Свою педагогическую деятельность я начала в 1998 году. На протяжении 17лет работала в школе учителем начальных классов. А теперь я воспитатель в дошкольной разновозрастной группе. Очень часто у меня интересуются: где тяжелее работать в детском садике или в школе. С уверенностью могу сказать, что для меня работа воспитателем оказалась сложнее. Самый главный фактор, влияющий на это – родители воспитанников. Семья и детский сад – важнейшие социальные институты, определяющие развитие маленького ребёнка. У семейного и общественного дошкольного воспитания различное предназначение, у каждого своя уникальная миссия, поэтому семья и ДОУ не могут друг друга заменить. С родителями воспитанников воспитатель постоянно находится в тесном взаимодействии с самой первой минуты, когда ребенок переступил порог детского сада. Воспитатель – это работник дошкольного учреждения, который отвечает за жизнь и здоровье детей, осуществляющий воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой детского сада. А родитель является "заказчиком", которому хочется чтобы именно его ребенку было уделено максимум внимания, а также созданы лучшие благоприятные условия. И зачастую среди педагогов можно услышать – «конфликтные родители». Были ситуации, когда родители приводили больного ребёнка в детский сад, а когда говоришь, что не будем принимать нездорового малыша, то на этой почве сразу возникала конфликтная ситуация. Есть родители, которые систематически «забывают» вовремя внести плату за детский сад, и на каждое напоминание об этом родитель реагирует агрессивно. И что делать? Вот поэтому я решила расширить свой круг теоретических знаний, практических умений и навыков по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников. Начала разбираться в этом подробнее, чтобы избежать конфликтов в системе «воспитатель - родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Конфликт является нормой общественной жизни. Вместе с тем, психологи подчёркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.
Причины конфликтов могут быть различные.
Со стороны родителя:
- не удовлетворён положением ребёнка в коллективе;
- не нравится отношение воспитателя к ребенку;
- не устраивает организация воспитательно-образовательного процесса в целом.
Родители считают, что с ребенком недостаточно занимаются; что воспитатель не может наладить контакт с ребенком; что, приведя, ребенка его обижают и дети и воспитатель; что заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал; воспитатель мало уделяет внимания ребенку, в результате чего гиперактивные и агрессивные дети, укусили ,ударили, поцарапали его; плохо следят за внешним видом ребенка.
Со стороны воспитателя:
- неуважительно относятся к персоналу детского сада;
- забывают оплатить квитанции;
- забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;
- приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);
- поздно забирают детей;
- плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку;
- предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.
Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:
- Возникновение конфликта (появление противоречий),
- Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной стороной,
- Конфликтное поведение,
- Исход конфликта.
Существуют положительные и отрицательные стороны конфликтов.
Положительные: получение социального опыта, нормализация морального состояния, получение новой информации, разрядка напряжённости, помогает прояснить отношения, стимулирует позитивные изменения.
Отрицательные: настроение враждебности, ухудшение социального самочувствия, формализация общения, умышленное и целенаправленное деструктивное поведение, эмоциональные затраты, ухудшение здоровья,
снижение работоспособности. Таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно. Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций.
Конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера
Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера
Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны. Необходимо выработать у воспитателей умение позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать конфликтные ситуации в процессе взаимодействия «воспитатель-родитель»; способствовать осознанию воспитателем причин и последствий конфликта.
Конфликтные ситуации в процессе взаимодействия воспитателя с родителями воспитанника могут возникнуть по разным причинам. Перед воспитателем ДОУ стоит задача найти правильный выход из сложившейся ситуации. Для формирования правильного умения вести себя с родителями и общаться без конфликтов есть ряд упражнений.
Упражнение «Ваши предложения»
Задание. Сформулировать и записать несколько рекомендаций по проведению мероприятий, которые могут помочь сплотить воспитателей и родителей.
Инструкция. Для выполнения задания необходимо разделиться на подгруппы: каждая представляет свой перечень мероприятий и объясняет целесообразность их реализации.
Упражнение «Предъявление конфликтной ситуации».
Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями. Необходимо показать развязку данной ситуации, выбрав внутри группы роль воспитателя и роль родителя.
Упражнение «Список претензий к родителям».
Цель: осознание воспитателем невозможности построения общения на взаимных претензиях.
Инструкция: наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, мы не всегда довольны друг другом, иногда наши самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, наши родители не устраивают нас. Давайте проанализируем наше недовольство родителями группы и назовем это списком претензий, претензии вносим напротив каждой фамилии, необходимо быть предельно откровенным, ведь претензии могут быть даже самыми незначительными, но обязательными конкретными. Вывод: чтобы принять людей, нужно понять, чем они вас не устраивают.
Упражнение «Желаю Вам...».
Цель: развивать умение доброжелательно общаться с родителями.
Инструкция: сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент – похвала успехов их ребенка.
Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психофизических расстройств важно уметь забывать. Как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.
Упражнение на стирание антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши ластик. Медленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. Стирайте до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
Поэтому воспитателю надо решать спорный вопрос в настоящем времени, не вспоминая прошлое, адекватно воспринимать и осознавать суть конфликта, быть доброжелательным, ставить себя на место оппонента,
не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов, уметь аргументированно высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований. «Мудрость заключается в том, чтобы уметь изменять то, что изменить можно, уметь смириться с тем, что изменить нельзя, и уметь отличить одно от другого». Если вы не в состоянии изменить ситуацию, значит необходимо поменять отношение к этой ситуации.