Практический аспект исследования с обоснованием актуальности исследования, выявленной проблемы и обоснования путей и методов ее решения
научный журнал «Актуальные исследования» #12 (39), март '21

Практический аспект исследования с обоснованием актуальности исследования, выявленной проблемы и обоснования путей и методов ее решения

В статье рассмотрены основные аспекты написания научной работы. Приведена терминология, классификации и признаки основного понятийного аппарата. Сформулированы основные выводы.

Аннотация статьи
решение научной проблемы
научные методы
научная проблема
актуальность исследования
методология научного исследования
Ключевые слова

Исследование должно начинаться с выявления научной проблемы. Существует множество определений этой важнейшей категории. Как известно, чем меньше человек знает, тем более уверенно он себя чувствует, так как он может не иметь представления ο своем невежестве, как и ο многом другом, именно из-за того, что он не знает ο незнании. Поэтому проблему часто называют «знанием ο незнании» и «белым пятном на карте науки». Вернер Эрхард, известный ученый, по этому поводу говорил: «Есть вещи, которые мы знаем и знаем, что знаем. Есть то, о чем мы не знаем и знаем, что не знаем. Но есть еще такое, о чем мы не знаем и не знаем, что не знаем». Необходимо знать многое, чтобы выяснить, что ты не знаешь.

Необходимо отличать проблему для себя от проблемы для всех. Проблемой для себя считается пробел в знаниях самого исследователя. Эта проблема для науки может быть уже решена. Однако существуют проблемы, которые не были еще решены никем. В том случае, если они являются актуальными для всех, их необходимо исследовать. Ввиду этого первая глава любой диссертации всегда посвящается определению степени изученности и актуальности проблемы.

В ходе работы над диссертацией существует необходимость выбора и постановки научной проблемы. Термин «научная проблема» нельзя приравнивать к термину «вопрос». Выявление противоречия ограниченности имеющегося научного знания и потребности его последующего развития и способствует созданию новых научных проблем. Каждая научная проблема отличается от вопроса именно тем, что на нее нельзя ответить только с помощью преобразования уже имеющейся информации.

Таким образом, проблемой можно назвать научную задачу, охватывающую значительную область исследования и имеющую перспективное значение [3, с. 36].

Для правильной постановки проблемы следует не только определить проблемную ситуацию, но и установить возможные средства и способы ее решения.

Проблемной ситуацией является противоречие, возникающее в ходе развития объективного мира, между знанием ο необходимости каких-либо теоретических или практический действия для общества и незнанием способов, методов, путей и средств овладения ими.

Из проблемной ситуации возникает проблема, в которой закрепляется противоречие между знанием о потребности человеческого общества в некоторых теоретических и практических действиях и незнанием путей и средств их достижения. Не каждая проблемная ситуация может повлечь за собой постановку научной проблемы. Следует различать научную и практическую проблему. В науке, изучающей какой-либо вид практической деятельности, исследователь исходит непосредственно от запросов практики, и решение любой научной проблемы способствует ее улучшению.

Проблема включает в себя рад тем – научных задач, охватывающих определенную область научного исследования [3, с. 36].

В ходе разработки темы или вопроса выдвигается определенная задача, например, разработать технологию. Решение проблемы заключается в более общей задаче, например, сделать открытие.

Выбор постановки проблемы или темы – сложная и ответственная задача, включающая несколько этапов, в ходе которых следует сформулировать проблему, разработать структуру проблемы, установить актуальность проблемы, т.е. ее ценность для науки и техники.

После того, как проблема обоснована и установлена ее структура, приступают к выбору темы научного исследования. К теме предъявляются следующие требования: актуальность, новизна, экономическая эффективность и значимость.

Научная работа должна быть актуальна и в научном, и в прикладном аспектах. Актуальность подразумевает под собой то, что скорейшее решение поставленных задач необходимо для практики или соответствующей научной отрасли.

Помимо этого, актуальность темы научной работы свидетельствует об актуальности объекта и предмета исследования. В первую очередь актуализация темы предусматривает ее связь с важными прикладными и научными задачами.

В научном аспекте актуальность может быть обоснована следующими факторами:

  • задачи фундаментальных исследований требуют разработки данной темы для объяснения новых фактов;
  • возможны и остро необходимы в современных условиях уточнение развития и разрешение проблемы научного исследования;
  • теоретические положения научного исследования позволяют устранить существующие разногласия в понимании процесса или явления;
  • гипотезы и закономерности, выдвинутые в научной работе, позволяют обобщить известные ранее и полученные соискателем эмпирические данные [2, с. 53].

В научной работе могут быть приведены следующие элементы новизны: новая сущность задачи, т.е. такая задача, поставлена впервые; новая постановка известных проблем или задач; новый метод решения; новое применение известного метода или решения; новые результаты и следствия [1, с. 34].

Для решения выявленной проблемы и поставленных задач используются разнообразные методы. Метод – совокупность приемов и операций, благодаря которым можно изучить и освоить действительность практически и теоретически.

Методы научного познания включают в себя всеобщие методы и методы конкретных наук. Методы также можно классифицировать по соотношению эмпирического и теоретического знания. Классификация методов научного познания проиллюстрирована на рисунке (рис.).

В каждой отрасли используются собственные конкретно-научные, специальные методы, которые обусловлены сущностью объекта исследования. Тем не менее, иногда характерные для одной науки методы применяются и в других науках. Так происходит поскольку объекты исследования данных наук подчиняются также и законам этой науки. Например, в экономике широко применяются статистические методы.

Рис. Методы научного познания

Таким образом, в ходе научной работы необходимо изначально выявить проблему, которая должна быть актуальна, исходя из этого формируется тема исследования. В ходе научного исследования используются разнообразные общенаучные и конкретно-научные методы для решения выявленной проблемы.

Текст статьи
  1. Крампит А.Г. Методология научных исследований. / А.Г. Крампит, Н.Ю. Крампит– Томск: Изд-во Том. политехн. ун-та, 2008. – 164 с.
  2. Колмогоров Ю.Н. Методы и средства научных исследований: учеб. пособие / Ю. Н. Колмогоров [и др.]. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017.– 152 с.
  3. Пономарев А.Б. Методология научных исследований: учеб. пособие / А.Б. Пономарев, Э.А. Пикулева. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. – 186 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая