух индивидов, где каждый из них принимает социокультурные отличия друг друга [3, с. 61].
Внедрение программы «Доступная среда» в учреждения образовательного вида позволяет сформировать толерантное отношение к детям с особыми образовательными потребностями в аспекте коммуникации [7, с. 225].
Третьей стороной, активно воздействующей на формирование толерантного отношения к учащимся с психофизиологическими нарушениями, являются педагоги общеобразовательной организации. Разные исследователи изучали аспекты, влияющие на уровень толерантности педагогов. Лещинская Т.Л., Хвойницкая В.Ч. обозначили необходимость психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в процессе их интеграции. Заверткина Л.В. и С.Н. Чуракова отметили важность и необходимость подготовленности студентов педагогических специальностей к работе с данной категорией детей [5, с. 52].
Психологическая готовность учителя предполагает наличие у него целого комплекса качеств: высокий уровень стрессоустойчивости, наличие толерантных установок, эмпатии, готовность к созданию специальной среды для детей с ООП, имеющих проблемы психофизиологического характера, а также – просветительскую деятельность, направленную на формирование толерантного отношения у сверстников ребенка и их родителей [8, с. 198].
Работа по воспитанию толерантного отношения должна быть проведена также со специалистами, непосредственно взаимодействующими с детьми с ограниченными возможностями здоровья: логопедом, психологом, социальным педагогом и дефектологом [7, с. 226].
В процессе формирования терпимости всех сторон образовательного процесса к данной категории детей выделяют следующие направления:
- Проведение мониторинга общественного мнения в отношении людей с наличием дефекта.
- Планирование деятельности образовательной организации по результатам мониторинга.
- Создание организационной деятельности, направленной на привлечение внимания к проблеме доступности образования для данной категории детей.
- Информационно-просветительская деятельность, влияющая на отношение общественности к учащимся с ОВЗ.
- Работа с родителями, содействующая объединению не только учащихся, но и самих родителей в группу, ориентированную на выполнение принципов гуманности и этичности по отношению к «иным» людям [7, с. 228].
Формирование толерантности должно быть ориентировано на соблюдение следующих аспектов:
- Принятие индивидуальных особенностей каждого ребенка, независимо от социальной желаемости.
- Наличие положительного отношения к поступкам учащихся с ОВЗ, а также – признание права на совершение ими ошибок.
- Понимание проблем, с которыми сталкиваются дети с особыми образовательными потребностями, имеющие нарушения психофизиологического характера.
- Интеграция школьников с отклонениями в развитии в класс к учащимся нормы.
Благодаря взаимодействию детей нормы и учащихся с особыми потребностями, у школьников возникают такие качества, как эмпатия, гуманность, альтруизм и толерантность [10, с. 50].
Первая школа, работающая в сфере инклюзивного образования появилась в 1991 году, в Москве. Образовательные учреждения разных городов страны стали экспериментальными площадками для учащихся с ограниченными возможностями здоровья [8, с. 197].
Научная и педагогическая практика показывает, что ребенок с особыми образовательными потребностями, имеющий проблемы психофизиологического характера, достигает высокой степени социализации в обществе сверстников, если с раннего детства находится с ними в одной группе [6, с. 216].
На успешность ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования влияет сотрудничество ОУ со специализированными центрами и медико-психологической комиссией. Большое значение имеет наличие в общеобразовательной организации специалистов сопровождения: психологов, дефектологов, логопедов и специальных педагогов [6, с. 216].