На современном этапе развития общества становится очевидным, что в ближайшей перспективе курс на информационно-технологическое обеспечение экономической системы страны, а также и других областей, а именно военной, медицинской, образовательной и т.д., является приоритетным. Тенденция цифровизации жизненной деятельности человека, с одной стороны, облегчает и ускоряет получение конкретных данных и ответов на поставленные вопросы, с другой, - уменьшает, снижает и сводит к минимуму личное рассуждение, правильную оценку обстановки, развитие индивидуальных качеств и творческого потенциала. Особенно внешние и внутренние угрозы внедрения цифровых технологий отражаются на психологическом и эмоциональном благополучии всех участников образовательного процесса [11, с. 13].
Дистанционное общение преподавателя и студента приводит к снижению эффективности передачи педагогического опыта, основных практических навыков и приемов, возникает вероятность необъективности оценивания знаний. Практически отсутствует воспитательная функция образования, снижается педагогическое мастерство преподавателей, сказывается также отсутствие личного примера педагога, умения владеть собой, его реакции на реплики, возражения и недовольства студентов, возможности обращения за любой дополнительную помощь во время занятия.
Ученые стремятся определить золотую середину между положительными факторами инновационного образования и отрицательным явлением глобализации системы обучения и творческого развития личности [5, с.204].
О.Н. Четверикова приводит следующие недостатки осуществляемого проекта «Образование 2030»:
- прекращение действующей системы образования, эффективной, проверенной на практике многими поколениями учащихся;
- снижения уровня мышления;
- пассивность речевой функции.
Автор также говорит о надвигающей деградации личности, связанной с реализацией проекта «Образование 2030» [13, с. 45]. В.Р. Шаяхметова отмечает, что цифровизация жизненной деятельности человека приведет к снижению внимания, потере памяти и слабоумию [14, с. 26].
Необходимо отметить, что обучение и воспитание на протяжении прошедших столетий строились на живом общении учитель-ученик, воспитатель-воспитанник. Воспитатель и преподаватель каждый в своей области следил за обучаемым, за его развитием и становлением как грамотной и целостной личности. Старшие следили за младшими и помогали им в трудностях, переживали за них, проявляли заботу и любовь, прослеживалась преемственность и связь поколений. В предлагаемом и осуществляемом технологическом, цифровом проекте эти факторы не рассматривается, не учитывается мнение родительского сообщества; живое общение подчас заменяется электронным голосом, голосом робота, а не человека, видеозаписями лекций и т.п.
Это значит, что такое внедрение технологий идет не на пользу и назидание человеку, а на снижение уровня развития личности, цифровой зависимости и перестройку всего мировосприятия. Следовательно, необходимо найти пути решения создавшейся ситуации, поэтому мы обратили внимание на феномен эмоционального интеллекта, его значение для эмоциональной устойчивости студентов и преподавателей, особенно в дистанционном формате.
Концепция эмоционального интеллекта со времен введения его в понятийный аппарат в 1990 г. Дж. Мэйером и П. Сэловеем претерпела значительные изменения. Изучая различные подходы и представления об эмоциональном интеллекте, И.Н.Андреева приводит его консолидированное понятие: «ЭИ можно определить как интегральное когнитивно-личностное образование с наиболее выраженным когнитивным компонентом, совокупность умственных способностей к пониманию эмоций и управлению ими, компетенций, связанных с обработкой и трансформацией эмоциональной информации, а также коммуникативных, эмоциональных, интеллектуальных и регулятивных личностных свойств, содействующих адаптации индивида» [1, с. 108]. Соглашаясь с таким подходом автора к данной проблеме, можно обратить внимание на такой аспект, как взаимосвязь эмоционального интеллекта в части управления эмоциями, регуляции поведением с адаптацией личности в различных условиях. Таким образом, можно предположить, что уровень развития эмоционального интеллекта влияет на психологическую безопасность образовательной среды в условиях электронного обучения с использованием новых технологий и увеличивается в процессе духовно-нравственного, физического и профессионального совершенствования. Рассмотрим данное положение с учетом мнения ряда ученых.
Использование современных электронных технологий в образовании вытесняет живое общение педагога со студентами, меняет стиль восприятия информации, снижает получение опыта необходимых знаний и навыков от талантливых преподавателей и профессионалов в различных областях. Все это вызывает напряжение, сложность, снижение активности и эффективности развития потенциала личности, следовательно, отражается на психологическом и эмоциональном благополучии. Этот вопрос в настоящее время очень актуален, и его нужно решать в контексте поддержания живого общения, личностно-ориентированного, а не информационно-принудительного взаимодействия между людьми и установления дистанции между ними [11, с. 13].
Психологическая безопасность образовательной среды – это важная категория в образовании. Также этот феномен влияет на успешное формирование лучших человеческих качеств личности. Существенными признаками понятия психологической безопасности образовательной среды, по мнению И.А. Баевой, являются: комфортность; психологическая безопасность личности; личная оценка педагогов и учащихся; защищенность от психологического насилия [2, с. 283].
В.В. Бедрина к основным признакам психологической безопасности в образовании относит: избежание рисков в будущем; нейтрализацию угроз; поддержание позитивного настроения [3, с. 163].
Г.Н. Казанцева затрагивает тему взаимодействия объектов и субъектов в образовательном пространстве и обращает внимание на роль эмоциональной культуры в социуме. С точки зрения автора, психологическая безопасность в образовательной сфере рассматривается в двух аспектах: как совокупность условий, которые способствуют раскрытию потенциала личности; как совокупность способностей ассертивного и ненасильственного общения всех участников образовательно-воспитательного процесса. Эти факторы формирования психологически безопасной образовательной среды связаны с характеристиками такого важнейшего условия эффективного общения и социального взаимодействия, как эмоциональная культура [8, с. 289].
Если говорить о роли эмоционального интеллекта для современного человека с точки зрения управления своим настроением, эмоциями и поведением, то ученые в XXI веке этому феномену уделяют пристальное внимание. Это говорит о важности развития умения владеть собой для отдельно взятой личности и эмоционального благополучия общества в целом.
Понимание проблемы быстро меняющегося окружающего мира, трансформация образовательного пространства, неуверенность в завтрашнем дне, неопределенность будущего – все это актуализировало проблемы адаптации молодых людей к обучению в дистанционной форме. Отсутствие знаний об эмоциональном интеллекте у студентов затрудняет восприятие информации, и в сложившейся разрозненной, разобщенной социальной среде учебного заведения является причиной снижения уровня понимания получаемых знаний студентом, академической успеваемости и увеличения вероятности отчисления из образовательного учреждения, что, несомненно, скажется на его последующих жизненных этапах [6, с. 5]. При дистанционной форме обучения студенты испытывают все больше и больше отрицательных эмоций (одиночество, замкнутость, малоподвижность, сонливость, недовольство, тревогу, уныние, озлобленность, отчаяние и т.п.), эти факторы негативным образом влияют на здоровье, поведение и мировоззрение человека.
Отсутствие визуального контакта с преподавателями и сокурсниками, технические проблемы и сбои, недостаток личного общения, отсутствие эмпатии, моральной поддержки, эмоциональное напряжение - все это может спровоцировать депрессивное состояние личности, влияющее на успешность обучения и появлению психосоматических расстройств. Поэтому повышение уровня эмоционального интеллекта, в том числе таких составляющих, как понимание и управление своими эмоциями, поможет овладеть навыком регуляции эмоциональных состояний, проявлять самообладание в любых условиях.
Следовательно, в условиях электронной образовательной среды вузам необходимо проводить мероприятия в форме лекций, вебинаров, тренингов с целью поддержки студентов в непростой период дистанционного обучения через развитие эмоционального интеллекта, что повысит уровень социально-психологической безопасности при погружении в новый образовательный формат. Формирование осознанности собственных эмоций и эмоциональных реакций позволит студентам улучшить показатели эмпатии, эмоциональной регуляции, качества жизни и благополучия, а также снизит уровень стресса, тревоги. Все это должно положительно сказаться на академической успеваемости, эмоциональном благополучии и социально-психологической безопасности личности.
Поэтому эмоциональный интеллект является значимым показателем в развитии и обучении студентов [4, с. 72]. В модели эмоционального интеллекта выделяют пять основных составляющих: самосознание, саморегулирование, социальные навыки, эмпатию, мотивацию. Перечисленные структурные составляющие эмоционального интеллекта влияют на академические достижения студентов, их поведение, способность реагировать и умение адаптироваться в разных ситуациях, в том числе в условиях дистанционного обучения, что тесно связано с системой информационно-психологической безопасности личности [7, с. 20].
Сейчас ни для кого не является секретом тот факт, что даже после прекращения пандемии COVID-19 к дистанционному обучению будут переходить все больше вузов. Конечно, к основным плюсам электронного образования можно отнести решение проблем доступности образования, расширение возможностей выбора формы обучения, увеличение разнообразия инструментов передачи знаний [10, с. 2]. Однако наиболее существенными недостатками системы электронного образования являются проблемы социализации и передачи неявного знания [12, с. 7]. Переход от очного к дистанционному обучению, с одной стороны, решает огромное количество вопросов, связанных с технологиями и способами получения знаний, но также порождает новые проблемы в виде психических стрессовых факторов: психоэмоциональное напряжение в процессе обучения и во время экзаменационной сессии как у студентов, так и у преподавателей и т.п.; возникновение конфликтных ситуаций в ходе недостаточного взаимодействия всех участников образовательного процесса, неподготовленность самого профессорско-преподавательского состава к проведению занятий в цифровом формате и другие стрессовые ситуации, предопределяющие возникновение тревожно-депрессивных реакций. «Моментальный и повсеместный переход на дистанционные формы обучения является тем самым шоковым стрессовым фактором, усугубляющим психическое состояние студентов, – считает И.В.Матошина, исследуя с медицинской точки зрения данную проблему, – поэтому крайне важным в условиях оказания дистанционных образовательных услуг является умение управлять эмоциональными реакциями, снижая тем самым уровень агрессии и тревожности» [9, с. 24].
Лишение совместного общения педагога и учащихся ведет к прекращению передачи богатого опыта преподавателя студентам, тенденции подготовки не будущего профессионала, а выпускников низкого уровня компетенций во всех учебных заведениях.
Соответственно, поддержание и повышение уровня эмоционального интеллекта, в том числе таких составляющих, как осознание эмоций, управление эмоциональным настроением, может помочь проявлять самообладание в любых условиях.
Итак, учитывая сложившуюся обстановку в сфере обучения и воспитания в условиях электронной среды, необходимо понимать все многоуровневые проблемы и последствия дистанционного обучения, возникшие в учебных заведениях страны, а главное – опасное индивидуальное внутреннее состояние каждого человека в таком положении. Для этого выделим особенности последствий предлагаемого обучения и меры, предпринимаемые для поддержания здоровья и эмоционального благополучия. Отрицательными последствиями информационного потока на человеческое общество являются:
- снижение уровня умственной и физической активности человека;
- доверие получаемой электронной информации, а не преподавателям, воспитателям и своему личному пониманию сути проблем и вопросов;
- уединение и замкнутость человека;
- неспособность противостоять собственным тревожным мыслям и негативным эмоциям;
- появление слабости, сонливости, уныния и отчаяния в заданном ритме жизни.
Мерами противодействия надвигающей опасности электронного порабощения с целью становления и развития духовно-нравственной и профессиональной личности с лучшими человеческими качествами являются:
- повышение уровня эмоционального интеллекта;
- создание условий для реализации творческих и профессиональных способностей;
- проведение комплексных исследований влияния дистанционного обучения на успеваемость, эмоциональное благополучие преподавателей и студентов, развитие креативности и т.п.
- активная жизненная позиция.
Учитывая отрицательные последствия информационного потока на человека и психологическую безопасность образовательной среды, эмоциональному интеллекту отводится особая роль в качестве регулятора эмоциями и чувствами для поддержания бодрого и творческого настроения личности, что позволит сохранять работоспособность каждого отдельного человека, коллектива и общества в целом, противостоять унынию, тревогам, стрессам и отчаянию.