Значение эмоционального интеллекта студентов для психологической безопасности образовательной среды в условиях дистанционного обучения
научный журнал «Актуальные исследования» #12 (39), март '21

Значение эмоционального интеллекта студентов для психологической безопасности образовательной среды в условиях дистанционного обучения

В статье говорится о возможностях и угрозах цифровизации образования, эмоциональном благополучии студентов, психологической безопасности образовательной среды, уделяется внимание проблеме развития эмоционального интеллекта в условиях реализации образовательного процесса в дистанционном формате.

Аннотация статьи
эмоциональное благополучие
психологическая безопасность образовательной среды
студенты
дистанционное обучение
эмоциональный интеллект
Ключевые слова

На современном этапе развития общества становится очевидным, что в ближайшей перспективе курс на информационно-технологическое обеспечение экономической системы страны, а также и других областей, а именно военной, медицинской, образовательной и т.д., является приоритетным. Тенденция цифровизации жизненной деятельности человека, с одной стороны, облегчает и ускоряет получение конкретных данных и ответов на поставленные вопросы, с другой, - уменьшает, снижает и сводит к минимуму личное рассуждение, правильную оценку обстановки, развитие индивидуальных качеств и творческого потенциала. Особенно внешние и внутренние угрозы внедрения цифровых технологий отражаются на психологическом и эмоциональном благополучии всех участников образовательного процесса [11, с. 13].

Дистанционное общение преподавателя и студента приводит к снижению эффективности передачи педагогического опыта, основных практических навыков и приемов, возникает вероятность необъективности оценивания знаний. Практически отсутствует воспитательная функция образования, снижается педагогическое мастерство преподавателей, сказывается также отсутствие личного примера педагога, умения владеть собой, его реакции на реплики, возражения и недовольства студентов, возможности обращения за любой дополнительную помощь во время занятия.

Ученые стремятся определить золотую середину между положительными факторами инновационного образования и отрицательным явлением глобализации системы обучения и творческого развития личности [5, с.204].

О.Н. Четверикова приводит следующие недостатки осуществляемого проекта «Образование 2030»:

  • прекращение действующей системы образования, эффективной, проверенной на практике многими поколениями учащихся;
  • снижения уровня мышления;
  • пассивность речевой функции.

Автор также говорит о надвигающей деградации личности, связанной с реализацией проекта «Образование 2030» [13, с. 45]. В.Р. Шаяхметова отмечает, что цифровизация жизненной деятельности человека приведет к снижению внимания, потере памяти и слабоумию [14, с. 26].

 Необходимо отметить, что обучение и воспитание на протяжении прошедших столетий строились на живом общении учитель-ученик, воспитатель-воспитанник. Воспитатель и преподаватель каждый в своей области следил за обучаемым, за его развитием и становлением как грамотной и целостной личности. Старшие следили за младшими и помогали им в трудностях, переживали за них, проявляли заботу и любовь, прослеживалась преемственность и связь поколений. В предлагаемом и осуществляемом технологическом, цифровом проекте эти факторы не рассматривается, не учитывается мнение родительского сообщества; живое общение подчас заменяется электронным голосом, голосом робота, а не человека, видеозаписями лекций и т.п.

Это значит, что такое внедрение технологий идет не на пользу и назидание человеку, а на снижение уровня развития личности, цифровой зависимости и перестройку всего мировосприятия. Следовательно, необходимо найти пути решения создавшейся ситуации, поэтому мы обратили внимание на феномен эмоционального интеллекта, его значение для эмоциональной устойчивости студентов и преподавателей, особенно в дистанционном формате.

Концепция эмоционального интеллекта со времен введения его в понятийный аппарат в 1990 г. Дж. Мэйером и П. Сэловеем претерпела значительные изменения. Изучая различные подходы и представления об эмоциональном интеллекте, И.Н.Андреева приводит его консолидированное понятие: «ЭИ можно определить как интегральное когнитивно-личностное образование с наиболее выраженным когнитивным компонентом, совокупность умственных способностей к пониманию эмоций и управлению ими, компетенций, связанных с обработкой и трансформацией эмоциональной информации, а также коммуникативных, эмоциональных, интеллектуальных и регулятивных личностных свойств, содействующих адаптации индивида» [1, с. 108]. Соглашаясь с таким подходом автора к данной проблеме, можно обратить внимание на такой аспект, как взаимосвязь эмоционального интеллекта в части управления эмоциями, регуляции поведением с адаптацией личности в различных условиях. Таким образом, можно предположить, что уровень развития эмоционального интеллекта влияет на психологическую безопасность образовательной среды в условиях электронного обучения с использованием новых технологий и увеличивается в процессе духовно-нравственного, физического и профессионального совершенствования. Рассмотрим данное положение с учетом мнения ряда ученых.

