Главная
АИ #12 (39)
Статьи журнала АИ #12 (39)
Рекомендации для воспитателей ДОУ по профилактике и разрешению конфликтов с роди...

Рекомендации для воспитателей ДОУ по профилактике и разрешению конфликтов с родителями

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

конфликт
профилактика
воспитатель
родитель

Аннотация статьи

В статье содержатся рекомендации воспитателям ДОУ по профилактике и разрешению конфликтов с родителями.

Текст статьи

Свою педагогическую деятельность я начала в 1998 году. На протяжении 17лет работала в школе учителем начальных классов. А теперь я воспитатель в дошкольной разновозрастной группе. Очень часто у меня интересуются: где тяжелее работать в детском садике или в школе. С уверенностью могу сказать, что для меня работа воспитателем оказалась сложнее. Самый главный фактор, влияющий на это – родители воспитанников. Семья и детский сад – важнейшие социальные институты, определяющие развитие маленького ребёнка. У семейного и общественного дошкольного воспитания различное предназначение, у каждого своя уникальная миссия, поэтому семья и ДОУ не могут друг друга заменить. С родителями воспитанников воспитатель постоянно находится в тесном взаимодействии с самой первой минуты, когда ребенок переступил порог детского сада. Воспитатель – это работник дошкольного учреждения, который отвечает за жизнь и здоровье детей, осуществляющий воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой детского сада. А родитель является "заказчиком", которому хочется чтобы именно его ребенку было уделено максимум внимания, а также созданы лучшие благоприятные условия. И зачастую среди педагогов можно услышать – «конфликтные родители». Были ситуации, когда родители приводили больного ребёнка в детский сад, а когда говоришь, что не будем принимать нездорового малыша, то на этой почве сразу возникала конфликтная ситуация. Есть родители, которые систематически «забывают» вовремя внести плату за детский сад, и на каждое напоминание об этом родитель реагирует агрессивно. И что делать? Вот поэтому я решила расширить свой круг теоретических знаний, практических умений и навыков по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников. Начала разбираться в этом подробнее, чтобы избежать конфликтов в системе «воспитатель - родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Конфликт является нормой общественной жизни. Вместе с тем, психологи подчёркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

Причины конфликтов могут быть различные.

Со стороны родителя:

  • не удовлетворён положением ребёнка в коллективе;
  • не нравится отношение воспитателя к ребенку;
  • не устраивает организация воспитательно-образовательного процесса в целом.

Родители считают, что с ребенком недостаточно занимаются; что воспитатель не может наладить контакт с ребенком; что, приведя, ребенка его обижают и дети и воспитатель; что заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал; воспитатель мало уделяет внимания ребенку, в результате чего гиперактивные и агрессивные дети, укусили ,ударили, поцарапали его; плохо следят за внешним видом ребенка.

Со стороны воспитателя:

  • неуважительно относятся к персоналу детского сада;
  • забывают оплатить квитанции;
  • забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;
  • приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);
  • поздно забирают детей;
  • плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку;
  • предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:

  1. Возникновение конфликта (появление противоречий),
  2. Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной стороной,
  3. Конфликтное поведение,
  4. Исход конфликта.

Существуют положительные и отрицательные стороны конфликтов.

Положительные: получение социального опыта, нормализация морального состояния, получение новой информации, разрядка напряжённости, помогает прояснить отношения, стимулирует позитивные изменения.

Отрицательные: настроение враждебности, ухудшение социального самочувствия, формализация общения, умышленное и целенаправленное деструктивное поведение, эмоциональные затраты, ухудшение здоровья,

снижение работоспособности. Таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно. Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций.

Конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны. Необходимо выработать у воспитателей умение позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать конфликтные ситуации в процессе взаимодействия «воспитатель-родитель»; способствовать осознанию воспитателем причин и последствий конфликта.

Конфликтные ситуации в процессе взаимодействия воспитателя с родителями воспитанника могут возникнуть по разным причинам. Перед воспитателем ДОУ стоит задача найти правильный выход из сложившейся ситуации. Для формирования правильного умения вести себя с родителями и общаться без конфликтов есть ряд упражнений.

Упражнение «Ваши предложения»

Задание. Сформулировать и записать несколько рекомендаций по проведению мероприятий, которые могут помочь сплотить воспитателей и родителей.

Инструкция. Для выполнения задания необходимо разделиться на подгруппы: каждая представляет свой перечень мероприятий и объясняет целесообразность их реализации.

Упражнение «Предъявление конфликтной ситуации».

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями. Необходимо показать развязку данной ситуации, выбрав внутри группы роль воспитателя и роль родителя.

Упражнение «Список претензий к родителям».

Цель: осознание воспитателем невозможности построения общения на взаимных претензиях.

Инструкция: наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, мы не всегда довольны друг другом, иногда наши самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, наши родители не устраивают нас. Давайте проанализируем наше недовольство родителями группы и назовем это списком претензий, претензии вносим напротив каждой фамилии, необходимо быть предельно откровенным, ведь претензии могут быть даже самыми незначительными, но обязательными конкретными. Вывод: чтобы принять людей, нужно понять, чем они вас не устраивают.

Упражнение «Желаю Вам...».

Цель: развивать умение доброжелательно общаться с родителями.

Инструкция: сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент – похвала успехов их ребенка.

Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психофизических расстройств важно уметь забывать. Как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.

Упражнение на стирание антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши ластик. Медленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. Стирайте до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

Поэтому воспитателю надо решать спорный вопрос в настоящем времени, не вспоминая прошлое, адекватно воспринимать и осознавать суть конфликта, быть доброжелательным, ставить себя на место оппонента,

не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов, уметь аргументированно высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований. «Мудрость заключается в том, чтобы уметь изменять то, что изменить можно, уметь смириться с тем, что изменить нельзя, и уметь отличить одно от другого». Если вы не в состоянии изменить ситуацию, значит необходимо поменять отношение к этой ситуации.

Поделиться

3898

Сычева Л. В. Рекомендации для воспитателей ДОУ по профилактике и разрешению конфликтов с родителями // Актуальные исследования. 2021. №12 (39). С. 67-69. URL: https://apni.ru/article/2095-rekomendatsii-dlya-vospitatelej-dou-po-profil

Похожие статьи

Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа