Исследование должно начинаться с выявления научной проблемы. Существует множество определений этой важнейшей категории. Как известно, чем меньше человек знает, тем более уверенно он себя чувствует, так как он может не иметь представления ο своем невежестве, как и ο многом другом, именно из-за того, что он не знает ο незнании. Поэтому проблему часто называют «знанием ο незнании» и «белым пятном на карте науки». Вернер Эрхард, известный ученый, по этому поводу говорил: «Есть вещи, которые мы знаем и знаем, что знаем. Есть то, о чем мы не знаем и знаем, что не знаем. Но есть еще такое, о чем мы не знаем и не знаем, что не знаем». Необходимо знать многое, чтобы выяснить, что ты не знаешь.
Необходимо отличать проблему для себя от проблемы для всех. Проблемой для себя считается пробел в знаниях самого исследователя. Эта проблема для науки может быть уже решена. Однако существуют проблемы, которые не были еще решены никем. В том случае, если они являются актуальными для всех, их необходимо исследовать. Ввиду этого первая глава любой диссертации всегда посвящается определению степени изученности и актуальности проблемы.
В ходе работы над диссертацией существует необходимость выбора и постановки научной проблемы. Термин «научная проблема» нельзя приравнивать к термину «вопрос». Выявление противоречия ограниченности имеющегося научного знания и потребности его последующего развития и способствует созданию новых научных проблем. Каждая научная проблема отличается от вопроса именно тем, что на нее нельзя ответить только с помощью преобразования уже имеющейся информации.
Таким образом, проблемой можно назвать научную задачу, охватывающую значительную область исследования и имеющую перспективное значение [3, с. 36].
Для правильной постановки проблемы следует не только определить проблемную ситуацию, но и установить возможные средства и способы ее решения.
Проблемной ситуацией является противоречие, возникающее в ходе развития объективного мира, между знанием ο необходимости каких-либо теоретических или практический действия для общества и незнанием способов, методов, путей и средств овладения ими.
Из проблемной ситуации возникает проблема, в которой закрепляется противоречие между знанием о потребности человеческого общества в некоторых теоретических и практических действиях и незнанием путей и средств их достижения. Не каждая проблемная ситуация может повлечь за собой постановку научной проблемы. Следует различать научную и практическую проблему. В науке, изучающей какой-либо вид практической деятельности, исследователь исходит непосредственно от запросов практики, и решение любой научной проблемы способствует ее улучшению.
Проблема включает в себя рад тем – научных задач, охватывающих определенную область научного исследования [3, с. 36].
В ходе разработки темы или вопроса выдвигается определенная задача, например, разработать технологию. Решение проблемы заключается в более общей задаче, например, сделать открытие.
Выбор постановки проблемы или темы – сложная и ответственная задача, включающая несколько этапов, в ходе которых следует сформулировать проблему, разработать структуру проблемы, установить актуальность проблемы, т.е. ее ценность для науки и техники.
После того, как проблема обоснована и установлена ее структура, приступают к выбору темы научного исследования. К теме предъявляются следующие требования: актуальность, новизна, экономическая эффективность и значимость.
Научная работа должна быть актуальна и в научном, и в прикладном аспектах. Актуальность подразумевает под собой то, что скорейшее решение поставленных задач необходимо для практики или соответствующей научной отрасли.
Помимо этого, актуальность темы научной работы свидетельствует об актуальности объекта и предмета исследования. В первую очередь актуализация темы предусматривает ее связь с важными прикладными и научными задачами.
В научном аспекте актуальность может быть обоснована следующими факторами:
- задачи фундаментальных исследований требуют разработки данной темы для объяснения новых фактов;
- возможны и остро необходимы в современных условиях уточнение развития и разрешение проблемы научного исследования;
- теоретические положения научного исследования позволяют устранить существующие разногласия в понимании процесса или явления;
- гипотезы и закономерности, выдвинутые в научной работе, позволяют обобщить известные ранее и полученные соискателем эмпирические данные [2, с. 53].
В научной работе могут быть приведены следующие элементы новизны: новая сущность задачи, т.е. такая задача, поставлена впервые; новая постановка известных проблем или задач; новый метод решения; новое применение известного метода или решения; новые результаты и следствия [1, с. 34].
Для решения выявленной проблемы и поставленных задач используются разнообразные методы. Метод – совокупность приемов и операций, благодаря которым можно изучить и освоить действительность практически и теоретически.
Методы научного познания включают в себя всеобщие методы и методы конкретных наук. Методы также можно классифицировать по соотношению эмпирического и теоретического знания. Классификация методов научного познания проиллюстрирована на рисунке (рис.).
В каждой отрасли используются собственные конкретно-научные, специальные методы, которые обусловлены сущностью объекта исследования. Тем не менее, иногда характерные для одной науки методы применяются и в других науках. Так происходит поскольку объекты исследования данных наук подчиняются также и законам этой науки. Например, в экономике широко применяются статистические методы.
Рис. Методы научного познания
Таким образом, в ходе научной работы необходимо изначально выявить проблему, которая должна быть актуальна, исходя из этого формируется тема исследования. В ходе научного исследования используются разнообразные общенаучные и конкретно-научные методы для решения выявленной проблемы.