Использование современных электронных технологий в образовании вытесняет живое общение педагога со студентами, меняет стиль восприятия информации, снижает получение опыта необходимых знаний и навыков от талантливых преподавателей и профессионалов в различных областях. Все это вызывает напряжение, сложность, снижение активности и эффективности развития потенциала личности, следовательно, отражается на психологическом и эмоциональном благополучии. Этот вопрос в настоящее время очень актуален, и его нужно решать в контексте поддержания живого общения, личностно-ориентированного, а не информационно-принудительного взаимодействия между людьми и установления дистанции между ними [11, с. 13].

Психологическая безопасность образовательной среды – это важная категория в образовании. Также этот феномен влияет на успешное формирование лучших человеческих качеств личности. Существенными признаками понятия психологической безопасности образовательной среды, по мнению И.А. Баевой, являются: комфортность; психологическая безопасность личности; личная оценка педагогов и учащихся; защищенность от психологического насилия [2, с. 283].

В.В. Бедрина к основным признакам психологической безопасности в образовании относит: избежание рисков в будущем; нейтрализацию угроз; поддержание позитивного настроения [3, с. 163].

Г.Н. Казанцева затрагивает тему взаимодействия объектов и субъектов в образовательном пространстве и обращает внимание на роль эмоциональной культуры в социуме. С точки зрения автора, психологическая безопасность в образовательной сфере рассматривается в двух аспектах: как совокупность условий, которые способствуют раскрытию потенциала личности; как совокупность способностей ассертивного и ненасильственного общения всех участников образовательно-воспитательного процесса. Эти факторы формирования психологически безопасной образовательной среды связаны с характеристиками такого важнейшего условия эффективного общения и социального взаимодействия, как эмоциональная культура [8, с. 289].

Если говорить о роли эмоционального интеллекта для современного человека с точки зрения управления своим настроением, эмоциями и поведением, то ученые в XXI веке этому феномену уделяют пристальное внимание. Это говорит о важности развития умения владеть собой для отдельно взятой личности и эмоционального благополучия общества в целом.

Понимание проблемы быстро меняющегося окружающего мира, трансформация образовательного пространства, неуверенность в завтрашнем дне, неопределенность будущего – все это актуализировало проблемы адаптации молодых людей к обучению в дистанционной форме. Отсутствие знаний об эмоциональном интеллекте у студентов затрудняет восприятие информации, и в сложившейся разрозненной, разобщенной социальной среде учебного заведения является причиной снижения уровня понимания получаемых знаний студентом, академической успеваемости и увеличения вероятности отчисления из образовательного учреждения, что, несомненно, скажется на его последующих жизненных этапах [6, с. 5]. При дистанционной форме обучения студенты испытывают все больше и больше отрицательных эмоций (одиночество, замкнутость, малоподвижность, сонливость, недовольство, тревогу, уныние, озлобленность, отчаяние и т.п.), эти факторы негативным образом влияют на здоровье, поведение и мировоззрение человека.

Отсутствие визуального контакта с преподавателями и сокурсниками, технические проблемы и сбои, недостаток личного общения, отсутствие эмпатии, моральной поддержки, эмоциональное напряжение - все это может спровоцировать депрессивное состояние личности, влияющее на успешность обучения и появлению психосоматических расстройств. Поэтому повышение уровня эмоционального интеллекта, в том числе таких составляющих, как понимание и управление своими эмоциями, поможет овладеть навыком регуляции эмоциональных состояний, проявлять самообладание в любых условиях.

Следовательно, в условиях электронной образовательной среды вузам необходимо проводить мероприятия в форме лекций, вебинаров, тренингов с целью поддержки студентов в непростой период дистанционного обучения через развитие эмоционального интеллекта, что повысит уровень социально-психологической безопасности при погружении в новый образовательный формат. Формирование осознанности собственных эмоций и эмоциональных реакций позволит студентам улучшить показатели эмпатии, эмоциональной регуляции, качества жизни и благополучия, а также снизит уровень стресса, тревоги. Все это должно положительно сказаться на академической успеваемости, эмоциональном благополучии и социально-психологической безопасности личности.

Поэтому эмоциональный интеллект является значимым показателем в развитии и обучении студентов [4, с. 72]. В модели эмоционального интеллекта выделяют пять основных составляющих: самосознание, саморегулирование, социальные навыки, эмпатию, мотивацию. Перечисленные структурные составляющие эмоционального интеллекта влияют на академические достижения студентов, их поведение, способность реагировать и умение адаптироваться в разных ситуациях, в том числе в условиях дистанционного обучения, что тесно связано с системой информационно-психологической безопасности личности [7, с. 20].

Сейчас ни для кого не является секретом тот факт, что даже после прекращения пандемии COVID-19 к дистанционному обучению будут переходить все больше вузов. Конечно, к основным плюсам электронного образования можно отнести решение проблем доступности образования, расширение возможностей выбора формы обучения, увеличение разнообразия инструментов передачи знаний [10, с. 2]. Однако наиболее существенными недостатками системы электронного образования являются проблемы социализации и передачи неявного знания [12, с. 7]. Переход от очного к дистанционному обучению, с одной стороны, решает огромное количество вопросов, связанных с технологиями и способами получения знаний, но также порождает новые проблемы в виде психических стрессовых факторов: психоэмоциональное напряжение в процессе обучения и во время экзаменационной сессии как у студентов, так и у преподавателей и т.п.; возникновение конфликтных ситуаций в ходе недостаточного взаимодействия всех участников образовательного процесса, неподготовленность самого профессорско-преподавательского состава к проведению занятий в цифровом формате и другие стрессовые ситуации, предопределяющие возникновение тревожно-депрессивных реакций. «Моментальный и повсеместный переход на дистанционные формы обучения является тем самым шоковым стрессовым фактором, усугубляющим психическое состояние студентов, – считает И.В.Матошина, исследуя с медицинской точки зрения данную проблему, – поэтому крайне важным в условиях оказания дистанционных образовательных услуг является умение управлять эмоциональными реакциями, снижая тем самым уровень агрессии и тревожности» [9, с. 24].

Лишение совместного общения педагога и учащихся ведет к прекращению передачи богатого опыта преподавателя студентам, тенденции подготовки не будущего профессионала, а выпускников низкого уровня компетенций во всех учебных заведениях.

Соответственно, поддержание и повышение уровня эмоционального интеллекта, в том числе таких составляющих, как осознание эмоций, управление эмоциональным настроением, может помочь проявлять самообладание в любых условиях.

Итак, учитывая сложившуюся обстановку в сфере обучения и воспитания в условиях электронной среды, необходимо понимать все многоуровневые проблемы и последствия дистанционного обучения, возникшие в учебных заведениях страны, а главное – опасное индивидуальное внутреннее состояние каждого человека в таком положении. Для этого выделим особенности последствий предлагаемого обучения и меры, предпринимаемые для поддержания здоровья и эмоционального благополучия. Отрицательными последствиями информационного потока на человеческое общество являются:

  • снижение уровня умственной и физической активности человека;
  • доверие получаемой электронной информации, а не преподавателям, воспитателям и своему личному пониманию сути проблем и вопросов;
  • уединение и замкнутость человека;
  • неспособность противостоять собственным тревожным мыслям и негативным эмоциям;
  • появление слабости, сонливости, уныния и отчаяния в заданном ритме жизни.

Мерами противодействия надвигающей опасности электронного порабощения с целью становления и развития духовно-нравственной и профессиональной личности с лучшими человеческими качествами являются:

  • повышение уровня эмоционального интеллекта;
  • создание условий для реализации творческих и профессиональных способностей;
  • проведение комплексных исследований влияния дистанционного обучения на успеваемость, эмоциональное благополучие преподавателей и студентов, развитие креативности и т.п.
  • активная жизненная позиция.

Учитывая отрицательные последствия информационного потока на человека и психологическую безопасность образовательной среды, эмоциональному интеллекту отводится особая роль в качестве регулятора эмоциями и чувствами для поддержания бодрого и творческого настроения личности, что позволит сохранять работоспособность каждого отдельного человека, коллектива и общества в целом, противостоять унынию, тревогам, стрессам и отчаянию.

Текст статьи
  1. Андреева И.Н. Современные представления об эмоциональном интеллекте и его месте в структуре личности // Журнал. Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2017. № 2. С. 104-109.
  2. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: как ее создать и измерить // Экопсихологические исследования – 6: экология детства и психология устойчивого развития. 2020. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-bezopasnost-obrazovatelnoy-sredy-kak-ee-sozdat-i-izmerit (дата обращения: 18.10.2020).
  3. Бедрина В.В., Личутин А.В. Психологическая безопасность образовательной среды: формирование понятия // Преподаватель ХХI век. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-bezopasnost-obrazovatelnoy-sredy-formirovanie-ponyatiya (дата обращения: 18.10.2020). Бедрина В.В., Личутин А.В. Психологическая безопасность образовательной среды: формирование понятия // Преподаватель ХХI век. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-bezopasnost-obrazovatelnoy-sredy-formirovanie-ponyatiya (дата обращения: 18.10.2020).
  4. Берман Н.Д. Влияние эмоционального интеллекта на успеваемость студентов // Science innovation. - 2020. – С. 72-74.
  5. Гнаповская Л., Карпова В. Глобализация и инновации в образовании: аргументы «За» и «Против» // Наукові записки Тернопільського національного педагогічного університету. Серія: педагогіка. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/globalizatsiya-i-innovatsii-v-obrazovanii-argumenty-za-i-protiv (дата обращения: 11.10.2020).
  6. Гордиенко В. Н., Гордиенко Т.И. Уровень эмоционального интеллекта как психологический фактор адаптированности студентов к вузу // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uroven-emotsionalnogo-intellekta-kak-psihologicheskiy-faktor-adaptirovannosti-studentov-k-vuzu (дата обращения: 14.10.2020).
  7. Демина Л.Д., Манянина Т.В. Эмоциональный интеллект в организации психологической культуры личности и ее информационно-психологической защищенности // Известия АлтГУ. 2014. №2 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-v-organizatsii-psihologicheskoy-kultury-lichnosti-i-ee-informatsionno-psihologicheskoy-zaschischennosti (дата обращения: 11.10.2020).
  8. Казанцева Г.Н., Маджуга А.Г., Загитов А.Р. Эмоциональная культура как основа психологической безопасности образовательной среды // Здоровье и образование в XXI веке. 2013. №1-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnaya-kultura-kak-osnova-psihologicheskoy-bezopasnosti-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 18.10.2020).
  9. Матошина И.В., Краля О.В. Некоторые особенности моделирования основных мероприятий профилактики пограничных психических расстройств в условиях реализации образовательного процесса в дистанционном формате // Acta Medica Eurasica. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-modelirovaniya-osnovnyh-meropriyatiy-profilaktiki-pogranichnyh-psihicheskih-rasstroystv-v-usloviyah (дата обращения: 11.10.2020).
  10. Потебня А.Н., Трощий О.В., Слепченко Ю.В., Дзюба Р.С. Дистанционное обучение в системе высшего образования: преимущества, недостатки и перспективы // Colloquium-journal. 2020. №23 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya-preimuschestva-nedostatki-i-perspektivy-1 (дата обращения: 18.10.2020).
  11. Родионова Е.В., Конюхова Т.В., Конюхова Е.Т. Эмоциональное благополучие как показатель социально-психологической безопасности студентов // Векторы благополучия: экономика и социум. 2020. №2 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-blagopoluchie-kak-pokazatel-sotsialno-psihologicheskoy-bezopasnosti-studentov (дата обращения: 04.10.2020).
  12. Устюжанина Е.В., Евсюков С.Г. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2018. №1 (97). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-obrazovatelnoy-sredy-vozmozhnosti-i-ugrozy (дата обращения: 11.10.2020).
  13. Четверикова О.Н. О некоторых опасных аспектах проекта "цифровая школа" // Образовательные технологии (г. Москва). 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-opasnyh-aspektah-proekta-tsifrovaya-shkola (дата обращения: 11.10.2020).
  14. Шаяхметова В.Р. Ценностные ориентиры в условиях цифровизации образования: новая реальность / новая утопия? // Вестник ПГГПУ. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientiry-v-usloviyah-tsifrovizatsii-obrazovaniya-novaya-realnost-novaya-utopiya (дата обращения: 11.10.2020).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа